Кто внес основной вклад в развитие русской философской мысли в период отделения науки от богословия? Какую роль в эпоху Просвещения играло масонство? Каковы особенности дворянской любительской философии? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.
"Философия эпохи Просвещения — это прежде всего философия дворянская, философия дилетантская, философия любительская. Другой и быть не могло. Когда секуляризация только началась и отделение науки от богословия проходило свои первые шаги, философия становится матерью светской образованности. Весьма показательно, что в Московском университете уже не было теологического факультета. Потому что теология (богословие) изучалась в духовной академии. Университет возникает в эпоху Елизаветы Петровны как светское учебное заведение. Возникает образ философа-помещика, о котором Владимир Федорович Одоевский, любомудр, в начале XIX века напишет: «Что называлось философом? Это был страшный волокита, писал французские стихи, не ходил к обедне, не верил ни во что, подавал большую милостыню». Образ этакого чудака-филантропа, который мы видим и на страницах второй главы романа в стихах «Евгений Онегин»: «Сосед наш неуч, сумасбродит // Он фармазон; он пьет одно // Стаканом красное вино // Он дамам к ручке не подходит»".
http://postnauka.ru/video/32664
Journal information