Церковь, которая являлась до Французской Революции частью бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле (Saint-Père-en-Vallée), была вторым по важности храмом города после собора.

Аббатство Сен-Пьер в Шартре было основано в начале VI века Хлодвигом, а его супруга Клотильда преподнесла ему значительные пожертвования. В VII веке Батильда, вдова Хлодвига II также покровительствовала аббатству. В связи с этим молодое религиозное учреждение стало процветать, но в период между 858 и 911 годами подверглось набегам вигингов. В 930-м году аббатство Сен-Пьер было полностью реконструировано епископом Ажаноном (Aganon), который и был в нем погребен.
Оно было обнесено стенами в 1033-1069 годах, а в 12 веке включено в городскую застройку. Перед этим, в 11 веке, оно сильно пострадало от норманнских грабежей и поджогов. Дороманская церковь, очевидно, сгорела в 1077 году – от нее осталась только западная башня. Ее заменила нынешняя церковь, построенная в несколько этапов в конце 12 – начале 13 веков. Нижняя часть хора в 1100-1170, неф в 1200-1250, верхняя часть хора после 1250. Колокольня, вероятно, относится к 10 веку.

Открытие гробницы святого Гильдуина, скончавшегося в 1007 году по возвращению из паломничества в Рим, вызвало приток паломников и пожертвований, что позволило аббатству продолжить строительные работы и возвести хор, который был украшен витражами в 1190 году. Дальнейшие реконструкции продолжались в 13 веке, а завершили здание около 1320 года. К 13 веку относится ценный цикл витражей. Северная часть витражей посвящена истории святого Иоанна Крестителя и житию апостолов, а южная – прочих святых монахов, епископов и пап.



В ажурном трифории размещены окна 16 века, перенесенные в храм из находившейся поблизости церкви святого Илария, разрушенной во время Революции. Они отличаются чрезвычайной яркостью красок. Некоторые из них приписываются мастеру Робберу Пинагрие.


Со временем монастырские здания превратились в кавалерийские казармы, а в настоящее время они относятся к лицею Марсо, музею и военному госпиталю. Это сооружения 18 века, в том числе дортуар, зал капитула и архивы. Здания на юге церкви, перестроенные в 18 веке, используются как государственная средняя школа. Северная галерея клуатра монастыря была полностью перестроена в 13 веке, монастырь в полном объеме – в 1408 году, дортуар, сгоревший в 1584 году, был восстановлен и завершен к 1609 году, все здания отремонтированы в 1700-1709 годах.

Таким образом, церковь перестала быть частью монастыря. Во время Революции она была лишена большей части своей обстановки и использовалась как фабрика селитры. В 1803 году в ней восстановили богослужение, и она стала приходской. В настоящее время она часто используется для фестивалей органной музыки.

Что касается монастырских помещений, то клуатр был завершен лишь в 1408-м году (снесен во время революции), дортуарий реконструирован после пожара 1584-го года, а другие монастырские здания обновлены в 1700-1709 годах.

Аббатство Сен-Пьер в Шартре было основано в начале VI века Хлодвигом, а его супруга Клотильда преподнесла ему значительные пожертвования. В VII веке Батильда, вдова Хлодвига II также покровительствовала аббатству. В связи с этим молодое религиозное учреждение стало процветать, но в период между 858 и 911 годами подверглось набегам вигингов. В 930-м году аббатство Сен-Пьер было полностью реконструировано епископом Ажаноном (Aganon), который и был в нем погребен.
Оно было обнесено стенами в 1033-1069 годах, а в 12 веке включено в городскую застройку. Перед этим, в 11 веке, оно сильно пострадало от норманнских грабежей и поджогов. Дороманская церковь, очевидно, сгорела в 1077 году – от нее осталась только западная башня. Ее заменила нынешняя церковь, построенная в несколько этапов в конце 12 – начале 13 веков. Нижняя часть хора в 1100-1170, неф в 1200-1250, верхняя часть хора после 1250. Колокольня, вероятно, относится к 10 веку.

Открытие гробницы святого Гильдуина, скончавшегося в 1007 году по возвращению из паломничества в Рим, вызвало приток паломников и пожертвований, что позволило аббатству продолжить строительные работы и возвести хор, который был украшен витражами в 1190 году. Дальнейшие реконструкции продолжались в 13 веке, а завершили здание около 1320 года. К 13 веку относится ценный цикл витражей. Северная часть витражей посвящена истории святого Иоанна Крестителя и житию апостолов, а южная – прочих святых монахов, епископов и пап.



В ажурном трифории размещены окна 16 века, перенесенные в храм из находившейся поблизости церкви святого Илария, разрушенной во время Революции. Они отличаются чрезвычайной яркостью красок. Некоторые из них приписываются мастеру Робберу Пинагрие.


Со временем монастырские здания превратились в кавалерийские казармы, а в настоящее время они относятся к лицею Марсо, музею и военному госпиталю. Это сооружения 18 века, в том числе дортуар, зал капитула и архивы. Здания на юге церкви, перестроенные в 18 веке, используются как государственная средняя школа. Северная галерея клуатра монастыря была полностью перестроена в 13 веке, монастырь в полном объеме – в 1408 году, дортуар, сгоревший в 1584 году, был восстановлен и завершен к 1609 году, все здания отремонтированы в 1700-1709 годах.

Таким образом, церковь перестала быть частью монастыря. Во время Революции она была лишена большей части своей обстановки и использовалась как фабрика селитры. В 1803 году в ней восстановили богослужение, и она стала приходской. В настоящее время она часто используется для фестивалей органной музыки.

Что касается монастырских помещений, то клуатр был завершен лишь в 1408-м году (снесен во время революции), дортуарий реконструирован после пожара 1584-го года, а другие монастырские здания обновлены в 1700-1709 годах.
Journal information