Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рисунки М.Ю. Лермонтова из альбомов Нарышкиных и Солнцевых

Рисунки из альбома Нарышкиных – две графические работы (“Схватка кавалеристов” и “Взятие крепости”) по манере исполнения и другим данным датируются 1838-1840 гг.; карандаш, бумага; размер первого 12 x 19,9 см, второго – 15 x 19,5 см.

М.Ю. Лермонтов мастерски и свободно владел итальянским карандашом, акварелью, пером. Рисунки занимают особое место в его живописном наследии. Большая их часть (свыше 240 ед.) находится в так называемой юнкерской тетради поэта 1832-1834 гг., в альбомах М.А. Шан-Гирей, матери и дочери Верещагиных, А.Д. Блудовой, альбоме М.Ю. Лермонтова за 1840-1841 гг., а также в альбоме Нарышкиных. Лермонтовские рисунки динамичны, тематика разнообразна: бытовые зарисовки из жизни юнкеров и военных, пейзажи и жанровые сцены, многочисленные наброски мужских и женских голов, лошадей, сцены из крестьянской жизни, портреты (часто шаржированные) друзей, знакомых; особенно же много батальных сцен.

На первом рисунке из альбома Нарышкиных в смертельном поединке сошлись два всадника: улан и кирасир; сцепились в злобной схватке и бешено грызутся кони.



Вторая батальная сцена (на следующем листе того же альбома) – взятие осажденного города и крепости; воины-европейцы, скорее всего французы, наступают на защитников (судя по костюмам, греков) крепости, один из которых уже повержен, другой обращен в бегство, третий молит о пощаде.



Оба описанные рисунка имеют подписи неизвестной рукой: “Рис. М.Ю. Лермонтова (Подар. кн. М.А. Вяземской)”.
Княгиня Мария Аркадьевна Вяземская, урожденная Столыпина, была родной сестрой Алексея Аркадьевича Столыпина (Монго), двоюродного дяди и друга М.Ю. Лермонтова.

Рисунки из альбома Солнцевых, 1838-1840 гг;
бумага, карандаш; 23 x 21,5 см; под изображением автограф: “М.Ю. Лермонтов”.

Рисунок изображает девушку в рост, в профиль, в легком, простого фасона платье с большим декольте. Она несколько сутуловата, с красивой шеей; гладко причесанные волосы с завитками у ушей собраны в пучок. Во всей фигуре чувствуется необыкновенная мягкость, женственность и некоторая робость, нерешительность. Скорее всего, на рисунке изображена хозяйка альбома Мария Егоровна Ловейко (в замужестве Солнцева). Надо отметить, что хотя Марии Ловейко было в эти годы 15-17 лет, но постоянно угнетенное настроение, ощущение ущемленности наложило отпечаток на ее внешность, что и отразилось в рисунке. Сделан он в 1838-1840 гг., т.е. тогда, когда Лермонтов знал Ловейко. Кроме того, манера исполнения характерна для поздних рисунков поэта.



Некоторые детали судьбы М. Ловейко помог прояснить ее правнук скульптор О.К. Комов. Из материалов, присланных им в музей, известно, в частности, что Маша познакомилась с владимирским помещиком Иваном Солнцевым и поселилась в его доме. Очевидно, они не состояли в браке, так как у их сына Николая (1851-1883?) в послужном списке не значится имущество, т.е. он не назван наследником. У М. Ловейко и И. Солнцева были еще сын Александр и дочь Инна, у которой и хранился семейный альбом. В настоящее время альбом с рисунками экспонируется в барском доме в кабинете М.Ю. Лермонтова.

Автор: директор музея-заповедника “Тарханы” Т.М. Мельникова
http://tarhany.ru/lermontov/biography/risunki_m_ju__lermontova_iz_albomov_narishkinih_i_solncevih



Tags: Лермонтов, искусство, рисунки
Subscribe

promo philologist Листопад 15, 07:57 4
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments