Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Эдгар Дега. Фигура в движении

21 декабря 2013 года в Главном штабе открылась выставка "Эдгар Дега. Фигура в движении", подготовленная Государственном Эрмитажем и Фондом имени М.Т. Абрахама, Париж, Франция. Дега, ставший знаменитым благодаря своим картинам, рисункам и пастелям с изображением танцовщиц и обнаженной натуры, при жизни показал зрителям только одну скульптуру. И эта скульптура, поразившая современников и неоднозначно принятая ими, во многом определила дальнейшее развитие искусства.



На экспозиции представлено более 30 произведений, которые подчеркивают значимость бронзовых скульптур Дега и помещают их в исторический контекст шедевров современного искусства. Еще 42 экспоната демонстрируются в Фондохранилище Эрмитажа, в Старой деревне.

Илер-Жермен-Эдгар де Га (1834-1917), впоследствии ставший известным под именем Эдгар Дега, впервые начал лепить скульптуры из воска около 1860 года. Многие из них были созданы художником одновременно с его знаменитыми картинами и рисунками. "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" – самая важная из его восковых скульптур – была представлена в Париже на Шестой выставке импрессионистов в 1881 году, где вызвала настоящую сенсацию. Хотя некоторые критики оценили работу крайне положительно, большинство отреагировало враждебно и отрицательно, в результате чего эта работа осталась единственной скульптурой, выставленной Дега при жизни.

Интерес Дега к скульптуре начал развиваться с середины 1850-х годов и связан с крайне важной для его творчества темой движения. Дега любил скачки; размышляя об особенностях движения лошадей, он понял, что для исследования положений тела движущейся лошади лучше всего подходят трехмерные изобразительные средства – лишь скульптура может передать их с точностью. Рассмотрев различные варианты скульптурных материалов, Дега решил, что лучше всего для его целей подходит воск, иногда с примесью мягкой модельной глины. Этот материал предоставлял ему необходимую свободу действий и позволял впоследствии дорабатывать и переделывать свои этюды.

Ранние скульптуры лошадей Дега были достаточно статичными. Это начинает меняться с середины 1860-x годов, когда Дега, очевидно, увидел фотографии Э.-Ж. Маре, зафиксировавшего аллюры лошадей. Следующий этап наступил в конце 1870-х, когда британский фотограф Э. Мейбридж произвел революцию в фотографии своей серией "Движение животных". Это были первые в истории поэтапные стоп-кадры, наглядно демонстрировавшие точное положение тела животного, в частности, лошади в каждый момент движения. Это открытие объясняет, почему Дега создал скульптуры лошадей, передающие такие сложные движения, как подъем, сгибание и поворот головы, вытягивание задних ног и бег вперед, в различных вариантах, даже когда четыре ноги лошади оторваны от земли.

В то же время Дега продолжал работать над танцовщицами, купальщицами и сидящими фигурами. Самая новаторская работа из его серии купальщиц – "Ванна". Пожалуй, это первая в истории изобразительного искусства скульптура, предназначенная для обозрения сверху.

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" стала еще более радикальным отходом от традиции. На голову скульптуры был надет парик из настоящих волос, с повязанной на них атласной лентой. Восковая фигура была облачена в наряд из настоящих тканей: полотняный лиф, газовую пачку и атласные пуанты на ногах. Годы спустя примеру Дега последуют Марсель Дюшан и многие другие.

Вскоре после смерти художника наследники обнаружили в его студии около 150 выполненных им восковых скульптур, восемьдесят из них были в хорошем состоянии. Было решено отлить семьдесят четыре из них в бронзе, и по этим моделям фирма "Эбрар" ("Hebrard") изготовила определенное число отливок. Это оказалось мудрым решением: не будь они отлиты в бронзе, важнейшее скульптурное наследие художника так и осталось бы навеки неизвестным. Основные сюжеты этих работ – столь восхваляемые им танцовщицы в движении, лошади в движении и в состоянии покоя, купальщицы и сидящие фигуры.

Именно такими неавторизованными художником отливками скульптура Дега представлена во многих музеях мира. Восковые модели, с которых делались отливки, были проданы и больше, насколько это известно, не использовались для изготовления бронзовых вариантов. Некоторое время назад в литейной мастерской "Вальзуани" ("Valsuani"), во многом унаследовавшей материалы мастерской "Эбрар", были найдены гипсовые модели, возможно, выполненные с первоначальных восковых, еще до передачи последних новым владельцам. На основании этих моделей была отлита новая серия бронзовых скульптур, которая, как и предыдущие, не авторизована. Эти новые отливки вызвали много споров – от обвинений в подделках до протеста против излишнего тиражирования.

Государственный Эрмитаж провел в 2012 году специальный симпозиум, посвященный "посмертным" бронзам, в ходе которого обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних отливок, которая существует достаточно широко и, хотя большей частью касается современной скульптуры, затрагивает и значительную часть скульптурных произведений предыдущих веков. Итоги этого симпозиума и побудили Эрмитаж организовать сегодняшнюю выставку, где проблема была бы представлена в динамике, показать заинтересованной аудитории все ее аспекты. Теряет произведение без подтвержденного имени свою эстетическую ценность, или нет? Ответ на этот вопрос может подсказать эрмитажная выставка, где представлены образцы отливок и мастерской "Вальзуани", и мастерской "Эбрар" из коллекции Фонда имени М.Т. Абрахама.

По словам М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: "Главный смысл выставки – напомнить о замечательных скульптурах Дега, и сегодня полных эстетических загадок. Они многое предвосхитили в современном и будущем искусстве. Вместе с тем выставка поднимает и призвана заострить некоторые общие вопросы, создающие ту атмосферу, в которой существует современное искусство".

Кураторы выставки – С.О. Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения, М.О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства, И.Г. Етоева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Далит Лахав-Дёрст, главный куратор Фонда имени М.Т. Абрахама.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог (издательство "ПЕТРОНИЙ", 2013), который предваряет вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Амира Гросса Кабири, президента Фонда имени М.Т. Абрахама. Авторы статей – Джеральдин Норман, Джон Уайтли, Джун Харгроув, Далит Лахав-Дёрст.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2013/hm4_1_354.html
https://www.facebook.com/state.hermitage
Tags: Дега, Эрмитаж, выставка, искусство, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist ноябрь 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments