Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

144 года со дня рождения Владимира Ленина

Нашел в интернете прелюбопытнейшую статью на тему "Образ Ленина — сложнейшая проблема андрееведения. Гипотеза о двух разных инспирациях Д.Андреева"

Источник
Автор: Белгородский


Расслоить, где какие в «Розе Мира» сказались влияния и инспирации на Д. Андреева, вряд ли возможно с надежностью. Есть ли основание предполагать «темные» инспирации? Я много думал над этим, потому что в супертриптихе Д. Андреева есть один сюжет, который будто бы позволяет подозревать темные инспирации. Этот сюжет пока никто из известных мне андрееведов не обнаружил. Связан он с Лениным.

1. «Кариатидная» версия ленинского посмертия

В произведениях Д. Андреева есть две версии посмертия Ленина. Первая вначале появляется в стихотворении «Баллада <Эвакуация вождя из мавзолея в 1941 году>»:

из гробницы,
Никому незрим, незнаем,
Он, способный лишь присниться
Вот таким,– выходит сам
Без лица, без черт, без мозга,
Роком царства увлекаем,
И вдыхает острый воздух
В час, открытый чудесам.

Нет – не тень... но схожий с тенью
Контур образа... не тронув
Ни асфальта, ни ступеней,
Реет, веет ко дворцу
И, просачиваясь снова
Сквозь громады бастионов,
Проникает в плоть живого –
К сердцу, к разуму, к лицу.

И, не вникнув мыслью грузной
В совершающийся ужас,
С тупо-сладкой, мутной болью
Только чувствует второй,
Как удвоенная воля
В нем ярится, пучась, тужась,
И растет до туч над грустной,
Тихо плачущей страной. (1: 134-135)

Это стихотворение написано в течение 1942–1952 гг., т.е. до смерти Сталина. Оно означает, что эфирное тело Ленина покоится в саркофаге вместе с мумией физического тела и иногда блуждает по Кремлю. Действительно, есть многочисленные свидетельства, что души незахороненных мертвецов блуждают рядом с Энрофом и появляются в нем самом, например:

Цитата
дальше всех продвинулся в такого рода исследованиях американский журналист и ученый-атмощик Джон Фуллер. Повод, давший начало его исследованию, был поистине вопиющим: после катастрофы в 1973 году сверхсовременного авиалайнера Л-1011 компании «Истерн Эйрлайнз», потрясшей всю Америку и к тому же произошедшей по совершенно неясным причинам, на борту самолетов этого типа начали появляться... призраки членов погибшего экипажа. <...> Поскольку все факты подобного рода, как выяснил Фуллер, исходили от людей не просто здравомыслящих, но и вполне достойных доверия, более всего исследователя поразило невероятное сочетание современного авиалайнера и призраков, куда более приличествующих какому-нибудь средневековому замку. Причины катастрофы и «историю с привидениями» Фуллер расследовал параллельно. Далеко не сразу был поколеблен его скептицизм. Произошло это одновременно с установлением того факта, что лайнер упал не по техническим причинам, а исключительно из-за преступного легкомыслия и невнимательности экипажа, в результате чего и погибло более 150 человек. [1]

В принципе, не противоречит содержанию рассмотренного стихотворения и картина, нарисованная в «Железной мистерии» (3.1: 110-111):

Прозревающий

Сначала вглядись в крепостные устои
Сквозь цоколь, сквозь пьедестал:
Видишь – там – потайную, пустую,
Нишу черную...
как кристалл?

Неизвестный

Да... как будто там вьются стаи
С жгучим взором... почти без тел.


Действительно, в черном кристалле Цитадели обозначается как бы особая ниша, схожая с усыпальницей. Там совершается чье-то однообразное движение, чей-то медленный с интервалами ход по кругу. Будто ворожащие существа выполняют заклинательное действо вокруг спящего.


Монотонные голоса

– Вот, сторожим
Твой сон...
– Верно храним
Твой сан...
– Длит на земле
Твой сын
Путь к всевладычеству.
– Плещет над ним
Наш кров;
– Злобой миров
Он прав,–
– Нами творим,
Он – миф,
Бич человечества!

Голос неподвижно-лежащего – сквозь сон

Не раньте проклятыми чарами
Хоть час... лишь миг...
Дайте хоть совладать с укорами,
Что знал...
ждал...
мог...

Ворожащие

– Сильнее тебя
Твой ореол:
– Вырос над гробом
Мистериал,–
Не разорвал
Сам Азраил
Пут –
уз...
вервия...
– Сын твой залит
Светом твоим,
– Стяг твой шумит
К дальним краям,
– Млатом твоим
В горнах куем,–
Мы:
рать
первая!


Иная мелодия, женственная и завораживающая, возникает из недоступных глубин: не то – колыбельная песня, не то – заупокойное волхвование.

– Крепче усни,
Бедный герой,
В долгом Преддверии смерти второй.
Будь глубока,
Дрема, века,
В толще подземного материка!
Весь хрусталем
Крыт саркофаг...
Складками ластится траурный флаг...
Окружено
Хладным огнем
Ложе страдания ночью и днем.
Спи, мой герой:
Я ворожу,
Я фимиамами сон окружу,
Остановлю
Дни и века
В лоне чугунного материка.


Эфирное тело Ленина не погружается в миры возмездия, а покоится в Друккарге, в саркофаге Кристалла (двойника Мавзолея) с 1924 по 1953 год. Над ним ворожат жрецы этого подземного мира и сама Фокерма (из Дигма). Возможно, избежать кармического спуска (но не кармического наказания) ему помогло раскаяние перед смертью: Он заплакал <...> Человеческое победило (3.1: 62). «Роза Мира» говорит о сходных эмоциях, испытанных Лениным в самом конце, в болезни. Бывали мгновения <...> великой тоски и даже молитв (2: 440). «Железная мистерия» написана в 1950-1956 гг., т.е завершена уже после смерти Сталина. Это событие (1953 г.) вызвало изменение в посмертной судьбе Ленина (3.1: 123-122):

В черном кристалле у саркофага совершается нечто, схожее со сменой стражи. Слышится беспорядочное отступление, скачкообразные взлеты и падения тех, кто ворожил над ложем спящего.
---------

Первая – к старшему в саркофаге

Встань, мученик гроба! Настало иное,
На смену явился твой избранный сын.

Пробужденный

Не сын... Исполинов таких я не знаю...
Надвинут на лик ему черный кессон...

Блюстительницы

Твоя антицерковь цела еще в мире,
Готовится третий облечься в твой сан...

Пробужденный

На искус готов я, на крестный, суровый,
Но чем искупить, что тогда погубил?..

Блюстительницы

Твое искупленье – плиту под державой
Поддерживать – всей полнотой твоих сил.

Пробужденный

Под этой державой? О, только не это.
На это ни воли, ни силы не дам!

Блюстительницы

Но права на выбор у пленника нету.
Ступай, скорбящий Адам!

Медленные, грузные шаги, как бы удаляющиеся. Навстречу им взмывают, бессильно поникая всякий раз, будто порывы ветра, похожие на вздохи великанов.


Прозревающий

Видишь туманных гигантов? На выи
Давит им титанический свод,
Но каждый из них человеком в России
Был в свой черед.

Неизвестный

Странно-знакомы тяжкие маски:
Силюсь припомнить – и не могу...
Будто я видел их в древней сказке
Там, на родном берегу...

Стонущие голоса кариатид

– Стань
в наш
ряд,
ряд неискупленный,
Груз
глыб
взять
мощью накопленной.
– Нет,
друг,
груз
не уменьшается!..
– Нет,
круг
лишь
преобразуется...

Пробужденный, теперь – туманный колосс в ряду кариатид

Есть ли другая, горчайшая пытка,
Чем, отвергая, поддерживать зло?

Блюстительницы

Есть. Нескончаем пергамент их свитка,
Бездонно засасывающее жерло.

Пробужденный

Я зло созидал, но я мыслил о благе,
А ныне лишь пытку сменяю другой...

Блюстительницы
Первая


И вспомнишь, быть может, года в саркофаге
Как сон, передышку, покой.


Итак, в 1953 г. Ленин освободил в Кристалле место Сталину (ненадолго, ибо тому предстоит как раз спуск через миры возмездия на Дно), а сам присоединяется к Кариатидам. Там его позже видит и Неизвестный: Вон среди них тот колосс, что недавно / Из саркофага смертного встал! (3.1: 178).

Читать полностью: http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1845
Tags: Даниил Андреев, Ленин
Subscribe
promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments