Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Противоположность Каина и Авеля

Каин – это человек, стремящийся к искусствам и наукам. Последние поначалу не имеют никакого родства с Божеством. Этим выражена глубокая истина. Тот, кто имеет оккультный опыт, знает, что искусства и науки, хотя они и освободили человека, были не тем, что вело человечество к духовному; напротив именно они отвратили человека от собственно спиритуального.



Рудольф Штайнер

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ КАИНА И АВЕЛЯ

Берлин, 10 июня 1904

В прошлый раз я уже говорил, что в истории Каина и Авеля кроется целая сумма оккультных тайн. На некоторые из них я хочу сегодня указать, однако, с самого начала следует подчеркнуть, что взаимоотношения Каина и Авеля, познанное в своей глубине, является аллегорией чрезвычайно глубоких тайн, и на основе имеющихся у нас предпосылок, мы будем в состоянии познакомится только с некоторыми из них.



Прослеживая пять книг Моисея, мы находим там многое, что непосредственно указывает на развитие человечества с лемурийского времени. Например, рассказ об Адаме и Еве и их потомках нельзя брать так просто и наивно. Я прошу при этом учесть, что в пяти книгах Моисея, истории Еноха, Псалмах, в некоторых значительных главах Евангелий, в Послании к евреям, в некоторых посланиях Павла и в Апокалипсисе, мы имеем дело всецело с писаниями посвященных, так что в них нам надо искать оккультное ядро. Во всех оккультных школах говорится об этом ядре. Кто читает Библию не бездумно, – в высоком смысле не бездумно, – тому бросаются в глаза некоторые вещи. И я хочу обратить ваше внимание на то, мимо чего можно очень легко пройти не заметив, но что должно быть прочтено просто буквально, чтобы увидеть, что ни одно слово не стоит тут напрасно и что очень легко, читая Библию, нечто пропустить.

Возьмите первое предложение пятой главы первой книги Моисея: "Это книга рода человеческого. Когда Бог сотворил человека, создал Он его по подобию Божию: мужески-женским создал его, благословил его и назвал его именем "Человек", в те дни, в которые Он его создал. Когда Адам прожил 130 лет, родил он сына по подобию своему и по образу своему, и нарек его именем Сет (Seth)" (канонически Сиф).

Надо читать буквально. Сам Адам называется просто человеком. Мужески-женским создал его Бог. Еще без разделения пола, обоеполым. И как Он создал его? – По подобию Божию.

Затем второе предложение: "После стольких и стольких лет", – тут надо представлять себе большие временные промежутки, – родил Адам сына, Сета, по своему образу". В начале адамова времени мы имеем человека по образу Бога, и в конце – по образу Адама, по человеческому образу. Раньше человек создавался по образу Бога. Позже он стал образом Адама.



Итак, вначале мы имеем людей, которые все похожи друг на друга, все созданы по образу Божию. Они размножались бесполым путем. Мы должны себе уяснить, что все они имеют ту же самую форму, которая имелась первоначально, так что сын похож на отца и внук похож на сына. Благодаря чему, вообще, люди меняются, дифференцируются? Из-за чего у них возникают различия? Из-за того, что в продолжении рода участвуют двое. Сын или дочь, с одной стороны похожи на отца, а с другой – на мать.

Теперь представьте себе, что существовала первоначальная богоподобная не разделенная на два пола раса, размножавшаяся бесполым путем: потомок всегда был похож на предыдущее поколение. Не происходит никакого смешения. Различия проявляются только тогда, когда наступает время Сета. Однако, между временем Адама и Сета происходит еще нечто иное. А именно, до того, как осуществился переход от Адама к Сету, родились двое, которые опять-таки являются значительными представителями: Каин и Авель. Они стоят между Адамом и Сетом и представляют собой переходную форму. В то время, когда они родились, еще не было ярко выраженного полового размножения. Это вы можете понять из того, что означают имена – "Авель" и "Каин". "Авель" по-гречески означает "пневма", т. е. "дух", а если мы возьмем сексуальное значение, то оно имеет определенно женский характер. "Каин", напротив, буквально означает "мужской", так что в Каине и Авеле противопоставлены друг другу мужское и женское. Еще не чисто органически они склоняются к дифференциации: на более высокой духовной ступени.



Теперь я прошу вас запомнить это точно. Первоначальное человечество было мужески-женским. Затем оно разделилось на мужской и женский пол. Мужское, материальное мы имеем в Каине, женское, духовное в Авеле-Сете. Дифференциация произошла. Это символизировано в словах: Каин был земледельцем, а Авель был пастухом (Быт 4, 2).

"Земля" в древнейших языках означает физический план; три агрегатных состояния физического суть: твердая земля, вода и воздух. "Каин стал земледельцем", – это в своем первоначальном смысле означает: он научился жизни на физическом плане, стал человеком на физическом плане. Таков был характер мужского, состоящий в том, что он был сильным и крепким, чтобы обрабатывать пласты физического плана и затем от физического возвратиться к более высоким планам.

"Авель был пастухом". Пастух принимает жизнь такой, какой ее дает Создатель. Стада не вырабатывают, а просто оберегают. Поэтому он является представителем такого рода, который добивается духа не посредством самостоятельно работающего разума, а получает дух как откровение от Самого Божества и просто хранит его. Хранитель стада, хранитель того, что насаждается на Земле, – это Авель. Тот, кто вырабатывает нечто своими силами, – это Каин. Потомки Каина заложили основы игры на лютне и других искусств (Быт 4, 21-22).
Противоположность поведения Каина и Авеля по отношению к Божеству проявляется в следующем. Авель воспринимает духовное и приносит в качестве жертвы лучший, высший плод духа. Само собой разумеется, Бог обращает благосклонный взор на жертву, – ибо это ведь то, что Он сам насадил на Земле. Каин претендует на другое. Он хочет обратиться к Богу с плодами своего разума. Это есть то, что завоевал человек в своей свободе и что Божеству совершенно чуждо.



Каин – это человек, стремящийся к искусствам и наукам. Последние поначалу не имеют никакого родства с Божеством. Этим выражена глубокая истина. Тот, кто имеет оккультный опыт, знает, что искусства и науки, хотя они и освободили человека, были не тем, что вело человечество к духовному; напротив именно они отвратили человека от собственно спиритуального. Искусства есть нечто выросшее на собственной территории человека, на физическом плане. Отсюда происходит противоположность: тот "дым", тот дух, который Сам Бог насадил на Земле, от Авеля, восходит к Божеству, а другой "дым" – от Каина – остается на Земле. Самостоятельное остается на Земле, как дым Каина.

В этом и состоит противоположность между женским и мужским. Женским является то, что инспирировано, что непосредственно воспринято от Божества. Пневму просто принимают. То, что может дать Каин – есть человеческая работа на самом физическом плане. В этом состоит противоположность женского и мужского духа. Тут они противостоят друг другу в первозданном виде.

Каждый человек не только физически, но и духовно является мужчиной и женщиной. Он является одновременно принимающим, дающим себя инспирировать духом, так и духом перерабатывающим инспирированное, интеллектуально комбинирующим. Затем это разделилось, и далее в мужском и женском мы должны видеть только символ. Принцип инспирации перешел на тех, кто стоял на позиции Авеля, на тех, кто остался пастухом и священником. На других принцип инспирации не перешел; они обратились к мирскому, стали учеными и художниками и ограничили себя физическим планом.



Этого не могло бы произойти, если бы в человеке также не произошло изменение. Будучи еще мужески-женским человек был не в состоянии провести разделение между спиритуальной мудростью и интеллектуальной наукой. Только благодаря тому, что человечество было окончательно разделено на два пола, мозг был приведен в то состояние, в котором он мог действовать. Мозг стал мужским, а более глубокая сущность стала женской. Человек обладает способностью производить только в пределах своей физической природы, а именно он производит своих потомков. Дух, поскольку он проявляет себя через мозг, является мужским и продуктивным, но его продуктивность ограничена физическим планом. Таким образом, Каин и Авель являются репрезентантами.

Благодаря этому разделению потомки, в процессе продолжения человеческого рода, перестали в точности походить на своих предков, и наступила дифференциация. Я вас прошу заметить следующее: чем большее значение приобретает сексуальное, тем больше усиливается дифференциация. В условиях бесполого размножения последующие поколения были похожи на предыдущие. В ходе времени не наступало бы различие. Различие происходит только благодаря смешению. А что сделало возможным это смешение? То, что мужское прописалось на физическом плане. Каин стал тем, кто обрабатывал и изменял землю. Внешнее различие поколений не вошло бы в человечество, если бы одна часть людей не сошла вплоть до физического плана. Теперь уже не было так, как раньше, когда плоды сходили с высших планов. Теперь нечто начинает вплетаться в человека благодаря тому, что он извлекает из физического. Он становится подобием того, чего он добился на физическом плане, и выносит это на более высокие планы. Физическое является знаком Каина. Физический план в своем воздействии на человека напечатлевается ему в качестве каинова знака.

Теперь человек всецело связан с Землей, так что возникает противоположность Авеля и Каина, противоположность между сыном богов и сыном физического плана, причем сыны Авеля-Сета представляет собой сынов божьих, а сыны Каина сынов физического плана. Теперь вы поймете, что история Каина и Авеля происходит в период времени между Адамом и Сетом. Тут новый принцип входит в человека, принцип наследственности, наследственного греха, несхожести с предыдущим поколением.



Однако еще остались сыны божьи. Не всех Авелей убрали из мира. И теперь мы видим, что происходит на Земле, когда Каин на вопрос: "Где Авель, брат твой? – отвечает: "Разве я сторож брату моему?" (Быт 4,9). – Раньше человек никогда бы так не ответил. Это говорит разум, который как бы только акустически реагирует на спиритуальное. Теперь к принципу любви примешивается принцип борьбы, принцип противопоставления; теперь рождается эгоизм: "Разве я сторож брату моему?"

Авели, которые остались, были сынами божьими; они остались родственными божественному. Однако теперь они должны были остерегаться входить в земное. Таким образом, для того, кто посвящает себя божественному, вступает в силу принцип аскезы. Это грех, если он соединяется с теми, кто посвятил себя Земле. Это грех, когда сынам божьим нравятся "дочери человеческие из Каинова рода".

От этого греха произошел род, о котором обычно в открытых книгах Ветхого Завета даже не говорят, а только намекают: род, который был невидим для физического глаза. На оккультном языке его представителей называют "ракшасами"; они подобны "азурам" индийцев. Это дьявольские существа, которые действительно существовали и соблазняюще действовали на людей, так что сам человеческий род опустился. Произошедшие от "флирта" сынов божьих с дочерьми человеческими ракшасы стали особенно обольстительными для четвертой подрасы атлантов, туранцев, что привело к гибели человеческого рода. Лишь немногие спаслись и переселились в новый мир. Всемирный потоп – это потоп, который уничтожил Атлантиду. Люди, обольщенные ракшасами, постепенно исчезли.



Теперь я должен сказать нечто такое, что несомненно покажется вам очень своеобразным, но что, однако, имеет особое значение и что очень важно знать. Это в течение многих столетий было оккультной тайной для внешнего мира, и большинству покажется чем-то невероятным, однако все же это верно. Я могу заверить вас, что каждый оккультист может убедится в том, что это так, из Акаша-хроники.

Эти ракшасы существуют; они действительно существовали – деятельно, активно – как соблазнители людей. Они воздействовали на человеческие страсти до того момента, когда в Иисуса из Назарета инкарнировал Христос, и сам принцип буддхи стал присутствующим на Земле в человеческой телесности. Вы можете верить этому или нет, но это имеет космическое значение, выходящее далеко за пределы земного плана. Библия выражает это следующим образом: "Христос сошел в преддверие ада". Там были уже не человеческие существа, там Он имел дело с духовными существами. Существа ракшасов пришли через это в состояние парализованности и летаргии. На них как бы надели узду, так что они стали неподвижны. Это случилось с ними только потому, что на них было оказано воздействие с двух сторон. Это было бы невозможно, если бы в Иисусе из Назарета не были соединены две природы: с одной стороны, древний чела, который был полностью соединен с физическим планом, который мог действовать на физическом плане и держать его в равновесии посредством своих сил, и, с другой стороны, Сам Христос – чисто духовное Существо. В этом состоит космическая проблема, лежащая в основе христианства. Тогда произошло нечто в оккультной области; это изгнание врагов человечества, отзвуки чего содержатся в легенде об антихристе, который был связан, но вновь явится, если ему не будет противопоставлен христианский принцип в своей первоначальности.



Весь оккультизм средневековья стремится к тому, чтобы не допустить возобновления воздействия ракшасов. Те, кто может созерцать на более высоких планах, уже давно предвидели, что момент, когда это может случиться, настанет в конце ХIХ-го столетия, на повороте от XIX-го к ХХ-му столетию. Нострадамус, который работал в башне, открытой сверху, который смог помочь во время чумы, был в состоянии предсказывать будущее. Он написал ряд пророческих стихов, в которых вы можете найти уже исполнившиеся пророчества, такие, как, предсказание войны 1870 г. и многое о Марии-Антуанетте. В этих центуриях Нострадамуса стоит также следующее (Центурия 10, 75): "Когда закончится XIX век, явится один из братьев Гермеса из Азии и вновь соединит человечество". – Теософское общество является не чем иным, как исполнением этого пророчества Нострадамуса. Противодействие ракшасам и восстановление первоначальных мистерий является стремлением Теософского общества.

Вы знаете, что Иисус Христос после смерти еще десять лет оставался на Земле . "Пистис-София" содержит глубочайшие теософские учения; она горазда глубже чем "Эзотерический буддизм" Синнета. Иисус всё вновь и вновь инкарнировал. Его задачей является вновь оживить принцип мистерий. За этим стоит не какой-то культурно-исторический или физический факт, а тот факт, который я вам разъяснял, и который хорошо известен оккультистам: борьба против ракшасов. Вы видите, что тут сокрыта великая и значительная оккультная тайна.



Вы можете спросить меня: почему это говорится в аллегорической форме, а не открытым языком? – Тут я должен обратить ваше внимание на то, что все великие Учителя человечества, такие, как Моисей, индийские Риши, Гермес, Иисус из Назарета и первые христианские учителя, стояли на точке зрения принципа реинкарнации. И этот аллегорический способ передачи имеет хороший смысл. Когда, например, жрецы друидов рассказывали о "Небельхейме", о "великане Имире" и т.д., это, конечно, не было народным творчеством. Жрец друидов знал: дух человека, которому я сегодня напечатлеваю сказки, в новой инкарнации будет подготовлен к тому, чтобы воспринять истину в более совершенной форме. Все эти сказки составлены таким образом, чтобы дух, когда он вновь инкарнирует, смог легче воспринять истину. В основе этого лежит не вера, а познание, опыт реинкарнации. Даже отрицание реинкарнации, имевшее место начиная с третьего столетия христианства, исходило из знания реинкарнации: человека хотели стянуть с кама-манас настолько, чтобы всё духовное прошло через инкарнацию. Поэтому христианство в течении 1500 лет ничего не знало о реинкарнации. Если бы мы и дальше продолжали удерживать учение о реинкарнации, тогда мы бы удержали у человека это знание во второй раз. Но это было бы большим грехом, прегрешением против человечества. Однако одноразовое удержание было все же необходимо, чтобы одну жизнь между рождением и смертью сделать драгоценной для человека.


Tags: Атлантида, Нострадамус, Христос, Штайнер, антропософия, женщины, мужчины, теософия, христианство, эзотерика
Subscribe
Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments