Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

«Галантные игры». Французская гравюра эпохи Рококо

14.03.2014 – 15.06.2014
Главное здание



Впервые российской публике представлены гравюры эпохи рококо из фонда французской графики, который является одним из лучших в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это офорты, цветная акватинта, гравюры карандашной манерой из знаменитых коллекций XIX – начала XX века: князей Барятинских, графов Бобринских, из купеческой коллекции В.Н. и Н.В. Басниных и других собирателей.


Луи-Марен Бонне. Слушая возлюбленного. 1783-1785

Французское искусство традиционно было любимо русскими коллекционерами, начиная с XVIII века. Гравюры галантной эпохи нередко пользовались особым вниманием собирателей и составляли значительные разделы коллекций. Так, в собрании князей Барятинских, поступившем в 1918 году сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после закрытия этого музея, в Музей изящных искусств (1924), насчитывалось более 6500 гравюр французской школы.

Это были работы ведущих мастеров XVII - первой половины XIX века, среди которых преобладали произведения граверов восемнадцатого столетия. Коллекция графов Бобринских, ведущая свой отсчет от собрания Алексея Григорьевича Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и графа Григория Орлова, насчитывала более 2000 листов французской школы. Это были в основном гравюры XVIII - начала XIX веков.


Франсуа-Николя Мартине. Воздух. 1770-80-е

Наконец, коллекция Басниных, зародившаяся в XIX веке как собрание иркутстких купцов, а постепенно, с переездом семьи в Москву, ставшая одним из крупнейших московских частных собраний графики (общее число гравюр в нем превышало 8000 листов), насчитывала около 2200 листов французской школы, и среди них видное место занимали гравюры галантного столетия. Эти коллекции также поступила сначала в Гравюрный кабинет Румянцевского музея, а затем, после его расформирования, в 1924 году, в Музей изящных искусств.


Жиль Демарто. Немецкий танец. Аллеманда. Карандашная манера. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе XVIII века, принято называть «галантным стилем», а время его расцвета - «галантным веком». В изобразительном искусстве галантный идеал обрел наивысшее воплощение в живописных работах Антуана Ватто и Франсуа Буше, Никола Ланкре и Жана Оноре Фрагонара и других.


Жан-Филипп Леба. Игра в трик-трак. 1740-е

Но для того, чтобы по-настоящему понять XVIII век и увидеть его в истинном свете, необходимо обратиться к гравюрам, так как именно в них «галантный век» раскрывается во всей полноте и многообразии.


Антуан-Жан Дюкло. Случай на балу. 1775. Офорт, резец. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Гравюры, представленные на выставке, объединены в специальные разделы. Так, раздел «Галантное общество в парке» посвящен жанру «галантных празднеств» и пасторалям, столь любимым XVIII столетием. В 1717 году Антуан Ватто представил в Королевскую Академию художеств на получение звания академика картину "Отплытие на остров Киферу". Поскольку сюжет картины не вписывался в принятую классификацию жанров живописи, пришлось специально для неё учредить новый жанр, получивший название "галантные празднества" («fêtes galantes»).


Пьер Александр Авелин. Прекрасная горничная. 1740-е

Жанр «галантных празднеств» быстро стал популярным; к нему обращались многие мастера эпохи рококо. Сюжетами композиций становились концерты, танцы на лоне природы, прогулки в полутени парковых аллей. Кульминацией темы отдыха галантного общества на лоне природы является картина Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», награвированная Никола Делоне в 1768 году: всё в ней является воплощением беспечной радости жизни, кокетливой игры, галантного флирта.


Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку Жана-Мишеля Моро Младшего

Второй раздел выставки посвящен театру. Именно в театре XVIII век находил отражение своих идеалов, ту яркую, полную превращений, авантюр, любовных коллизий жизнь, которая была так далека от прозы будней. Кроме того, театр был поводом выйти в свет, поучаствовать в светской жизни, с её блестящей, тщеславной суетой. Он был идеальным местом для упражнений в галантности; театр создавал атмосферу, как нельзя лучше подходившую для изящных бесед, тонких комплиментов, обольстительных взглядов, игры веерами, интимных разговоров в полусумраке лож, под аккомпанемент итальянской или французской оперы.


Жан-Батист Пати. Объяснение в любви. 1775-1780

На выставке представлены, в частности, гравюры Шарля Никола Кошена «Любовь в итальянском театре» и «Любовь во французском театре» (обе созданы в 1734 году), выполненные по композициям Антуана Ватто, а также прекрасные листы, созданные по рисункам Жана Мишеля Моро Младшего – «Прощание» Робера Делоне (1777) и «Разъезд из Оперы» Жоржа Мальбеста (1783).


Никола Делоне. Счастливые возможности качелей. 1768. По живописному оригиналу Жана Оноре Фрагонара

Невозможно представить эпоху рококо без моды. Поэтому неслучайно один из разделов выставки назван «Модные прихоти». Рафинированная мода рококо соответствовала эстетике галантных игр. Ей были чужды естественность и непринужденность, ей близка утонченная искусственность. Корсеты, парики, пудра, румяна, кружева, широкие юбки и осиные талии – мода полностью выражала идеал эпохи.


Антуан Авенлин. Полдень. 1740-е

В этом разделе представлены гравюры, освещающие различные стороны жизни модников и модниц той эпохи: тщательный утренний туалет, приобретение модных украшений, дневной туалет, выход в свет в ослепительном новом платье, и пр. Среди прочих можно будет увидеть листы «Кокетка» Мишеля Обера (около 1732, по рисунку Этьена Жора) и «Продавщица модной одежды» Робера Гайяра (около 1746, с живописного оригинала Франсуа Буше).



Еще один раздел выставки иллюстрирует светскую жизнь «Салонов», которые меняли свой облик на протяжении XVIII века. Так, например, салон 1730 года – это почти семейный круг, являющий собой, по выражению братьев Ж. и Э. Гонкуров, «успокоение и счастливое затишье после бала». Салон 1760 года иной по духу, там всё блестит и шумит: «Это наслаждение жизнелюбия, это Бал». Наконец, салон эпохи Людовика XVI: «салон времени Людовика XVI смотрит в будущее.


Этьен Брион. Весна. 1732

Его стены, его архитектура грустят, как двор и как общество в целом…» Гравюры «Вечер» Франсуа Антуана Авелина (1740-е, по композиции Жана Мондона) и «Костюмированный бал» Антуана-Жана Дюкло (около 1773, по рисунку Огюстена де Сент-Обена) и другие, представленные в этом разделе, демонстрируют как разнообразную жизнь салонов в XVIII веке, так и их эволюцию на протяжении столетия.


Франсуа Антуан Авелин. Вечер. 1740-ые

Царству «галантного духа - air gallant», именно так называли в XVIII столетии «Будуар», посвящен еще один раздел выставки. В эпоху рококо будуар был местом приятного проведения досугов женщины-владелицы дома, местом, где время летело легко и незаметно, и где всё располагало к радости и удовольствиям. Как правило, будуар находился рядом со спальней хозяйки дома, и это невольно сообщало помещению очень камерный, интимный характер.


Мишель Обер. Кокетка. 1732

Гравюры, представленные в этом разделе, описывают самые разные ситуации, которые могли случаться в небольшом, изысканном пространстве будуара. Это, например, «Сюрприз» Пьера Шарля Энгуфа (1780, по рисунку Сигизмонда Фрейдеберга) и «Счастливый момент» Никола Делоне (1777, по рисунку Никола Лаврейнса).


Робер Гайяр. Продавщица модной одежды. 1746

Всего в экспозиции будет представлено около 60 гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оригинальным дополнением и, несомненно, украшением выставки станут 8 вееров из собрания историка моды Александра Васильева. Эти изысканные веера были созданы западноевропейскими мастерами в третьей четверти XVIII века. Их экраны украшены превосходными росписями, прежде всего на галантные сюжеты.


Филипп Триер. Галантный хирург. 1770-80-е

Как писали братья Ж. и Э. де Гонкур, для того, чтобы понять XVIII век и увидеть его в подлинном свете, стоит обратиться к гравюрам, ибо в них он представлен наиболее полно. Гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, показанные на выставке, не только познакомят зрителя с эпохой «галантных игр», но и позволят погрузиться в атмосферу веселой беззаботности и вечного праздника, наслаждения и удовольствия.


Антуан-Жан Дюкло. Костюмированный бал. 1773


Шарль Николя Кошен Младший. Любовь в итальянском театре. 1734


Шарль Николя Кошен Младший. Любовь во французском театре. 1734


Жиль Демарто. Пастораль. 1760-е


Пьер-Антуан Мартини. Утренний туалет. 1783


Франсуа Антуан Авелин. Послеобеденное время. 1740-е


Бернар Леписье. Городская любовь или любовь кокетливая. 1732


Beep-plie. Семья в парке. 1770-е. Франция


Любовные романы выдающихся женщин Франции эпохи правления Людовика XIV. Том 1. Кельн. 1737


На открытии выставки

Куратор выставки: Наталия Веденеева, старший научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/gallant_games/index.php
http://www.bulengrin.com/events/gallant_games/

Tags: Фрагонар, Франция, выставка, искусство, музеи, рококо
Subscribe

promo philologist september 12, 02:21 2
Buy for 100 tokens
Исполнилось 100 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006), польского писателя-фантаста, философа, футуролога. Приведу фрагмент из его интервью, данного по случаю 150-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского изданию "Przyjaźń" в 1971 году: "Достоевский принадлежит, на мой взгляд,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments