Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Чертоза Сан-Лоренцо-ди-Падула. Часть 3

Оригинал взят у uchitelj в Чертоза Сан-Лоренцо-ди-Падула. Часть 3
Оригинал взят у sibeaster в Чертоза Сан-Лоренцо-ди-Падула. Часть 3

А сейчас мы пойдем в монастырскую церковь - такую же особенную, как и сама обитель. Если кто пропустил предыдущий очерк, срочно вернитесь назад и прочтите его, иначе вы ничего не поймете далее...

Вот после такого предупреждения (а что такого? любому автору хочется, чтобы читали от корки до корки именно его труды, а не какие-нибудь порножурналы) напомню, что картезианский орден состоит из трех, если хотите, степеней: донаты (миряне, временно живущие в монастыре), братья (уже монахи, но еще занимающиеся мирскими заботами) и отцы - отшельники (живут в строгой изоляции и молчании). Так вот самоизоляция отцов настолько гипертрофированна,что они даже в церкви молятся отдельно от братьев, и увидеть отцов во время литургии было также невозможно, как и во время их нахождения в кельях. Поэтому церковь разделена перегородкой поперек на две половины - по одну сторону молились братья, по другую - отцы, а мирянам вообще ту было нечего делать, ибо картезианская месса служится по особому обряду - для своих. В общем, не удивляйтесь.

Те двери, которыми мы с вами входим в церковь, ведут из клуатра гостей и, разумеется, предназначены для братьев. Мраморный портал относится к 1503-1507 годам, а вот двери из ливанского кедра гораздо старше - 1374 год. Надпись над дверью всем понятна?
035-мраморный портал (1503-1507) и дверь из ливанского кедра (1374)

Створки двери украшены сценами мученичества святого Лаврентия и Благовещения Богородицы :
038-мученичество св.Лаврентия (фрагмент двери)
036-Благовещение (фрагмент двери)
Буковка А под Благовещением - не простое украшение. Ниже вырезаны первые слова гимна Ave Maria:
037-Аве Мария (фрагмент двери)

Ну а теперь мы с вами находимся в "братской" части церкви. Сам храм, невзирая на барочные финтифлюшки, своими формами выдает время постройки - XIV век и исходный стиль - готику.
039-церковь (мирянская часть)

В "братской" половине (как, впрочем, и в "отеческой", но об этом мы узнаем позднее) спинки сидений украшены интарсиями. Получилось запечатлеть далеко не все, извиняйте, да и за качество - тоже:
047-интарсии
044-интарсии
045-интарсии
046-интарсии

Перегородка мешает видеть сидения отцов-отшельников, но не препятствует рассматривать росписи сводов. Увы, оригинальные фрески (а здесь были и Лука Джордано, и Солимена) не сохранились; их, как уж умел, восстановил в 1875 году Сальваторе Бранкаччо. Сюжеты попадаются занятные:
043-Аарон
040-чудо Гедеона с руном
041-Товия и Рафаил
042-Лот с дочерьми
Думаю, что Аарона (рис. 1), Товию и Рафаила (рис. 3, легко опознаются по собаке и рыбе), а также Лота с дочерьми (рис. 4) все узнали. А вот кто там в малиновом берете с послом испанским говорит в шлеме с барашком нарисован, угадать сможете? Заодно и увидим, кто, помимо ЖЖ, еще и Священное Писание читает)))

Далее маршрут ведет в боковые капеллы. Как видите, церковь однонефная и маленькая, так как картезианские общины никогда не были значительными - уж больно устав строг. Донаты же, а также пилигримы в церковь не допускались, а молились в боковых капеллах - они справа от входа, имеют отдельный вход со двора и полностью пространственно отделены от храмового пространства. В капеллах служились уже обычные, не картезианские, мессы. Увы, от убранства капелл практически ничего не осталось, кроме кресла приора, сидя в котором он принимал исповеди "профанов" - донатов и пилигримов.

Пройдя через капеллы, мы вновь возвращаемся в церковь, но в ее лучшую - отеческую - половину.
050-церковь (монашеская часть)
049-церковь (монашеская часть)
Алтарь в церкви был выполнен из мрамора и украшен золотом, лапис-лазурью и жемчугом, каковые украшения давно уже украдены:
051-главный алтарь
Ой, а как же вся эта роскошь коррелирует с декларируемым аскетизмом картезианцев, - спросите наивные вы. Вот она, головная боль Церкви, проклятое наследие равноапостольного Константина - как нахватав земных благ, продолжать мнить себя странницей и пришелицей на земле, устало бредущей в ЦБ...
В то самое ЦБ, где уже ждут евангелисты, с трудом узнающие в нас, увешанных златом и жемчугами, своих единоверцев:
054-своды пресвитерия

Ну а мы с вами идем дальше - в группу из трех помещений: капитула, сокровищницы и исповедальни. Я как-то не записал, что где я снимал, поэтому фотографии будут единым блоком.
Скорее всего, зал капитула:
057-зал капитула
056-Отец во славе (зал капитула)
А эти фрески, думаю, из исповедальни - отцы приносили здесь покаяние приору публично. Поэтому фрески напоминают об исцелениях Иисуса:
061-Иисус исцеляет слепого
059-Иисус в Вифезде
060-Иисус воскрешает сына наинской вдовицы
Сюжеты, надеюсь, очевидны: исцеление слепого, расслабленного (в Вифезде; видите наверху ангела-чудотворца, возмущавшего воду в купальне?) и воскрешение сына наинской вдовицы.

Сориентируемся, где мы сейчас были:
006-план
Из клуатра гостей (h) мы прошли церковь (40), капеллы для "мирян" (43-44), блок "зал капитула+сокровищница+исповедальня" (42, 45, 47). Следующая точка встречи - клуатр старого кладбища (I), где (в клуатре, а не на кладбище, надеюсь) я и ожидаю вас в следующем очерке.
Tags: Италия, архитектура
Subscribe

promo philologist январь 5, 18:18 2
Buy for 100 tokens
Вихров А.Н. Наполеон. Жизнь и судьба. - Москва: Аякс-Пресс, 2021. - 504 с.: ил. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/783822/ Аннотация: Книга создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта. Она проходила в Москве и была организована на основе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments