Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Владимир Хотиненко: "Мы разрушим стереотипы о Достоевском"

22 мая телеканал "Россия" начинает показ сериала о жизни одного из самых загодочных российских писателей "Достоевский". Сценарий фильма написал Эдуард Володарский, известный также по картинам "Обитаемый остров", "Вольф Мессинг: видевший сквозь время", "Мы из будущего", "Штрафбат" и другие. Изначально он хотел назвать сериал "Тринадцатый апостол", но режиссер Владимир Хотиненко настоял на том, чтобы название было изменено.
 

"Достоевский" - собрание звезд отечественного кинематографа. Главную роль в картине сыграл Евгений Миронов, а его партнерами стали Чулпан Хаматова, Алла Юганова, Лиза Арзамасова, Валентина Талызина, Дмитрий Певцов и другие.

Накануне премьеры  "Вокруг ТВ" пообщался с Владимиром Хотиненко и узнал о том, как снималась картина, почему было изменено название и что значит для него Федор Михайлович Достоевский.

- Почему вы отказались от названия «Тринадцатый апостол»?

- Просто мне показалось, что название «Достоевский» более точное по одной простой причине: «Тринадцатый апостол» звучит красиво, но это ставит в исключительное положение Федора Михайловича Достоевского. А как же тогда Пушкин? Он какой апостол? Четырнадцатый? Кроме того, такое название мне кажется немного атеистическим. Всем известно, что апостолов было двенадцать и еще семьдесят потом. Все. Это фильм про Достоевского, а название «Тринадцатый апостол» сужает тему, заставляя воспринимать картину как нравоучительную, религиозную. Мы не хотели этого. И хотя у нас с автором сценария Эдуардом Володарским были разногласия, я уверен, что название «Достоевский» все-таки подходит больше.

 

- Мнения о писателе Достоевском расходятся: одни считают его мрачным, депрессивным, загоняющим в отчаяние, а для других наоборот он является источником света и жизни. Как вы воспринимаете его творчество?

- Эти разночтения естественны, потому что люди по своей природе разные. По своему опыту могу сказать, что я тоже считал его мрачноватым писателем до тех пор, пока не сделал эту картину. Снимая кино, я перечитал его всего, перечитал даже то, что, к сожалению, раньше не читал. И теперь у меня совершенно другое представление и о писателе Достоевском, и о человеке Достоевском. Это всегда свет где-то там, это всегда надежда, независимо ни от чего. Надо обладать гением Достоевского, чтобы в этих страшных путешествиях по человеческому существу, по душе, обязательно найти путеводную звезду, обрести этот свет и понять, куда идти дальше. В этом плане – да, он, безусловно, светлый писатель.

- Как вы считаете, такой талант, каким обладал Достоевский – это для человека наказание или дар?

- Смотря как к этому относиться. С одной стороны, это счастье для человека, которому это было послано. А с другой… Помните, как у Пушкина? «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»…  У всякого бывают периоды меланхолии, а творца они мучают особенно сильно. Но талант – это все-таки счастье, Божий дар. Это определенно не бессмысленно прожитая жизнь.

- Вы пригласили на главную роль Евгения Миронова, который сыграл князя Мышкина в сериале «Идиот». Не боитесь, что два этих образа у зрителя наложатся друг на друга?

- Да и пусть накладываются. В самом Достоевском сочетался и Мышкин, и Рогожин.  Не исключено, что, когда он писал «Идиота», то понимал это, и в итоге у него получился своеобразный автопортрет. Многие персонажи в его романы приходили из жизни. Женя Миронов – выдающийся актер, и он в любом случае создал уникальный образ.

- Сейчас появляется много различных биографических исследований, которые носят желтый характер. Как вы сортировали материал, и была ли у вас какая-то грань, за которую вы старались ни в коем случае не заходить?

- Да очень простая грань: выбирал то, что мог бы позволить по отношению к себе для публичного обозрения. Вот и все. Интерес к «желтым» подробностям существовал всегда. Я, например, не знал, что про Достоевского, когда он жил заграницей, был написан целый роман. Там все было неправдой, но вот был к нему такой «желтый» интерес уже в то время.

- У вас стояла задача снять «хрестоматийный глянец» с Достоевского?

- Главное – не подглядывать в замочную скважину - в спальню. Я ненавижу, когда где-то в журналах публикуют фотографии, вроде, «Мы в спальне», «Мы в ванной». Нельзя пускать посторонних в спальню! Но все-таки у Достоевского были женщины и были страстные романы, например, с Апполинарией Сусловой. И что, показывать, что они целомудренно ходят за ручку? Нет, это было бы неправдой. Мы пытались показать эту страсть, но сдержанно, в рамках дозволенного.

- Многие режиссеры сейчас жалуются на то, что глубоких актеров остается все меньше и меньше. Не столкнулись ли вы с такой проблемой, ведь вашим актерам нужно было играть людей по-настоящему  выдающихся?

- Нет, я не жалуюсь. Моим актерам хватает глубины. Ведь и Женя Миронов, и Чулпан Хаматова – актеры мирового уровня, без всяких допусков. И не только они, я бы мог ещё и еще продолжать этот список.

- А актрису на роль Анны Григорьевны искали долго? Ведь это женщина уникальная, многое сделавшая для Достоевского.

- Ее сыграла Алла Юганова. Причем, она, к счастью, в кино сильно не засвечена, хотя увидел я ее впервые  у моего сына Ильи в картине «Ясновидящая». Мне она там понравилась. Когда мы искали актрису на роль Сниткиной, а искали долго, я вспомнил о ней. Анна Григорьевна – действительно уникальная женщина. Особенно меня задело то, что я в воспоминаниях о Достоевском часто встречал небрежное отношение к ней, мол, ничего особенного она из себя не представляла - невзрачное существо, отдавшее мужу свою жизнь. Это все глупость. Она была необыкновенная! Фантастическая! Она мой любимый персонаж! Юная гимназистка, 20 лет, воспитанная в строгой семье, и вдруг она окунулась в эту рулетку, в эти долги. Она же вытащила Достоевского заграницу, спасла от кредиторов. Мы много работали с Аллой над этим образом, и я теперь никого другого уже и не могу представить в роли Сниткиной.

- Будете ли вы как-то следить за оценками, которые дадут вашему фильму биографы Достоевского?

- Специально не буду. Может, что-то случайно попадется или где-то развернется дискуссия. Тут ведь много точек зрения может быть. Наш фильм – это некий взгляд на Достоевского, на его жизнь, и мы имеем на это право. А биографы ведь и между собой спорят постоянно. Проблема в другом: мы не знаем, примут или нет, сам образ писателя, который мы создали. Мы этот образ Достоевского полюбили. Причем, это сложный персонаж, с вздорным, противоречивым, но живым характером.

- Литературоведы делятся на два лагеря: те, кто любят Достоевского, не принимают Толстого. И наоборот.  А вот для вас Толстой и Достоевский - оппоненты?

- Нет, для меня это два абсолютно равнозначных писателя, две одинаковые величины, но совершенно разные. Ведь недаром им не удалось встретиться… Кстати, к слову сказать, вот как раз Лев Николаевич Толстой о Сниткиной отзывался очень уважительно, а Софья Толстая училась у нее издательскому делу. Так вот, слава Богу, что Толстой и Достоевский так ни разу и не встретились. Это все равно, что сталкивать «плюс» и «минус». В физике эти величины равнозначны, и после их столкновения, появляется ток, загорается лампочка. Вот в литературе они столкнулись, и загорелась лампочка истины, а в жизни им встречаться было не обязательно.

- Ну там же ведь почти мистическая череда совпадений, не давших им встретиться.

- Да, они были как-то вместе на одном вечере, но все, что ни делается, делается к лучшему. Они ведь общались, правда, заочно, высказывая мнения о произведениях друг друга.

- Достоевского нельзя отделять от религии. А у вас в сериале будут какие-то религиозные мотивы?

- Что значит нельзя отделять? А кто-то захочет и отделит. Про Достоевского ведь можно  снять много совершенно разных фильмов. Вот придет кому-нибудь в голову - и снимут Достоевского- Казанову, придет другое в голову – сделают Достоевского-игрока, а кто-то, наоборот, захочет снять Достоевского - неистового религиозного деятеля. У него был свой путь к Богу. Он шел долго и, возможно, где-то там продолжает идти этой дорогой. Он был одухотворенный творец и просто верующий человек. Хотя есть воспоминания, которые описывают, как он всю службу стоит на коленях. А вот в ссылке в храм он почти не ходил, хотя постоянно жил верой и Богом. Ему ведь там жены декабристов подарили Евангелие, и сейчас есть очень хорошие издания этого Евангелия с пометками Достоевского и их расшифровками. Кстати, Достоевский с женой гадали по Евангелию, и когда он умирал, то открыл страницу на главе, в которой Иисус приходит к Иоанну Крестителю и произносит: «Не удерживай...». Достоевский тогда понял, что это означает для него. Он достойно умирал, а ведь по тому, как человек уходит, можно сделать выводы о его сущности. Но говорить о нем как о религиозном фанатике совсем не правильно!

- Когда работали над картиной, опирались ли как-то на атмосферу его романов? Например, на цветовую гамму? Ведь у Достоевского она везде конкретная и одинаковая: желтый, коричневый, красный...

- Нет, мы такими концептуальными вещами не занимались. Можно, конечно, снять такое кино, но оно уже будет совершенно другим. Нам нужно было выдержать стиль, такой, чтобы он передавал атмосферу 19 века, но при этом был и современным, не унылым. Это значительно важнее. Самое главное – характеры, которые мы создавали. У нас, например, много Петербурга и много петербургских съемок, но мы не ставили перед собой задачу показать мрачный унылый Петербург Достоевского. Это все стереотипное представление, а наш концепт – разрушение стереотипов.

- А удалось в мемориальных квартирах поснимать?

- Нет. Там снимать неудобно. Да и зачем? Можно же ведь построить это все в павильоне. Мы, например, заказали такие же обои, какие были квартире Достоевского, мебель старались подбирать похожую. Снимали в Баден-Бадене, где сохранилось казино, в котором играл Достоевский. Там вообще многое не изменилось с тех пор… Снимали в гостинице, где он жил; на улицах, где он ходил. Снимали и сохранившийся там дом Тургенева, где бывал Достоевский. Словом, если была возможность снять где-то на настоящих объектах, то мы эту возможность не упускали. А вот в Петербурге с этим сложнее: там везде реклама. Один очень красивый кадр сделали с помощью компьютера. Достоевский стоит возле астральных колонн, за ним – панорама Петербурга 19-го века, и мы смогли все это реконструировать. 

- Ну и последний вопрос. Понимаю, не вы определяете политику канала, но все-таки, как оцениваете время показа: воскресение, 21.00, дачный сезон?

- Меня и мою жену насторожило такое время, но я уповаю на то, что люди на канале все-таки хорошо разбираются в этом и знают, как лучше. Они же не враги себе. Мое дело – снять хорошее кино. Если не враги, то все будет хорошо. Если враги... Ну что же, я все равно никак не смогу это поменять.

- Будем надеяться…

- А еще вот что: думаю, одним показом не обойдется. У нас ведь есть две версии. Одна, семисерийная, которая будет показана сейчас. А другая расширенная, состоит из восьми серий, и вот ее планирует показать канал «Культура», без рекламы, в ноябре, ко дню рождения Достоевского.

Юлия Шершакова
www.vokrug.tv


Tags: Достоевский, кино
Subscribe
promo maxim_nm 12:00
Buy for 110 tokens
Так, друзья, сегодня в моём блоге будет рекламный пост на одну интересную тему — сейчас разыгрывается супер-розыгрыш в целых €130 миллионов в лотерее Евромиллионы, и этот розыгрыш проводится только несколько раз в год. Он проводится так же, как и обычный тираж лотереи — за тем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments