Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Выставка «Сказки А.С. Пушкина для всех»

«Государственный выставочный зал «Галерея Нагорная»
ул. Ремизова, дом 10, ст. метро "Нагорная"

Выставка «Сказки А.С. Пушкина для всех»
Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, видео
(Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина)


С 16 мая по 29 июня 2014 года



Департамент Культуры города Москвы
Государственный выставочный зал «Галерея Нагорная»
Объединение Выставочные залы
Государственный музей А.С. Пушкина

Выставка «Сказки А.С. Пушкина для всех», открывшаяся в залах галереи «Нагорная», знакомит посетителей с театральной и иллюстративной пушкинианой художников XX столетия. Здесь представлены эскизы костюмов и декораций, афиши к театральным постановкам, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства известных мастеров ХХ столетия.

Увлечение русских художников Пушкиным проходит через весь ХХ век. К 100-летию поэта над собранием его сочинений трудились А. Бенуа, И.Билибин, В. Васнецов, М. Васенцов, М. Врубель, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, С. Малютин, И. Репин, К. Сомов, В. Суриков. С тех пор «книжная и театральная пушкиниана» всегда оставалась в центре внимания ценителей и знатоков искусства. Обращение к пушкинским сказкам для многих художников становилось осуществлением заветного желания познакомить современников с произведениями великого поэта. Начиная с 1920-х годов, иллюстраторы во многом опирались на приемы, разработанные художниками «Мира искусства». Рисунки И. Билибина были признаны эталонными и сыграли решающую роль в становлении иллюстрированной книги в России. В Большом и Мариинском театрах «большой стиль» постановок А. Головина, А. Бенуа, К. Коровина определил дальнейшее развитие сценического искусства. Сказки Пушкина необычайно близки народным, поэтому многие художники обращались к народной игрушке, лубку, изразцам, которые давали возможность создания собственного оригинального стиля в иллюстрации или оформлении спектаклей.


Б.А. Заборов (г.р.1935). Эскиз обложки к изданию "Сказки о царе Салтане". 1974.Бумага, смешанная техника.

В 1930-е годы в постановках сказок приняли участие художники разных школ и направлений. Пушкинские юбилеи 1937 и 1949 годов также способствовали своеобразному «смотру искусств». Безусловно, что каждая эпоха вносила свою лепту и в декорационное искусство, и в оформление книг, притом, что каждый художник видел сказку по-своему. Так, Е. Кибрик, автор лучших иллюстраций к трагедии «Борис Годунов», создал монументальный образ старика к «Сказке о рыбаке и рыбке».


М.А. Соколова (1939 - 1992). Эскиз костюма Бабарихи к спектаклю «Сказка о царе Салтане». 1974. Московский Центральный театр кукол. Бумага, аппликация, темпера, акварель, карандаш

С конца 1930-х годов широкое распространение получила цветная рисованная иллюстрация, опирающаяся на традиции русского реалистического искусства. Художники этого направления воспринимали мир Пушкина и его героев как реальность, изображая их с портретной убедительностью. Иллюстрации Е. Плехан (1948) к «Сказке о золотом петушке» как раз отражают эту тенденцию. Ее царь Дадон – толстяк с простоватым русским лицом; в его внешности нет ничего сказочного или волшебного. Зато художница, выбрав для ксилографий три доминирующих цвета, − красный, черный и золотой, ‑ нашла целостное художественное решение. Контрастное сочетание черного и красного усиливает зловещий смысл событий, которые происходят в сказке. Образ Шамаханской царицы выполнен стилистически близко к технике силуэта, черным цветом, а в изображении царя Дадона доминирует красный. Художница также нашла необычное композиционное решение и для изображения встречи Дадона с Шамаханской царицей, находящейся наверху пирамиды. Дряхлому царю приходится подниматься к ней по крутым ступеням лестницы.


М.А. Соколова (1939 - 1992). Эскиз костюма Поварихи к спектаклю «Сказка о царе Салтане». 1974. Московский Центральный театр кукол. Бумага, аппликация, темпера,

На выставке представлены яркие иллюстрации В. Милашевского к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1965) и «Сказке о рыбаке и рыбке» (1959). Работа над сказками захватила художника, стала желанной и увлекательной: «Чтобы рисовать “сказки”, надо разбудить что-то у себя там, в глубокой кладовой духа», ‑ писал он. Его выручали богатство жизненных впечатлений, накопленных с раннего детства, и потрясающая память, удерживающая мельчайшие детали.


С.М. Бархин (1938 г.р.). Эскиз декорации к спектаклю «Сказка о царе Салтане». 1974. Горьковский театр юного зрителя им. Н.К. Крупской. Бумага, темпера, тушь перо.

Самой русской художницей неслучайно называли Т. Маврину. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Г.Х. Андерсена за иллюстрации к детским книгам. Ее любовь к Пушкину возникла давно, еще во времена детства: «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать. Для меня самое душещипательное стихотворение с детства “У лукоморья дуб зеленый”… В этих коротких строчках для меня все три тома “Сказок Афанасьева”, лубки и былины. Это стихотворение вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ». «К сказке я шла издалека», ‑ написала художница. ‑ Пока не налюбовалась на старинные церкви − за сказки не принималась». На выставке представлены иллюстрации и панно Т. Мавриной к сказкам и поэме «Руслан и Людмила» (1960). Особо хочется отметить рисунки-развороты к ее любимой книге «Лукоморье», которую она считала самой лучшей своей работой.


О.А. Игнащенко (1960 г.р.). Три девицы и царь Салтан. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане". 1996. Бумага, наклеенная на холст, гуашь, итальянский карандаш.

Иллюстрации 1960 ‑ 1990 годов представлены рисунками И. Бруни, А. Елисеева, О. Игнащенко, Б. Заборова, Г. Соловьевой, В. Тарасова, И. Язынина. В сложной технике цветной линогравюры выполнены иллюстрации Г. Стопы к «Сказке о золотом петушке»» (1976). Свободно стилизуя элементы орнамента, художник соединил их с фигурами сказочных персонажей. Особо следует отметить пять панно А. Елисеева к сказкам А.С. Пушкина (1990). Художник давно и плодотворно иллюстрирует русскую народную и литературную сказку. Его рисунки всегда узнаваемы: сказочные персонажи как будто шагнули с лубочных картинок. Они простоваты, не наделены богатырской силой, но художник специально создает для них целый предметно-бытовой мир со вполне реалистическими деталями, в котором органично соседствуют и чудеса, и простые немудрящие предметы ‑ деревянные избушки и дворцы, ушаты и скамьи. Он находит оригинальное композиционное решение для своих панно, где весь сюжет сказки как бы «нанизан» на «чудо-дерево». Очевидно, что образ такого волшебного дерева – древа жизни ‑ был заимствован художником из фольклора.


Гурьев Альберт Анатольевич (1937-2011). Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке». Смерть Дадона. 1975. Офорт, акварель.

В 1966 году в Центральном детском театре был поставлен спектакль «Пушкинские сказки» (инсценировка Л. Танюка). В его оформление художник Э. Змойро обратился к народной картинке-лубку. Эскизы его костюмов радуют зрителей, в них художник идет от народного костюма. Его персонажи обуты в лапти и мягкие сапожки, скоморошьи колпаки и расшитые рубахи. Все это напоминает ярмарку, веселый балаган, заставляет верить в победу добрых сил.


А.М. Елисеев (1930 г.р.). Панно. «Сказке о попе и работнике его Балде». 1990. Бумага, гуашь.

Из постановок 1970-х годов на выставке представлены эскизы костюмов бояр, Поварихи и Бабарихи к «Сказке о царе Салтане», выполненные М. Соколовой (Московский центральный театр кукол, 1974). Художница выбрала для своих костюмов яркие краски и аппликации из цветочных композиций павлопосадских платков. Даже в костюмах бояр вместо традиционно расшитых золотными нитями оплечий и поручей – аппликации из цветов. Эскизы кукол очень выразительны и передают характеры персонажей.


Браташевский. «Звездочет с петушком у царя». Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке». 1953. Бумага, акварель, лак, белила.

Современное поколение зрителей хорошо знает работы С. Бархина, ведущего театрального художника нашего времени, замечательного колориста, оформляющего оперы, балеты, спектакли. На выставке экспонируется эскиз декорационного занавеса к спектаклю «Сказка о царе Салтане». (ТЮЗ, Горький, 1974). С. Бархин любит называть себя старомодным словом «декоратор». Он легко и весело играет на сцене с разными стилями, с декорационными формами старинных театров, непринужденно сочетая изображения подлинные предметы, откровенно театральную бутафорию и натуральные фактуры. На декорационном занавесе к спектаклю изображен Пушкин, наблюдающий за происходящим на сцене, и сказочный Остров-Буян с его чудесами, и деревянные корабли, на которых «едет флот царя Салтана». Сцена для мастера «как скопление индивидуальностей (персонажи, а не ансамбль), природы (деревья, кусты), кусков архитектуры. Соединение разного и разностильного…».


Б.А. Заборов. «Старик ловил неводом рыбу». Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». 1973. Бумага, темпера, гуашь, пастель.

На выставке можно увидеть эскизы костюмов кукол бесенка и старого беса к мультфильму «Сказка о попе и работнике его Балде», выполненные одним из известнейших и старейших художников Б. Ефимов. Куклы с богатой мимикой и острой характерностью создавали комический эффект, заставляя зрителя, хорошо знакомого с сюжетом сказки, смотреть ее с неослабевающим вниманием.


«В.А. Милашевский (1893-1976). Балда и старый бес. Иллюстрация к «Сказке о попе и работнике его Балде». 1962. Бумага, акварель, тушь, перо.

А. Птушко, один из руководителей художественно-производственного объединения объемной мультипликации Мосфильм», снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) и «Сказка о царе Салтане» (1966) ‑ одну из лучших экранизаций сказок Пушкина. Вершиной карьеры режиссера стал его последний фильм «Руслан и Людмила». Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор ‑ каждый новый кадр нес в себе сказочное превращение. На выставке представлены афиши к этим фильмам.


Б.В. Смирнов. «Едет флот царя Салтана». Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…». 1919. Бумага, акварель, гуашь.

Значительное место в музейном собрании занимают работы художников-аниматоров. Экранизация Л. Мильчиным «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (1951) заслуженно считается одним из лучших отечественных мультипликационных фильмов. Большое внимание художник уделил разработке выразительных костюмов, помогающих создать характеры героев. Фильм примечателен еще и тем, что автором сценария, наряду с И.П. Ивановым-Вано, был и известный писатель Юрий Олеша, автор сказки «Три толстяка». Музыку к картине написал композитор Юрий Никольский.


Ю.В. Иванов (1940 г.р.). «Пошел поп по базару». Иллюстрация к «Сказке о попе и работнике его Балде». 2001. Бумага, акварель, тушь, перо.

Завершают выставку работы художников, которые создавали свои работы к 200-летнему юбилею поэта (1999). Среди них − Ю. Иванов и Д. Юдина. Особо хочется отметить легкие остроумные акварели к сказкам Пушкина замечательного графика Ю. Иванова, проиллюстрировавшего более трехсот книг. Художник свободно импровизирует на листе бумаги. Он привносит в костюмы своих героев неожиданные современные детали, соединяя их с ампирными рамками или забавными амурами. Рисунки выполнены с большим мастерством и вкусом.


Э.П. Змойро (1925 г.р.). Эскиз костюма скомороха к спектаклю «Пушкинские сказки». 1966. Центральный детский театр. Москва. Бумага, акварель, тушь перо.

Невозможно представить сказки Пушкина без стихии народной игрушки. Тем более, что многие художники переносили в иллюстрацию и на сцену как саму народную игрушку, так и характерные приемы народной росписи. Известный театральный художник В. Рындин, оформивший спектакль «Сказки Пушкина» (1934) серьезно относился к игрушке: «В игрушке, в кукле, в маске нам открываются миры. В них часто видишь то, о чем мечтаешь, и чего не бывает, ‑ какой-то преображенный мир, о котором человек может только грезить или увидеть его в театре. Вот почему и эта сфера человеческого творчества чрезвычайно важна в ее использовании на сцене».


Э.П. Змойро (1925 г.р.). Эскиз интермедийного занавеса к спектаклю «Пушкинские сказки». 1966. Центральный детский театр, Москва. Бумага, смешанная техника, гуашь, латекс, сусальное золото.

Т. Маврина любила и собирала народную игрушку, которой «проиллюстрированы» многие ее книги. Художница с любовью рассказывала об известных и неизвестных мастерах народной игрушки. Современные художники-прикладники продолжают эти традиции. Музей представляет работы Н. Басс (г. Вятка), автора дымковской галереи героев «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила», известных мастеров-миниатюристов Палеха, использовавших традиционную игрушку-матрешку как оригинальную форму для пушкинских сказок.


Б.Е. Ефимов (1900-2008). Эскиз костюма чертенка к мультфильму «Сказка о попе и работнике его Балде». 1956. Союзмультфильм. Бумага, гуашь.

Надеемся, что посетители выставки, независимо от их возраста, откроют для себя волшебный мир пушкинских сказок, а новые поколения читателей и зрителей всегда будут ждать встречи с произведениями великого поэта.

http://www.pushkinmuseum.ru/?q=exhibition/vystavka-skazki-pushkina-dlya-vseh
Tags: Пушкин, выставка, иллюстрации, искусство, музеи, сказки
Subscribe
Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments