Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

О возможной отмене свободного выезда за рубеж и падении уровня потребления в России

Ситуация с отменой свободного выезда за рубеж, может решиться еще проще, чем с падением уровня потребления. По данным того же Левада-Центра, только около 17% россиян имеют загранпаспорта. И лишь от 4 до 7% россиян, не являющихся госслужащими или сотрудниками госкомпаний, ездят отдыхать во всякие там Европы. Их стон в Кремле даже не услышат, а если услышат — так порадуются. И «подавляющее большинство» в 93-96% им не посочувстует



Иван Преображенский

ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ ГОТОВЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ «РАЗВИТОГО КАПИТАЛИЗМА»?

Еще недавно все в один голос заверяли: россияне никогда не откажутся от капиталистических завоеваний. Жизнь после Крыма показала, что это была иллюзия. Теперь готовность обменять сытое брюхо на неравное распределение ничтожества очевидна. Нет в России «ответственных потребителей». Главное, чтоб все было «не хуже, чем у людей». Обратную замену «Мерседеса» на «Волгу» россияне переживут вполне безболезненно, если она пройдет постепенно и будет повсеместной.



Россияне стали реже ездить в Европу отдыхать. Это уже факт. В Карловых Варах, которые чехи называют «Ивановыми», сокращено около 15% персонала, и все надежды местный бизнес (также преимущественно русский) возлагает на китайцев. Снижение количества российских туристов заметили в Британии и Франции. В Турции и Египте пока все в порядке, но еще пара-тройка историй о том, как русско-украинская драка закончилась разгромом отеля, и самые фешенебельные гостиницы начнут вежливо отказывать россиянам под благовидным предлогом.

Разумеется, сказывается кризисное положение российской экономики и падение доходов именно у так называемого «среднего класса». Но есть и другие причины, гораздо более серьезные — идеологические и психологические. Это видно уже по тому, как ситуацию комментируют российские власти, скорее довольные происходящим. «Санкционный режим привел к тому, что выезд российских граждан в Европу упал», - рассказала заместитель министра культуры, курирующая в ведомстве туристический блок, Алла Манилова в интервью «Российской газете». Насколько именно реже граждане РФ стали выезжать в Старый Свет, собеседница газеты уточнить не смогла, пояснив, что более точные данные можно будет получить по итогам сезона.

«По предварительным оценкам, падение может составить от 15 до 30% по разным странам. Но речь отнюдь не идет о странах пляжного туризма. По таким странам, как Турция, Греция у нас нет никаких данных о падении спроса на отдых. Напротив, можно прогнозировать, что по ряду регионов европейского юга объемы выездного туризма даже возрастут», - объясняет Манилова.

Связано ли это с санкциями? Скорее всего одновременно и да, и нет. Дело в том, что современное российское потребление относительно: нужно одеваться не хуже чем Х, иметь машину не хуже чем у Y, и ездить на такой же дорогой курорт как Z. Россиян не испугаешь «Большевичкой», «Ладой» и Крымом. Об этом свидетельствует и опрос Левада-Центра, опубликованный 12 мая. В соответствии с этим исследованием практически сравнялось количество тех, кто выступает за развитие отношений с Западом и тех, кто призывает от него дистанцироваться (41% против 39%). Однако еще интереснее отношение россиян к санкциям со стороны ЕС и США.



Результаты опросов в динамике показывают, что все меньше респондентов боится оказаться за новым «железным занавесом». Еще в начале марта до присоединения Крыма, 56% «очень беспокоила» или «довольно беспокоила» возможность изоляции России. Однако уже в конце апреля этот показатель снизился до 42%. Аналогичную динамику показывает отношение россиян к политическим и экономическим санкциям. Сегодня 56% серьезного (а то и вообще никакого) волнения по этому поводу не испытывают.

Дальше по пунктам вырисовывается картина весьма высокой степени уверенности россиян в завтрашнем дне. Так 61% не пугает вероятность прекращения поставок продуктов и товаров с Запада, при том, что в быту все пользуются именно зарубежными изделиями. Встретить пометку «Made in Russia» в магазине практически невозможно. Еще большему количеству россиян (63%) наплевать на то, что они, возможно, не смогут поехать за рубеж. Всерьез же озабочены этой проблемой всего 7%.

Разумеется, многие скажут, что этот опрос всего лишь свидетельствует о том, что россияне не верят в возможность введения серьезных санкций со стороны Запада. Пик страхов пришелся на присоединение Крыма, а потом резкого ухудшения не произошло, и страна расслабилась. Так что наплевательское отношение к праву на свободные поездки за рубеж, отсутствие беспокойства в связи с утратой возможности купить зарубежные товары — все это якобы от того, что россияне просто не верят, что этот кошмар может реализоваться.



В реальности же все иначе. Качественное потребление просто не является для россиян серьезной ценностью. Их потребности совсем иные, нежели было принято считать в последнее десятилетие. У них другая шкала ценностей и все еще брежневская модель потребления, которую не смогли изменить ни Перестройка, ни 23 года российской независимости. Проблема в отсутствии так называемых «квалифицированных» или, иначе говоря, «ответственных» потребителей.

Долгие годы российскую власть убеждали в том, что за право поехать погреть пузо на турецкий курорт и возможность купить «Форд» вместо «Жигуленка» средний гражданин нашей страны порвет на британский флаг любого политика. Это значило, что в России возможно все, что угодно, но только не «закрытие» страны. Потому что это отразится на потребительском уровне, и спровоцирует немедленную кровавую революцию под флагом из джинсовой «варенки».

Власть, надо сказать, долгое время, верила. Что неудивительно — руководители государства и сами неплохо помнили советский дефицит. И большинство из них, как бы к ним ни относиться, чаще всего достаточно твердо знали, чего хотят. Они были из породы людей, которые приносят из супермаркета именно то, за чем шли, то есть ответственных потребителей. Многие даже имели четкий проект на безбедную старость, в виде стандартного набора из камина, мохнатой собаки, кучи детей и любимой женщины. Поэтому и народ они мерили по себе.



Однако с годами менялся состав правящего класса. Многие уходили. Те же, кто застревал в нем надолго, получали возможность обратить внимание на относительность потребительских претензий окружающих. Кабинет подчиненному, оказывается, надо не тот, который он сам себе выберет, исходя из представлений о том, где ему удобно работать, а такой же, как у начальника. Если босс заставил никому не нужным бронзово-малахитовым хламом полстола, то и заместитель поступит также. И машину ему надо дать классом пониже, но никак не такую же, как у начальника департамента.

То же самое наблюдалось и в жизни «рядового» потребителя. До сих пор самый практичный тип машины, хетчбэк, не пользуется популярностью в России. Нам подавай седан, желательно черный или серебристый. Такой как у Василь Петровича с первого этажа, а он знает толк, в советское время на личной «Волге» ездил. Ну или, например, джип. Причем не хуже чем у однокурсника. Тот вон уже топ-менеджер, так и мы от него не отстанем. В итоге власть перестала слушать мудрых аналитиков. Она поняла - потребительская модель не поменялась с брежневских времен и ментальный дефицит все еще господствует во многих головах.

Так что если раньше отсутствию в России ответственного потребителя, который точно знает, чего он хочет, радовались преимущественно маркетологи и рекламщики, поскольку абсолютному большинству соотечественников можно «впарить» практически все, то теперь пришла очередь политиков. Когда 94% респондентов говорят социологам, что получают информацию из телевизора, нет нужды обращать внимание на их реальный уровень потребления.



Можно весело смеяться над теми, кто говорит, что эти люди порвут в клочки любого, кто лишит их солнечной Анталии и возможности менять машину раз в три-четыре года. Россияне могут возненавидеть разве что того, кто честно попытается создать систему всеобщего равенства. Всем одинаковые машины, квартиры, отпуска и так далее. Ведь это страшно, когда не к чему стремится, когда у общества нет дифференциации по цвету штанов.

Но власть мудра и станет идти на ненужные эксперименты. Россияне будут терять блага развитого капитализма постепенно и, происходить этой будет исподволь, незаметно. Так что народ будет успевать перестроиться, с учетом того, как коротка память современного человека, который в 2014 году уже слабо помнит год 2012-й. Был у него «Форд» - не хуже чем у соседа, и дальше у него будет какое-нибудь ведро с болтами. И неважно: черное оно будет, белое, седан, джип или хетчбэк, удобное для перевозки детей, продуктов, жены или нет. Главное - вновь не хуже чем у соседа.

Ведь снижаться будет общий уровень потребления, за исключением разве что правящего класса. Нельзя теперь станет ездить сотрудникам госкорпораций, правоохранительных органов, военным, а дальше и всем остальным в отпуск за границу? Не беда. Неравно распределенное ничтожество решит эту проблему. Имеющие возможность поехать на дачу будут стремиться к тому, чтобы съездить в Калининград. Бледные отдыхающие из Калининграда — рваться на отдых в Крым. Те, кому доступен крымский загар — завидовать отдыхающим в Сочи. Ну а те, у кого нет даже дачи и раньше жили другими представлениями о потреблении.



Так что ситуация с отменой свободного выезда за рубеж, может решиться еще проще, чем с падением уровня потребления. По данным того же Левада-Центра, только около 17% россиян имеют загранпаспорта. При этом нетрудно догадаться, что половина из них — чиновники и работники госкомпаний. Вторая половина распадается еще пополам. Одним «краснорожая паспортина» нужна для Египта, Таиланда или Турции, а то и вовсе для поездок к дедушке в Грузию. И лишь от 4 до 7% россиян, не являющихся госслужащими или сотрудниками госкомпаний, ездят отдыхать во всякие там Европы. Их стон в Кремле даже не услышат, а если услышат — так порадуются. И «подавляющее большинство» в 93-96% им не посочувстует.

Так что главное — сохранение модели, а не уровня потребления. А она останется при любых санкциях. И тогда никаких бунтов не случится. В обществе, где нет ответственного потребителя, который знает, чего он хочет, всегда можно заменить французский багет - нарезным батоном, если покупатель знает, что людям «ниже его классом» доступен только «серый кирпич».

Иван Преображенский – политический обозреватель, публицист
Источник: http://www.politcom.ru/17874.html



Tags: Россия, экономика
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments