Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Сергей Неклюдов: "Человек является человеком потому, что он любопытен"

Из интервью с Сергеем Юрьевичем Неклюдовым – профессором, доктором филологических наук, научным руководителем Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующим лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Подготовка интервью - Наталия Демина.



"Есть эпохи, как, например, эпоха Просвещения, когда общество, по крайней мере, его образованная часть, свято верит в науку, в ее безграничные возможности (в чем оно, вообще-то, тоже заблуждается). Это культ науки, сциентизм. В какой-то мере он был характерен для Советского Союза (при всей антинаучности марксистско-ленинских идеологических установок), да и вообще для XX века. А есть времена, когда общество теряет интерес к научным знаниям, считая их получение бесполезным занятием касты любознательных эгоистов, пустой «игрой в бисер», избыточным, с практической точки зрения, орнаментом на здании многотрудной общественной жизни.

Так происходит и в наши дни, причем далеко не только в России, но и во всем мире. Это парадоксально, потому что, наверное, еще не было эпохи, когда само существование человечества до такой степени не зависело бы от результатов научной деятельности – в пропитании, медицине, энергоснабжении, транспорте, средствах связи, да и во всем…

И ровно в это самое время говорится, что человеку нужны только практические вещи, а теоретические разыскания – роскошь, которую мы не можем себе позволить. Иными словами, нам нужны не эйнштейны, а эдисоны, которые будут изобретать нужные для жизни приспособления. И нет понимания того, что практически используемые вещи появляются лишь после многочисленных фундаментальных исследований – просто эти зависимости не очевидны для внешнего наблюдателя, теоретические разработки скрыты от глаз широкой публики и слишком сложны для понимания неподготовленным человеком.

Что же касается гуманитарного знания, то правомочность его существования понимается еще труднее. Действительно, объяснить, зачем нужно заниматься фольклором, или мифологией, или, скажем, каким-либо памятником старины, довольно сложно. Для этого следует прежде всего принять как аксиому, что культура, ее продукты и ее механизмы суть не менее достойные и важные объекты изучения, чем окружающая человека природа или создаваемая им искусственная среда обитания. Не говоря уж о том, что гуманитарное знание и гуманитарный предмет есть органическая часть той интеллектуальной традиции, в рамках который живут науки, в том числе точные и естественные. В этой связи стоит напомнить высказывание Альберта Эйнштейна: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!» ("Dostoevsky gives me more than any scientist, more than Gauss!").

Но есть и другой аспект. Надо помнить, что человек является человеком потому, что он любопытен, и именно благодаря своей любознательности достиг того, чего достиг. Поэтому человек непрерывно расширяет сферу своего знания, причем совсем не обязательно ориентируясь на его практическое применение. Само по себе «чистое» знание о природе, о человеке, об обществе, о законах, которые всем этим управляют, есть одна из важнейших «конечных ценностей» человеческой деятельности, включая и гуманитарные науки".

Читать интервью полностью: http://www.polit.ru/article/2014/11/05/nekludov_interview/

Tags: Неклюдов, гуманитарное знание, наука
Subscribe

Posts from This Journal “гуманитарное знание” Tag

promo philologist 15:14, Суббота 4
Buy for 100 tokens
Беседа литературного критика и книжного блогера Николая Подосокорского с главным редактором издательства "Ладомир" Юрием Михайловым. О выпуске легендарной серии "Литературные памятники" и ее подарочном варианте, культуре чтения, ближайших планах издательства, академическом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment