Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Открытие выставки Смирнова-Русецкого "Знаки Неба и Земли"

Вернисаж 20 июня 2011 года в 19.00
Дом Остроухова, Трубниковский пер., 17


Колыбель Вселенной. 1924 г. Гуашь

Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905–1993) занимает значительное место в истории искусства ХХ века не только как художественное явление, но и как культурологический феномен. Выходец из знаменитой петербургской дворянской семьи, входившей в круг символистов рубежа ХIХ-ХХ веков (поэтов и философов), Смирнов-Русецкий органически являлся частью культуры этого времени. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, как художник проходя путь творческого становления, глубоко воспринимал теософские теории, так популярные в периоды катастроф. Он избрал для себя поиски «Всевидящего ока» через изобразительное искусство, повинуясь космогонической концепции Кандинского, эстетически переосмысливая «неземные» пейзажи Чюрлениса и Рериха.

Родился Борис Алексеевич в 1905 году в Петербурге. В 1917 году вместе с семьёй переезжает в Москву, где продолжает образование.

В 1922 г. он встречается с П.П. Фатеевым, который становится и учителем и единомышленником, а также лидером сформировавшегося круга художников-космистов.
В 1923 г. работы Смирнова-Русецкого представлены на выставке в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина).
В 1926 г. происходит встреча с приехавшим в Россию Рерихом и окончательное образование группы «Амаравелла» с конкретным творческим кредо, которому художник не изменял до конца жизни. По настоянию и рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится у И.Нивинского, П.Фаворского и Н.Купреянова.
В 1927-28 гг. работы Смирнова-Русецкого участвуют в выставках «Маковца» и в Америке – в Нью-Йорке и Чикаго.

После 1930-го года, как представитель идеалистического направления, художник практически не имеет возможности для экспонирования своих работ. Однако он не перестает писать, хоть и для узкого круга почитателей. Это и послужило поводом для ареста в 1941 г. За время заключения большинство его работ были утрачены.
Четырнадцать лет лагерей и ссылки – все условия, чтобы погибнуть, перестать быть личностью. Но Смирнов-Русецкий не погиб, не был растоптан карательной машиной, он выжил, как выжили многие люди его круга. В последние годы в лагере на Алтае художник старался работать в ночную смену, чтобы днем была возможность писать. Сохранились миниатюрные эскизы на пачках от папирос, из которых в 1954–1956 годах родился самый красивый его цикл – «Снегурочка». На холстах сияет первозданная красота зимы, не привязанная к контексту места: зимы – хрустальности, зимы – притчи, зимы – не времени года, а первородного совершенства.


Из цикла Снегурочка. 1956 г. 40х55 х.м.

После реабилитации художник создает циклы «Валдай», «Русский Север», «Алтай» и др., написанные в основном в технике многослойной пастели, им самим разработанной.


Алтай. Чуйские белки. Курайская долина. 1968 г.


Хребты Синюхи

Это хрустально-прозрачные, удивительной тонкости работы, в которых передан разговор Земли с Небом. Работы метафоричны, ранние – немного наивны, к середине тридцатых годов – лаконично-сдержаны. Пастели Смирнова-Русецкого синтезируют мистические изыскания с идеализацией окружающего пространства, будь то синеющее небо или реже – урбанистические огни. «Двойственность бытия, также свойственная романтикам…ощущалась мною остро и постоянно…это было побудительным стимулом, и мотивом моего творчества…литература, как и музыка,…питала наше творчество. Но в первую очередь, безусловно, – природа». (Б.А. Смирнов-Русецкий, «Идущий», стр. 41, Москва, Веллум, 2008 год).
В произведениях Смирнова-Русецкого отобразилось мировоззрение (или, говоря его словами, «миросозерцание»), одновременно многогранное и хрупкое. Для художника, похоже, никогда не существовало принципиальной разницы между наукой и искусством, эзотерикой и ортодоксальной религиозностью, хотя в обычном понимании это вещи подчас несовместимые. Смирнов-Русецкий едва ли пытался преодолеть это противоречие, скорее оно просто отсутствовало в его картине мира. Этим, в частности, объясняется и подчеркнутое пренебрежение формальными исканиями в период между мировыми войнами, на которые пришелся период творческого становления художника, и дистанцирование – уже в шестидесятые и после – как от советского официоза, так и от нонконформистской среды.


Замок. 1957 г.

Работы художника находятся в ГРМ, ГТГ, Петрозаводском художественном музее и многих региональных музеях России. После его смерти 250 работ были переданы женой в Музей народов Востока в Москве.
На выставке будет представлено около сотни работ. Наряду с пастелями в экспозицию будут включены некоторые работы маслом, которые достаточно немногочисленны в творческом наследии художника.
В рамках открытия выставки состоится презентация автобиографической книги Бориса Смирнова-Русецкого «Идущий». Эта автобиография издавалась в 1990-е гг. с большими купюрами. Книга, изданная галереей «Веллум», включает полный авторский вариант, а также 33 фотоиллюстраций работ художника из коллекции галереи.

Выставка открыта до 10 августа 2011.

www.goslitmuz.ru

Tags: выставка, искусство
Subscribe
promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments