Спустя 20 лет после распада СССР российское общество подспудно начало пересматривать реальное место советского прошлого в отечественной истории. Этот пересмотр может принимать разные формы — чаще всего громкие и одиозные, однако он происходит на фоне вступления в жизнь уже целого поколения, для которого советское — только история. С одной стороны, это выхватывает из дискуссий личный опыт и быт, но с другой, позволяет более объективно и спокойно взглянуть на весь советский проект в целом. Именно такое положение фиксируют многие недавние книги, которые посвящены феномену советизма.
Книга «Литературная матрица. Советская Атлантида» является прямым продолжением знаменитой оригинальной «Литературной матрицы», в которой современные авторы рассказывали о писателях, входящих в школьную программу. «Советская Атлантида», в отличие от своего предшественника, получилась куда более претенциозной — ни авторы, ни составители сборника не скрывают своей цели реабилитировать советскую официальную и на сегодняшний день почти полностью забытую литературу.
«Русская Планета» с разрешения издательства «Лимбус Пресс» публикует фрагмент очерка Германа Садулаева о Николае Островском и его романе «Как закалялась сталь»
В 1987 году сочинение Николая Островского «Как закалялась сталь» было изъято из школьной программы. Новая оттепель, тесной толпою стояли в очереди «возвращенные имена». Не хватало учебных часов. Старая печка-буржуйка, спасавшая в холодные и тифозные времена, она не нужна, когда стало пригревать солнце. Солнце? Бунин и Солженицын, такие важные. Повесть Островского признана обладающей «низкой художественной ценностью». Где уж там, когда такие изящества и роскошь томятся в пыли. А тут — агитка, чистая пропаганда. Художественная ценность низкая, никакой художественной ценности.
Читать полностью: http://rusplt.ru/sub/books/Sovetskaya-Atlantida-7473.html
Journal information