Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Еврейская историософия от Бергсона до Беньямина



ХIХ век прошел под знаком линейного образа исторического развития. Его кульминацией стала историософия Гегеля и Маркса, согласно которой разрешение противоречий осуществляет перевод исторического процесса на более высокую «прогрессивную» стадию. Однако этот историософский оптимизм был разрушен катастрофами ХХ века, причем не последнюю роль в его разрушении сыграли еврейские мыслители.

Место единого исторического нарратива, описывающего всеобщую, то есть общую для всех, историю мира занимает сложная совокупность частных нарративов: у еврейских мыслителей общее пространство исторического развития дробится, разваливается на части. Конфигурация этих частей может принимать самые различные формы – у Бергсона и Гуссерля речь идет о переживании «длительности» или о «внутреннем сознании времени», у Фрейда – о вытесненной памяти о прошлом, у Левинаса мы встречаем «диахронию» моего времени и времени других, а идеи Розенцвейга или Беньямина можно интерпретировать как мессианские. Почему же евреи, создавшие Священное Писание в форме исторической хроники, то самое Писание, которое на протяжении всей европейской истории было образцом единого исторического нарратива, вдруг решили от него отказаться?

Лекция Михаила Ямпольского (New York University) и Анны Ямпольской (РГГУ, ГУ-ВШЭ).

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

http://www.eshkolot.ru/event/39739

Tags: иудаизм, философия
Subscribe
promo philologist july 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments