Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Чёрт и его проделки

Чёрт. СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ.

(рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., словац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cоrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух.
Образ Чёрта  дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Чёрт— антропоморфные существа,  покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. 
http://s014.radikal.ru/i327/1011/73/4680bb2c2b41.png


В   русской  средневековой живописи облик Чёрта отличается от человеческого: голова у него сотрая, волосы дыбом, то есть шишом,  отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига, иногда черта рисуют с крыльями    за    спиной.    У восточных славян Черт — родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу,  «нежить»,   «нечистики»:   водяных,   леших,  домовых...

 

 


 



Само происхождение   нечисти   в   народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах.В  русских легендах   Чёрт — ангелы,   уставшие    славить  бога.   сброшенные с неба,  они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Чёрт  отличаются  от прочей  нечисти  и местами своего обитания (преисподняя, где  они  мучают  грешников,   болото, перекрёстки   и   развилки   дорог),   и свободой    передвижения, и способностью к оборотничеству: превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца,  кузнеца,  мельника,  могут принимать   облик   знакомого тебе.
http://ugabuga.ru/files/monsters/slav_mif/chert.gif

С вездесущностью Чёрта  связаны  запреты поминать  их  и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка,   куцый,   корнахвостик,   лысой, пралик и др. Чёрт    постоянно    вмешиваются   в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности,  принуждают к  неоправданным поступкам, искушают, не зря говорят: черт попутал, насылают морок, заставляют плутать пьяных,   провоцируют  на   преступление,     самоубийство,  пытаются заполучить душу человека,  свои души продают Черту колдуны и ведьмы (чертихи). 


http://www.revision.ru/images/authors/3020/chert.jpg
 


Черти   могут   жить  семьями,   по другим поверьям — соблазняют женщин,    отчего   рождаются    уродливые дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти по народным поверьям  могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь,  срывающий крыши,  приносящий болезни, уносящий проклятых детей;   вихри — беснующиеся   Черти,   чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож,   он окрасится кровью. Черти особенно опасны в «нечистых» местах и определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купали). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда Черта призываются  в  заговорах,  во  время гаданий.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3201/waleracom2008.2/0_1d72b_bfe90209_XL
"Нарисован черт, да такой страшной: черный, с рогами, хвостом и копытами"- так описан этот представитель нечисти в одной из русских сказок.
Копыта его могут быть козлиными, коровьими или лошадиными - от этого нрав и зловредность дьявольского отродья не зависят.
Чертей знают все славянские народы. Называли же их везде по- разному, тем более что поминать черта впрямую никогда не рекомендовалось -  вмиг явится! Основное назначение черта - искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам. Искуситель нашептывает свои козни человеку в левое ухо, а ангел-хранитель наставляет на путь истинный, шепча в правое ухо. 
http://www.onelegend.ru/images/satyr.jpg
В брак черти в основном вступают с ведьмами; когда черт с ведьмой венчаются, устраивают они игрища, пляски и шабаши, во время которых на перекрестках дорог возникают пыльные вихри. Если в такой вихрь бросить нож - острие окрасится кровью, смерч исчезнет, а на земле можно будет разглядеть отчетливые следы копыт. 
Но, в общем, не так страшен черт как, его малюют. Универсальное средство борьбы с чертом - святая вода и крестное знамение. 
Постоянное место обитания черта - пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Однако черт может появиться в любом месте. 

http://copypast.ru/uploads/posts/thumbs/1280214831_10.jpg
Известны две группы сюжетов о черте: первая, где черт представлен чрезвычайно опасным и почти равновеликим богу, и вторая, повествующая о глупом черте.  Первая группа сюжетов опирается на библейские представления и притчи. В них отражаются христианские мифы о происхождении черта, как то, что черт это падший первоангел.  Вторая группа сюжетов представляет жизнь чертей в комическом аспекте: черти дерутся, женятся, играют в азартные игры, спорят с мужиком и солдатом.

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-10/1286631550_1273236454_5318.jpg

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post165513881/
Tags: демонология, мифология
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments