Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

О партийности, человеческих отношениях и свободе

В нынешней политической ситуации сложнее всего приходится неравнодушным людям, которые не примыкают ни к одной из партий (условных "патриотов-путинистов" и "либералов-западников"), потому что они при публичном выражении своих мнений подвергаются ожесточенной критике сразу с двух сторон и, не имея информационной поддержки со стороны своей "партии", говорят и пишут только от самих себя, а не от "подавляющего большинства" или "прогрессивного меньшинства". Понятно, что многие сейчас не смогли устоять перед искушением примкнуть к пресловутым 84% одобряющих все действия российской власти и ненавидящих по разнарядке тех, на кого им укажут.

Ощущать себя частью монолитного большинства, чувствовать принадлежность к силе и власти, хотя бы идейно и эмоционально - это очень заманчиво и удобно, в том числе и из чисто карьерных соображений. Что же касается либералов, то их пусть и меньшинство, но это меньшинство также организованное. Есть диктат тусовки, есть рамки, за которые нельзя выходить, даже если сам думаешь иначе, потому что если выйдешь - свои ребята тебя не поймут и жестко дадут по зубам. Вот и получается, что одни вопят за Путина, даже если в душе его недолюбливают, а другие во всем, что бы ни случилось, винят российскую власть, потому что это создает ореол смелости и гражданского мужества. И в тех и в других есть идейность, искренность, здравый смысл, но когда партийность захватывает, то человек превращается лишь в проводника идеологии, а не в выразителя собственных мыслей, оценивающего каждое событие, исходя из конкретных обстоятельств.

Шаг вправо или влево равносилен побегу из обоих лагерей, демонизация и дебилизация оппонента - непременное условие для построения собственных суждений. В результате происходит оглупление высказываний и высказывающихся, а диалог становится невозможен. Нельзя, будучи "патриотом", не присоединиться к травле Андрея Макаревича. Нельзя, будучи либералом, не желать казни и суда Игорю Стрелкову. По мне так и тот, и другой - яркие и неоднозначные личности, - оба любят Россию по-своему, оба нужны нашей стране.

Какое-то время, в самом начале конфликта на Украине, мне казалось, что в российских соцсетях в основном беснуются нашисты и кремлеботы, но вскоре я увидел, что это отнюдь не так. Точно такие же упоротые агрессивные боты и тролли есть и у другой стороны. И действуют те и другие примерно одинаковыми методами, сея ненависть, ругательство, фейковые новости и грязь. Моя френдлента в фейсбуке состоит 50/50 из либеральных и прокремлевских постов, так как я стараюсь иметь более полную и широкую картину происходящего. И хотя в целом я, безусловно, более близок к либералам в их критичности к российской власти, но все-таки иногда, я не могу не признать, что Путин и российская власть действуют, исходя из государственных интересов России. Другое дело, что действуют они часто неумело и, главное, - им абсолютно наплевать на искренний порыв российских граждан.

Претензия к Путину заключается не в его излишнем патриотизме, а в том, что он захотел приватизировать патриотизм, выстроил имитационную систему общественной поддержки своих действий. Казалось бы, сейчас в условиях реального кризиса лидеру страны нужна народная поддержка как никогда. Нужно спасать страну... Но на самом деле из Кремля исходит лишь нескрываемое презрение ко всему искреннему, живому, настоящему. Любить Родину можно лишь по приказу от начальства и так, чтобы эта любовь всегда совпадала с меняющейся линией правящей партии. У граждан не должно быть твердых, устоявшихся взглядов, нравственного стержня - они лишь винтики в монструозной государственной машине, они важны лишь как функции, а все человеческое, личностное, живое в них надо полностью и целиком вытравить ядом послушания воле диктатора.

Фигура Игоря Стрелкова мне столь же симпатична, сколь отвратительна фигура Кургиняна. Мне не хочется вставать ни на чью сторону, но я понимаю, что мы все - заложники тотального разделения. В России оно началось с дела Pussy Riot и затем лишь набирало обороты. Не мир, но меч обещал нам Христос, и этот меч рассекает все еще недавно казавшиеся едиными общества, организации, семьи. В этот момент социальной и моральной неустойчивости у людей и возникает соблазн - поскорее примкнуть хоть к какой-нибудь группе, будь то РПЦ, путинское большинство или оппозиция (борцы с режимом), лишь бы не остаться одному. В слиянии с "партией" или социальной группой появляется хоть какой-то твердый смысл в этом море абсурда и хоть какая-то иллюзия защиты, поддержки, плеча таких же как ты, думающих и действующих вместе с тобой.

Опаснее всего упрямо отстаивать свободу высказываний, независимо от влияния пропаганды и мнения "близких по взглядам людей", вежливо или невежливо советующих тебе как думать и жить. Но это удел немногих, и за личную свободу всегда приходится платить дорого: и материально, и социально, а порой и физически. Платить приходится и контактами (дружескими отношениями) с другими людьми, которые в пылу неистовства, находясь в группе своих единомышленников (как им кажется), пытаются причинить добро и нанести пользу России, Украине и тебе лично.
Tags: Стрелков, Украина, либерализм, патриотизм
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments