Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

III конференция «Наивная литература. Шаг третий»

22 сентября 2014 г. Институт высших гуманитарных исследований и Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета проводят III Научную конференцию «Наивная литература. Шаг третий».



В последние годы исследователи, занимающиеся народной культурой, современным фольклором и «парафольклорными» традициями, все чаще сталкиваются с довольно обширной группой письменных текстов – как правило, рукописных, но также и печатных, а в последние годы – набранных на клавиатуре компьютера. Они явно не относятся ни к литературе (в узком смысле этого слова), ни к «письменному фольклору». Мы соприкасаемся здесь с весьма значительным слоем народной словесности (и шире – народной культуры), который с недавних пор принято называть «наивной литературой» (включая в нее различные «жанровые разновидности» – наивное стихотворчество,наивные жизнеописания и т.п.).
В область, очерчиваемую данным понятием, едва ли следует включать устные тексты – за исключением тех, которые создаются с ориентацией на литературную форму и не записываются лишь в силу отсутствия соответствующего навыка. Неуместно включать сюда и чисто функциональные тексты (типа деловых записок, инструкций и т.п.) – ведь даже сами носители культуры четко отграничивают их от «художественных», в том числе «документально-художественных» (например, мемуаров).

«Наивная литература» имеет много общего с «парафольклорными» формами, прежде всего, с «письменным фольклором» (песенниками, альбомами и т.п.), образцы которого бытуют в субкультурных и семейных традициях; по соседству с ними или в их многосоставных ансамблях встречаются и тексты «наивной литературы» (например, произведения «тюремной лирики»). Все это – продукция, как правило, рукописная и, кроме того, – «спонтанная», официально не санкционированная, производимая «на потребление», а не «на сбыт», т.е. непрофессиональная.

Однако у «наивной литературы» есть и ряд кардинальных отличий от «парафольклора». Прежде всего, ее тексты ориентируются на литературные (а не на устные) образцы; самими создателями они расцениваются как продукт индивидуального творчества (а не коллектива), включая выраженное авторское начало (в противоположность анонимному голосу фольклорной традиции). Соответственно, образцы «наивной литературы» представляют собой «разовые» (и в этом смысле уникальные) произведения. Иногда они к тому же ориентированы на камерное, даже интимное бытование (семья, узкий круг друзей и т.п.) и не предполагают тиражирования.

Легко заметить, что по всем перечисленным признакам «наивная литература» противостоит не только фольклорным и парафольклорным формам, но также текстам массовой культуры, как раз предназначенным «на сбыт» и тиражируемым. Следует добавить, что противостоит она и примитивизму в изобразительном искусстве, сознательно эксплуатирующему стилистику наивных (первобытных или народных) изображений.

Коротко говоря, под термином «наивная литература» принято понимать вид народной словесности, письменные художественные тексты, которые создаются непрофессиональными авторами. При этом граница между профессионализмом и непрофессионализмом в произведениях «наивных литераторов» часто трудноуловима.

Конечно, и тексты, как бы находящиеся на краях основного массива «наивных» произведений, будут рассмотрены в рамках планирующейся научной дискуссии. Необходимо также проанализировать различные «промежуточные формы», совмещающие в себе признаки «наивных» произведений и текстов, относящихся к близлежащим областям.
Таким образом, «наивная литература» представлена не единообразным, а гетероморфным материалом, в силу чего и границы ее предметной области остаются дискуссионными. Тем не менее, анализ данного материала способен многое прояснить и в типологии архаических литератур, и в проблеме генезиса ряда форм письменной словесности.
Вопросам, стоящим перед исследователями «наивной литературы», были посвящены две научные конференции, проведенные Институтом высших гуманитарных исследований и Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ. По их результатам были опубликованы сборники статей: «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С. Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2001; До и после литературы: тексты «наивнойсловесности» / Сост. А.П. Минаева. М.: РГГУ, 2009.

Цель предстоящей третьей конференции – продолжение исследований «наивнойсловесности», учитывающее новую ситуацию в ее развитии – появление текстов в «электронном формате». На наш взгляд, последнее обстоятельство свидетельствует не только о новой форме записи и хранения информации, но и о появлении мощного фактора, влияющего на структуру, содержание и прагматику «наивной литературы».

Оргкомитет конференции:
Жигарина Е.Е., к.филол.н., зам. дир. ИВГИ РГГУ
Неклюдов С.Ю., д.филол.н., проф. ЦТСФ РГГУ
Христофорова О.Б. д.филол.н., дир. ЦТСФ РГГУ

По результатам работы конференции планируется опубликовать сборник статей.

https://www.facebook.com/events/290130037830760/?ref=23

Tags: РГГУ, конференции, литература, фольклор
Subscribe
promo philologist сентябрь 16, 18:46 2
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments