Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Категорический императив Юрия Димитрина

Студентка Санкт-Петербургской Театральной академии Софья Журавлева, прослушавшая уникальный для художественных вузов курс Ю. Г. Димитрина «Драматургия оперного либретто», беседует со своим педагогом о перспективах развития оперного жанра.



На днях я слушала в Мариинке оперу Александра Смелкова с вашим либретто «Братья Карамазовы». Споры об этой опере как будто бы отшумели давно, но мне кажется, стоит к ней возвратиться. Эта опера нашего современника не только выжила, но и стала репертуарной. Она идет пятый сезон. В этом году она шла трижды – для Мариинского театра это немало, там репертуар огромный, и не все классические оперы, к сожалению, идут хотя бы раз в год. А здесь – аплодисменты после каждого номера, в финале пятнадцатиминутные овации. В этой опере, кстати, и петь есть что. У каждого персонажа есть вполне выразительные вокальные монологи.

Это был 18-й спектакль «Братьев Карамазовых». Далеко не всегда они проходили с аншлагом. Убыточными они не были никогда, на 60-70 процентов зал заполнялся. Но в этом году все три спектакля собирали полный аншлаг. Аншлаги на современной опере XXI века в зале на полторы тысячи мест. Этого как бы не может быть. Но было. Трижды подряд.

Я полагаю, что объяснение здесь простое. Музыка Александра Смелкова умеет добираться до сердец в оперном зале. Я как-то высказал одному музыковеду эту мысль. А он, обвиняя эту музыку в недостаточных новациях, ответил мне так: «Современная опера не обязана добираться до сердец слушателей. У нее другие задачи». Если у нее другие задачи, стало быть, наши доморощенные авангардисты (в дни премьеры выливавшие на новую оперу ушаты грязи) должны забыть дорогу на оперную сцену. Они ей ничего предложить не могут. Александр Смелков предложил. И его предложение востребовано.

Если публика с таким энтузиазмом встречает оперу, если «Карамазовым» сопутствуют аншлаги, значит, и постановка ее талантлива. Тем не менее о режиссуре «Карамазовых» в дни премьеры был такой отзыв: «Режиссуры в спектакле просто нет».

Чего только не писалось об опере в дни премьеры. Число откликов в интернете достигало нескольких сотен. Разброс мнений был колоссален. Писалось даже, что Валерий Гергиев ошибся, поручив оперу такой сложной тематики именно этому композитору. Сейчас правота и дальновидность Гергиева совершенно очевидна.

О режиссуре писалось разное, в том числе и то, что вы цитируете. Я с этим мнением не согласен. И у меня есть мощные союзники в этом «несогласии» – аншлаги и аплодисменты почти после каждого номера. Публика входит, «влезает» в проблемы сюжета, поступки героев оперы. Этого без участия режиссера добиться невозможно. Если публика так реагирует, значит, и постановщики способствовали тому, чтобы «притащить» ее в эту «МузыкуНаЛибретто». И я во многом постановщику Бархатову благодарен. И сценографу Марголину тоже – ведь его вращающийся дом Карамазовых, на мой взгляд, редкой замечательности находка.

Раньше я катил огромную бочку на Василия Бархатова. Теперь я на него качу маленький бочоночек. Такую же бочку я раньше накатывал на Зиновия Марголина, замечательного сценографа, мастера. С течением времени эта бочка превратилась в моем сознании во внушительную железнодорожную цистерну! Сейчас мне представляется, что именно художник-сценограф в сценах с Великим инквизитором капитулировал перед романом, либретто и оперой и навязал свою волю всем остальным. Он сценографически не обеспечил место действия сцен с Великим Инквизитором – Севилью. Он засунул его, католика, – в русский, православный Скотопригоньевск.

Стало быть, вы не отрицаете – конфликт с режиссурой у авторов был.

Не отрицаю. Что касается событийных сцен Скотопригоньевска – они, на мой взгляд, поставлены в «Карамазовых» от «хорошо» до «замечательно». И этого, конечно, не может не замечать публика. В четырех сценах, касающихся Великого Инквизитора (и только по этому поводу авторы и постановщики конфликтовали друг с другом), авторская идея контрапункта Севилья – Скотопригоньевск была постановщиками разрушена.

Здесь, однако, стоит признать вот что. В процессе постановки не было сокращено или перекомпановано ни одного фрагмента, ни одной фразы, такта. И второе. Обычно «режоперные» деятели превращают оперу в «неоперу». Об этом моя статья «Опера на операционном столе». Поставленная Бархатовым и Марголиным опера «Братья Карамазовы» к этой статье не имеет отношения, опера осталась оперой. Даже исказив идеи авторов романа и оперы, режиссура не слишком разрушила эмоциональную часть музыки, звучащую в этих искаженных сценах. Великий инквизитор «живет» в Скотопригоньевске. По смыслу это нелепо, сценически невнятно, отношения не имеет ни к Достоевскому, ни к либретто, духу музыки не следует (в ней есть католические мотивы). Букве? Музыкальная эмоция учитывается. И в нее постановщики «вклеили» свои капитулянтские идеи. Нелепо. Невнятно. Но то, что происходит на сцене с тем, что слышит публика, в яростную борьбу не вступает. Вообще, вспоминая постановочную эпопею «Карамазовых», я прихожу к выводу, что наше с постановщиками «перетягивание каната» таило в себе немало поучительного. И требует отдельной новеллы. Собираюсь эту новеллу, этот «поучительный мемуар» написать.

В недавнем интервью Смелков сообщил, что грядет опера «Идиот» с вашим либретто. Долго ли нам ждать ее появления?

Смелков ее вот-вот завершит. Либретто закончено давно, но музыки целиком еще нет. Говорить обо всем этом рановато. Подождем композитора.

Читать полностью: http://operanews.ru/14011205.html

Tags: Братья Карамазовы, Достоевский, Идиот, музыка, опера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments