Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Два дома арт-нуво на улице d’Abbeville

Оригинал взят у vita_colorata в Два дома арт-нуво на улице d’Abbeville

Дома в стиле арт-нуво раскиданы по округам Парижа,  здесь сложнее увидеть рядом два дома этого периода, чем в Барселоне. Но на улице d’Abbeville неподалеку от Северного вокзала плечом к плечу стоят два дома разных  архитекторов, и на их примере можно хорошо увидеть разницу в подходе к оформлению фасада в этот периода.
Отправимся смотреть жилые дома на улице d’Abbeville.



Уже свернув на улицу, вы увидите выступающую вперед лепнину и металлические "джунгли" фасада дома, который спроектировали отец и сын Отаны. ( Albert et Edouard Autant)

                               

Альберт Отан начал архитектурную деятельность в 1870 году, он уже был сложившимся мастером. Эдуарду Отану было 27 лет и дом для госпожи Балли был последним, который он проектировал вместе с отцом.
Арт-нуво в Париже менее всего коснулось  планировки зданий, в домах Антонио Гауди мы ощущаем неразрывность фасада и внутреннего содержания. Это формы, перетекающие снаружи изнутри и наоборот. Французский модерн чаще обращается к декору. В нем реже можно найти асимметрию, этот фасад практически симметричен.



Из ассортимента приемов стиля арт-нуво мы можем отметить сочетание камня с плиткой, и керамику, которую изготавливал для многих парижских архитекторов керамист Александр Биго в виде растительного декора  фасада. Темно-зеленая керамика прекрасно сочетается с металлом ограждений, некоторые из которых вполне в духе стиля Второй империи.



Арки на керамических колоннах напоминают жилой дом Жюля Лавиротта на улице Рапп, однако он был построен на год позже.

                                                    

Наверху можно разглядеть летучую мышь и мышную чушь и сову. Любимые персонажи, их можно найти на фасадах этой эпохи и в Петербурге и в Москве, и в Хельсинки.Летучая мышь в Древней Греции была символом бдительности и она словно охраняла хозяев дома от дурных гостей, а сова, символ мудрости, помогала ей, глядя своим неусыпным оком.



Над дверью можно увидеть чертополох. Металлическая ковка двери словно на полпути между традиционными сюжетами сложно заплетенного орнамента предыдущего времени и арт-нуво с его извилистыми прихотливыми линиями. У классического модерна была бы асимметрия в расположении стеблей , не было бы повтора и отчетливо геометрических фигур в рисунке. Но, дом начал строиться в 1900 году, когда стиль арт-нуво еще развивался.

                                   

Интересно сравнить этот портал и дверь с более поздним, 1903 года, архитектор Шарль Клейн , 9 rue Claude Chahu

                                     

Фото отсюда :http://www.flickr.com/photos/art_nouveau/5331417588/
Мотив чертополоха встречается и между окон верхнего этажа. Рисунок ограждений тут ближе к арт-нуво своими изгибами.



Вблизи  видны стыки между отдельными деталями декора. Конечно,чтобы  выполнить такой большой заказ и собрать его на фасаде, требовалось большое умение. У Биго были большие мастерские до 150 рабочих и он был востребован архитекторами, увлекшимися новым стилем и новыми идеями отделки фасадов. Керамика применялась во многих странах, но именно здесь она так скульптурна и объемна.



                               



Если мы будем сравнивать модерн в Петербурге и здесь, то стоит отметить еще влияние архитектурной среды на его трактовку. Петербург - город , в котором главную скрипку в архитектурном оркестре города исполняет классика. Париж - город, в котором центральные районы активно застраивались после реконструкции Османа и стиль Второй империи, роскошный, с обилием скульптуры, здесь заметнее чем какой-либо иной. Возможно, поэтому скульптурные мотивы арт-нуво более избыточны, чем скульптура на фасадах Петербурга и Хельсинки, где она подчинена архитектурной идее.  В Париже скульптурные мотивы арт-нуво живут своей жизнью, они словно случайно оказались соединенными с фасадом. Их объемы могут вываливаться из плоскости фасада, что видно на соседнем доме по проекту Жоржа Масса.( Georges Massa)



Можно еще отметить мелкую расстекловку, которую любили использовать в это время, а в целом дом вполне мог бы быть построен и в предыдущие годы,  в нем нет отчетливых следов арт-нуво , скульптурные гирлянды верхних этажей традиционны для парижской эклектики, также , как ограждения балконов.



Однако появились девушки на фасаде и с ними дыхание модерна.



                                                   



Скульптурные девушки далеки от неоклассических холодных кариатид, встречающихся на фасадах Парижа во второй половине 19 века. Они вполне живые, непосредственные, каждая со своим лицом и характером.

                                                                 

                                                                 

Эротизм искусства этого периода и творчество великих скульпторов, особенно Огюста Родена, повлияли и на скульптуру арт-нуво. Конечно, это не Роден, который  создавал образы вне конкретной временной моды, потому он и близок нам по прежнему. Это дамочки в стиле бель-эпок, вполне модные образы вплоть до причесок. Их легко представить себе одетыми по моде начала века.



                                                                

Девушки выполнены скульптором Dupuy.
Дом Масса вполне ортодоксально эклектичен, но его строительство началось в 1897 году.  И , сравнивая эти два дома, можно сделать вывод как иногда много значат для развития стиля три года.



Tags: Франция, архитектура, скульптуры
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments