В этом спектакле, за исключением старенького, помятого самовара, нет псевдорусских атрибутов, увы, привычных для немецких интерпретаций русской классики. Здесь никто не ходит по сцене в зипунах и телогрейках, не пьет водку из горлышка и не стреляет из автомата Калашникова. На сцене темно, пусто и мрачно. Вместо потолка - покатая крыша. Персонажи, уходящие с авансцены, вынуждены пригибаться и садиться на корточки.
Этот не то чердак, не то подвал с его черными стенами, углами и нишами, из которых неожиданно появляются Аглая и Настасья Филипповна, больше подошел бы постановке драмы "На дне" Горького. Данное впечатление еще больше усиливают отблески огня на заднем плане - не пожара, но огня примитивной железной печки, которая во втором действии оказывается на переднем плане, правда, уже погасшая.
Впрочем, чего уж никак не могло быть ни в горьковской ночлежке, ни в доме генерала Епанчина, где поселился князь Мышкин, вернувшийся в Петербург из швейцарского нервного санатория, так это пяти огромных дисплеев на потолке. На них сначала можно было увидеть отражение лесного пейзажа в воде, а потом - нерезкие, расплывающиеся лица каких-то людей.
О предназначении этих видеодисплеев и смысле изображаемого на них зрители могли только догадываться. Как и о том, почему автор инсценировки "Идиота" и режиссер спектакля Штефан Киммиг (Stephan Kimmig) вычеркнул из числа действующих лиц упомянутого генерала Епанчина, а заодно и нескольких других персонажей. Понятно, что Киммиг не хотел перегружать действие, но тогда зачем он "разбросал" по монологам и диалогам оставшихся героев и героинь подробные философские и мировоззренческие пассажи из романа Достоевского? Со сцены они звучат тяжеловесно, дидактически, порой непонятно для тех зрителей, кто не знаком с книгой. Кроме того, произведенная Киммигом вивисекция - тут отрезал, там прибавил - обеднила не только фабулу "Идиота".
Ефим Шуман
Читать полностью: http://www.dw.de/%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BD%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8/a-17223821
Journal information