Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Агния Барто о Диме и Ваве. Комедия-пророчество о будущем России в трех актах.

Нашел в сети любопытную книжку Агнии Барто и Рины Зеленой, выпущенную в 1941 году в серии "Наш театр". Называется она "Дима и Вава" (комедия в трех актах). Сперва прочел "Дима и Вова", поскольку последние годы авторству Барто почему-то стали активно приписывать стихи-фейки с политическим подтекстом, содержащие намеки на Путина и Медведева, начиная от стихотворений "Володин портрет" и "В цирке" до переделки Дмитрием Быковым стихотворения "Болтунья" в "Задебатый".

Эта книжка - отнюдь не фейк, а реальное издание, в котором Дима и Вава - это один и тот же человек - главный герой комедии шестиклассник по имени Вадим.



Википедия сообщает, что "имя «Вадим» произошло от древнерусского слова вадити, что значит обвинять, клеветать, сеять смуту, или как сокращение славянского имени Вадимир. По другой версии, это имя двухкоренное, при этом слово «вадить» имеет значение не «спорить», а «влечь, привлекать, манить». Данный корень сохранился в русских словах «поВАДиться, приВАДА» и других. Второй корень — это «има, имати», означающий «обладание, имение, иметь»". Итак, Вадим - тот же Владимир, Вова, которого у Барто в семейном кругу зовут "Вавой" и "Димой".



О том, что Вава вполне может оказаться Вовой, дают понять уже первые страницы пьесы, на которых рассказывается, что девочка Лида путает  гласных "а" и "о"



Текст пьесы предваряется следующим объявлением



То есть изначально автором предполагалось сотворчество с читателями, ведь любая постановка в той или иной степени отходит от текста оригинала и переосмысливает его. Поэтому представим себе на минуту, что некие дети уже выросли, повзрослели и решили поставить эту пьесу только сейчас. Что бы они сделали, чтобы придать ей актуальность? Наверное, первым делом переименовали бы "Диму и Ваву" в "Диму и Вову". Затем принялись бы изучать двойственный характер Вовы. Вот что нам сообщает о нем первоисточник



Итак, из первого описания героя мы узнаем, что Вова - это тот, кто погружает дом во тьму, мучает кошек, тот, кого "надо каждый день ругать", чтобы нечто "хорошее" в его душе не исчезало. Следующее его упоминание связано с вынужденным отъездом (эмиграцией) дедушки из дома. Его дочь, тетя Вавы и Лиды, справедливо связывает этот неожиданный и спешный отъезд с проделками "глупого" тринадцатилетнего Вавы. Число лет 13 (чертова дюжина) должно дополнительно указывать на темный аспект личности Вавы. Возможно, что речь также идет о трискаидекафобиии его дедушки.



Далее Вава предстает в образе циничного материалиста-прагматика, который указывает дедушке, что тот не хозяин в доме, раз не зарабатыает денег, а сам Вава может делать, что хочет (в том числе бить лампочки) и никаких замечаний в свой адрес не потерпит.



Тетка Вавы говорит о нем как о создателе хаоса, тотальном разрушителе, причиной произвола которого является избалованность.



Выясняется также, что Вава измучил и домработницу Настю, которая также хочет эмигрировать



В разговоре домработницы с теткой Вавы открывается еще ряд подробностей. На Ваву могут полиять только его друзья - "лучшие ребята", "его товарищи". Особенный интерес у Вавы вызывает география (читай - геополитика), он является активным членом географического кружка. Сразу вспоминается стилизованный под советское время анекдот:
Урок географии в обычной советской школе города Ленинграда. Учительница задает вопрос:
- Вовочка, где находится Крым?
- В России, Марь Иванна!
- Садись, Вовочка. Два! Крым находится на Украине.
- Ну это мы еще посмотрим!



Любопытно, что Дима появляется во втором акте пьесы в качестве участника маскарада с переодеванием, в котором участники выдают себе не за тех, кто они есть на самом деле. То есть в первом акте все зовут героя Вавой, а во втором уже Димой.



Дима проявляет себя как сторонник силовых структур, не равнодушный к деятельности милиции (вспомним реформу Медведева, которая свелась к такому же маскараду - переименованию милиции в полицию). Сам же Дима полностью погружен в "обществвенную работу". Вспоминаются также и слова Дмитрия Пескова о Путине: «Путин столько работает, что личной жизни неоткуда взяться».



Во второй картине второго акта Дима снова становится Вавой - мы видим его сидящим в собственной комнате в противогазе, будто он готовится к войне. Тетка обвиняет Ваву в деспотизме и желании "помыкать всеми".



Дальше интереснее. Вава снимает противогаз и оказыается Димой, которого мы видели на репетиции. То есть как Вава он более воинственный и жестокий, а как Дима - более человечный. Но важно помнить, что в роли Димы Вава участвует в сценках с переодеаванием - настоящим Вавой он себя чувствует лишь, когда он тиранит окружающих.



В третьем акте раскрывается дипломатический талант Вавы/Димы, его умение вести переговоры с другими людьми. Разумеется, он начинает разговор с самого важного - географии. Его признание в том, что его "глобусом премировали", недвусмысленно указывает на желание обладать всем миром, стать полновластным монархом с державой в руке.



Показательны и патриотические нравоучения, которые Вава/Дима дает другим мальчикам:



К Диме обращаются как к арбитру  для решения сложных проблем, называя его "аторитетом", получившим премию. Имеется ли в виду объявление Путина человеком года журналом Time или присуждение ему премии "Квадрига" - неясно.



Еще позднее выясняется, почему дома Вава ведет себя ужасно, а в школе, уже в качестве Димы, он ведет себя более достойно.



В финале происходит психоаналитический сеанс саморазоблачения, где Вава признается Наташе, что он и Дима - это одно лицо, а Наташа задается вопросом: кто же теперь на него повлияет?



Занавес

Не менее интересны и советы исполнителям от авторов пьесы, которые приводятся в самом конце книги. Там есть, к примеру, такой многозначительный совет:



Итак, если воспринять книгу Барто и Зеленой как некое зашифрованное "пророчество", то три акта - это три периода одного и того же правления, где Вава (Вова) чередовался с Димой, пока все не поняли, что это одно и то же. Проблема героя состоит в его избалованности, отстутствии каких-либо сдерживающих факторов, которые бы препятствовали его деспотизму. Но также мораль  заключается в том, что на месте Вавы и Димы может оказаться любой "хороший мальчик", который не понимает, что вести себя так со "своими" нельзя.

Скачать книжку про Диму и Ваву целиком можно здесь

Tags: Барто, Путин
Subscribe

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments