Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

О теории поколений

Газета "Коммерсант" опубликовала очень интересные статьи Юлии Фуколовой об особенностях поведения и мироощущения представителей различных поколений. Фуколова ссылается на книгу "Поколения. История будущего Америки" экономиста и демографа Нейла Хоува и историка Вильяма Штрауса, вышедшую в 1991 году. Авторы теории поколений выяснили, что примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями, и молодежь ведет себя не так, как их родители в том же возрасте. Ценности формируются к 11-12 годам под влиянием исторических событий (война, полет человека в космос, перестройка и др.), также они зависят от модели воспитания в семье. Влияет и дефицит — то, чего в детстве не хватало ребенку. Так, для поколения, пережившего войну, особой значимостью обладает еда — в их лексиконе встречаются фразы "доешь тарелку до конца", "в последнем кусочке сила". Они делают запасы, хотя магазины ломятся от товаров. Ценности не меняются в течение жизни и влияют на все — на взгляды на мир, отношение к работе, стиль потребления.




В XX и XXI веке выросли шесть поколений (см. инфографику). Исследователи также выделяют пограничные зоны — это период плюс-минус три года от "официальной" даты появления нового поколения. Людям, родившимся в этой зоне, близки ценности обоих поколений, что дает им большую гибкость и приспособляемость. Многие миллиардеры, кстати, являются "пограничниками".

В разных странах границы поколений часто не совпадают из-за экономических и культурных особенностей. Компания Sherpa S Pro адаптировала теорию поколений для российских реалий. "Мы с 2003 года начали проводить серии фокус-групп, приглашали историков, чтобы анализировать события, происходившие в период формирования поколений,— рассказывает генеральный директор Sherpa S Pro, координатор проекта "RuGenerations — теория поколений в России" Евгения Шамис.— Эту работу продолжаем и сегодня". По ее словам, на Западе "игреки" рождались в 1981-1982 годах, в России позже — в 1985 году.



Как поясняет заместитель генерального директора Sherpa S Pro Евгений Никонов, иногда люди одного возраста принадлежат к разным поколениям — важна не дата рождения, а разделяет ли человек конкретные ценности. Также имеют значение условия, в которых он вырос. Теория поколений справедлива для среднего класса, в России к нему относят себя не только люди с достатком, но и с высшим образованием.

Самый важный момент теории Хоува и Штрауса — цикличность поколений. По их наблюдениям, каждое пятое поколение имеет сходные ценности, и это позволяет делать долгосрочные прогнозы. В частности, по словам Никонова, теорию поколений использовали для стратегического планирования различные министерства США и американский бизнес.



Термин "поколение Х" впервые использовала Джейн Деверсон в 1964 году, когда писала о британской молодежи. Популярным он стал после того, как канадский писатель Дуглас Коупленд издал в 1991 году роман с одноименным названием. Буквой "Х" социологи стали называть поколение, которое родилось с середины 1960-х годов до середины 1980-х. По аналогии следующее поколение получило название Y, а после него появилось Z. Детей, которые родятся у представителей Z, уже сейчас многие называют "поколением альфа".

"Игреки" живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро. Нежелание работать в системе жесткой иерархии — еще одна особенность "игреков". "Иксы", например, с детства привыкли к самостоятельности — сами приходили из школы, разогревали обед, гуляли. Их так и называли — "дети с ключом на шее". На работе они тоже любят автономность, неохотно делятся информацией (информация — это ценность). Но молодежи такое отношение не нравится, "игрекам" важно сотрудничество. Они часто оспаривают принятые правила. Так, крупная компания сформулировала ценности и представила их на собрании коллектива. Неожиданно встал молодой парень и заявил: "Я ничего не понял". Руководители удивились, но пояснили еще раз. После чего молодой человек заявил: "Давайте эти ценности поменяем". "Менеджеры "выпали в осадок",— вспоминает Никонов этот случай из практики.— Старшие промолчат, даже если их что-то не устраивает, а "игрек" должен понимать, что он делает и зачем".



Благодаря "игрекам" многие руководители меняют стиль управления. "В начале моей карьеры начальник мог подойти, швырнуть файл и заявить: "Разве я не ясно сказал, как нужно делать?" — рассказывает менеджер крупной компании.— Сегодня никто себе такого не позволит, потому что молодой человек просто встанет и уйдет". По мнению Екатерины Уховой, новое поколение учит руководителей не зарываться и помнить про человеческие отношения.

Поколение Y выросло в тепличных условиях: у них всегда были еда, игрушки, деньги, а их родители отказывали себе во всем, лишь бы обеспечить детей. "Игреки" привыкли, что все их желания выполняются, они уверены в себе и имеют высокую самооценку. Поэтому их невозможно мотивировать страхом — им нужно показывать возможности.
"Игреки" готовы участвовать в рискованных проектах, когда другие поколения еще раздумывают. Они талантливы и имеют "быстрые" мозги. Молодые сотрудники идеалистичны, им нравятся проекты, в которых есть нечто большее, чем зарабатывание денег. С другой стороны, молодежь непрактична и плохо адаптирована в окружающем мире. Зачастую они не могут раскрыть свои таланты — им нужен опытный наставник. В этом плане "иксы" и "игреки" способны развивать друг друга: "иксы" приземляют "игреков", а "игреки" показывают старшим, как жить здесь и сейчас.



С "игреками" работать непросто, но об их особенностях хотя бы известно. А вот представителям поколения Z пока 14 и меньше лет, и они имеют шансы взорвать мозг предпринимателям. По закону цикличности "зеты" будут во многом похожи на "молчаливое поколение" (1923-1943 г. р.). "Молчаливое поколение росло в период электрификации, индустриализации и пионерского движения. Сегодня на слуху энергосбережение, модернизация, молодежные объединения. Плюс оба поколения столкнулись с глобальным экономическим кризисом",— рассуждает Евгений Никонов.

На поколении Z скажется гиперопека — дети постоянно находятся под присмотром взрослых. После школы они занимаются в кружках или с репетиторами. В итоге "зеты" испытывают дефицит общения со сверстниками. В гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях людей. Зато семья для них будет большой ценностью: это единственное, что безопасно.

Недостаток общения с внешним миром часто компенсируется вниманием к собственному внутреннему миру, и поколение Z, скорее всего, будет интересоваться искусством и наукой.

Читать материалы полностью:
http://www.kommersant.ru/doc/2483995
http://kommersant.ru/doc/2483998









Tags: поколения, психология, социология
Subscribe

Posts from This Journal “социология” Tag

promo philologist april 15, 18:11 7
Buy for 100 tokens
14 апреля президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что посещаемость у российских музеев сегодня выше, чем у кинотеатров. Каждый год в стране и мире появляется множество новых и реконструируется немало старых музеев. Например, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments