Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

2-й день блог-тура в Санкт-Петербург (впечатления от балета "Раймонда" в Мариинском театре)

Мой обзор второго дня блог-тура в Культурную столицу России не уместился в одном посте не только по причине объема материала. Я сознательно вынес рассказ о балете "Раймонда" в отдельную запись, поскольку посещение Мариинского театра оставило во мне самые сильные впечатления за всю поездку. Ради того, чтобы посмотреть этот балет, действительно, стоило ехать. Навряд ли за оставшееся время в программе будет что-то равнозначное по степени воздействия.


Объявление о премьере балета «Раймонда»

Сразу признаюсь, что в Мариинском театре я был впервые, и так же впервые видел классический балет на сцене, поэтому впечатления мои настолько сильны и, вместе с тем, так наивны. После "Раймонды" я ощутил, что балет - один из самых прекрасных видов искусств. А ведь до этого балет у меня вызывал одновременно некоторую скуку и снисходительное к себе отношение. Всё это великолепно выразил Владимир Высоцкий в юмористической песне "Письмо с сельхозвыставки":

Был в балете: мужики девок лапают,
Девки все, как на подбор, в белых тапочках.
Вот пишу, а слезы душат и капают -
Не давай себя хватать, моя лапочка!

Вдобавок балет "Лебединое озеро" прочно ассоциировался со смертями унылых советских генсеков и путчем 1991 года, что тоже создавало некоторый психологический барьер для глубокого его восприятия еще с детства. Нет, я конечно, неоднократно пытался смотреть балет и по телевизору, и по интернету, но это никак меня не цепляло. Сегодня же я понял, что балет можно смотреть только вживую, поскольку главное в нем - это энергетика артистов, их волнение и трепет в реальном времени, то, как они целиком и полностью выкладываются на сцене и те чудеса, которые они в прямом смысле творят у тебя на глазах. А также живая музыка, костюмы, декорации, публика, замершая в ожидании...

Балет - это очень мощный магический ритуал, которые преображает всю окружающую реальность и гармонизирует мир. Это грандиозное космогоническое действо. Восторгу моему не было предела, когда я оказался в Мариинском театре впервые. Билет в партер кстати стоит не так уж и дешево - 3400 рублей. Но за такое удовольствие не жаль заплатить и больше. Я вдруг неожиданно для себя ощутил, что я люблю балет всем сердцем, хотя был на нем впервые. Тут возможно говорить и об эффекте припоминания (по Платону), сразу в сознании всплыли обрывки книг, статей, передач о балете, которые я читал и смотрел за свою тридцатилетнюю жизнь, так мне открылся новый мир, который раньше существовал в моей душе лишь подспудно. Но со всем этим вспыхнуло и нечто большое - чувство восхищения таинственным соединением музыки и танца. Сила балетного искусства, явленная мне впервые на сцене Мариинки 7 декабря, захватила меня всего целиком и не отпускает и по сию минуту. С этого момента я безнадежно влюблен и в балет, и в Мариинский театр.

Перед спектаклем я сделал несколько фото на выставке, посвященной 100-летию Ивана Бугаева - о нем кстати даже нет статьи в Википедии. Имя его сегодня, по всей видимости, знакомо лишь знатокам истории театра.



Теперь собственно о "Раймонде". Это знаменитый балет Александра Глазунова, первое представление которого состоялось на сцене Мариинского театра в 1898 году. Нынешнее представление было уже 387-м спектаклем по счету. Борьба венгерского рыцаря Жана де Бриена и сарацинского шейха Абдерахмана за сердце Раймонды представляет собой великолепную музыкальную аллегорию, в которой есть мистическая любовь, безудержная страсть, инициатическое сновидение, жестокость войны, "химическая" свадьба. Глядя на то, что происходит на сцене, забываешь обо всем на свете. Существует только сцена и твое восприятие того, что на ней происходит. Три часа и пятнадцать минут пролетели как одно волшебное мгновение.

Одним из наиболее ярких впечатлений от постановки был сарацинский танец во втором действии в исполнении Евгении Емельяновой и Никиты Ляшенко. Они танцевали божественно, и хотя их выступление было эпизодическим, весь балет и состоит из таких чарующих эпизодов. Хотя, конечно, очень сложно разъять единый замысел постановки на отдельные сцены, поскольку наблюдая за балетом очень хорошо понимаешь - насколько зависит от усилий каждого общий успех, насколько все происходящее взаимопереплетено. Стоит кому-то одному сфальшивить, дать слабину, продемонстрировать невовлеченность - и от этого пострадают абсолютно все.

Ниже программка спектакля.










Tags: Санкт-Петербург, балет, блог-тур, театр
Subscribe
promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments