Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Выставка «Ведьмы и нечистые телеса» в Британском музее

В Британском музее в Лондоне сейчас идет выставка Witches and Wicked Bodies («Ведьмы и нечистые телеса»). На экспозиции можно проследить, как менялось в европейском обществе отношение к ведьмам на протяжении пяти веков — с середины XV до конца XIX века.

2

Главное, что может увидеть на выставке внимательный посетитель — последовательная демонизация женщины и женского начала в европейской средневековой культуре.


Фрагмент картины неизвестного голландского художника, 1526 год. Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank

На картинах Альбрехта Дюрера (1471-1528), Агостино Венециано (1490-1540) и Ханса Бальдунга (1484-1545) женщины, особенно старые, воплощают темное начало и изображаются преданными последовательницами дьявола, в то время как мужчины выступают в роли жертв или святых, искушаемых ведьмами. Так, популярным сюжетом того времени является искушение св. Антония Египетского обнаженными демоницами.



В 1478 году Фердинанд и Изабелла Испанские создали Святую инквизицию. В 1487 году Якобом Шпренгером и Генрикусом Инститорисом в Страсбурге был опубликован печально известный трактат «Молот ведьм», который оказал огромное воздействие на европейскую судебную практику в области женского колдовства.


Three Weird Sisters from Macbeth, Henry Fuseli, 1783

Хотя магическими возможностями могли обладать равно мужчины, женщины и дети, большинство тех несчастных, кто был осужден и наказан за колдовство, были женщинами. В 1581-1593 году в Германии суды приговорили к смерти за ведьмовство более 1000 женщин, включая малолетних. Все эти факты сведены в таблицы на стене выставочного зала и придают экспозиции дополнительный мрачный оттенок.



В XV-XVII веках художественная графика вкупе с проповедями в церквях играла роль современных СМИ и вносила значительный вклад в формирование общественного мнения о женщинах как о сосудах зла.

2

Позже монстров в женском обличье можно обнаружить в работах Франсиско Гойи (1746-1828). Лишь в середине XIX века общество перестает относиться к колдовству, порче и черной магии серьезно и начинает использовать образы ведьм в политических карикатурах.


Witches’ Sabbath, Franz Franken, 1606

Наконец, к концу XIX века под влиянием романтизма в изображениях «феминного зла» отвратительных старых ведьм с обвисшей грудью и змеями вместо волос сменят загадочные сирены, представленные на выставке в Британском музее работами Эдварда Бёрн-Джонса (1833 – 1898), Данте Габриэля Россетти (1828-1882) и Одилона Редона (1840-1916). Мужчины викторианской эпохи продолжают опасаться женского начала, однако уже не рискуют сжигать на кострах тех, кто их возбуждает.


The Four Witches, Albrecht Dürer, 1497

Маргарита Новикова
http://lenta.ru/articles/2014/11/15/menagainstsex/
http://www.britishmuseum.org/whats_on/exhibitions/witches_and_wicked_bodies.aspx

Tags: Дюрер, выставка, магия, музеи
Subscribe
Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments