Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

3-й день блог-тура в Санкт-Петербург (Александро-Невская лавра, дацан, синагога, Исаакиевский собор)

На третий день нашего пребывания в Петербурге мы посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру (http://lavra.spb.ru/), буддийский храм "Дацан Гунзэчойнэй" (http://dazan.spb.ru/), Хоральную синагогу (http://sinagoga.jeps.ru/), Исаакиевский собор (http://www.cathedral.ru/), а также осмотрели снаружи Соборную мечеть.




Основателем Александро-Невской лавры (на тот момент мужского Невского монастыря) был царь Петр I. Как сообщает Википедия, "в июле 1710 года, осмотрев место у впадения Чёрной речки (нынешняя Монастырка) в Неву, царь издал приказ строить здесь монастырь, в распоряжение которого было выделено 5000 кв. саженей по обoим берегам Невы, угодья в Олонецком крае, а также был приписан богатый Валдайский Иверский монастырь со своими вотчинами".



К сожалению, наша программа не предусматривала посещение некрополей лавры, где похоронены многие выдающиеся российские деятели, включая Достоевского и Карамзина.



Из утренней беседы с иеромонахом Антонием, начальником Паломнической службы Александро-Невской лавры я понял - в чем состоят мои радикальные ценностные расхождения с официальными представителями нынешней РПЦ. Я записал беседу с иеромонахом на диктофон, поэтому привожу слова отца Антония дословно: "В наше время, как никогда, очень много соблазнов, очень много трудностей. Вы знаете, на Западе очень сильный, серьезный кризис. Тем более на Западе более благополучная жизнь, чем у нас, поэтому, конечно..., людям, когда они очень хорошо живут - им тяжело отрекаться от чего-то, а христианство - это всегда религия, которая заставляет человека в чем-то себя ограничивать. А это, конечно, для современного человека очень сложно - заставить себя в чем-то ограничиться..."



По сути он говорит, что христианство должно, в первую очередь, ограничивать человека, тогда как мне всегда казалось, что христианство, наоборот, должно человека сделать более масштабным, глубоким и значительным. И дело не в ограничениях ради ограничений, а именно в стремлении расширить границы дозволенного нашим приземленным, замутненным взглядом. Как часто в речах современных священников РПЦ различные средства (всевозможные ограничения и запреты) подменяют собой подлинную цель всякого христианина - единение с Христом, Которого кстати именно за нарушения ряда религиозных правил и распяли.


Трапезная

Антоний кратко рассказал нам об истории лавры, с большим почтением цитировал патриарха Кирилла, обличающего революции в России (как будто революции всегда происходили чисто случайно, по злой воле небольших групп людей, нарушая абсолютно нормальный и естественный ход вещей), критиковал Запад и с иронией говорил об украинской государственности, коснулся он и государствообразующей роли РПЦ в России и русском мире.



С особой ностальгией и теплотой в голосе Антоний вспоминал о дореволюционных порядках: "Вот можно увидеть разницу дореволюционных архиереев и современных - как видите, до революции была широко распространенная практика награждать архиереев орденами государственными..." Видимо, нынешних архиереев государственными орденами награждают недостаточно... Наградомания, похоже, становится болезнью нынешней РПЦ.



Еще Антоний критиковал музеи, которые не торопятся освобождать здания дореволюционных храмов и раскрыл особенность российской политики, сравнив Путина с царем: "У нас, видите, в России так принято, что у нас без царя-батюшки ничего не делается. Пока, видимо, Владимир Владимирович не стукнет кулаком по столу - у нас никак ничего не сдвигается - ну, привыкли мы так..., пока из Москвы, из Кремля не крикнут там: или вперед, или назад..."



Слушая Антония, я остро ощущал, насколько мне антипатичен такой "прогосударственный" вариант православия, с чинопочитанием, преклонением перед кесарем, разговором об орденах, имуществе, всеобщем послушании и ограничении свободы человека.



На территории лавры, на улице висит любопытное объявление: "В монастырскую трапезную... на работу требуется посудомойщица". Обратите внимание на рисунок в нижнем левом углу объявления. Интересно - кто это изображен, и что у них на головах (особенно у силуэта справа)?. Какая-то маска с клювом?



Первое, что приходит в голову, - это т.н. Чумной доктор. Вот картинка для сравнения:



Впрочем, как заметили мои друзья в фейсбуке, возможно, это иллюстрация из сказки Пушкина "О попе и работнике его балде". Известно отношение РПЦ к этой сказке... А картинка на объявлении чем-то похожа на пушкинский рисунок:



Как написал Аркадий Черкасов: "Может быть, это знак тайного диссидента из Александро-Невской Лавры?"

После лавры мы поехали в храм "Дацан Гунзэчойнэй" Буддийской традиционной Сангхи России. Дацан сейчас ремонтируется, и снаружи весь в лесах и пленке.



Во дворике можно увидеть разноцветные молитвенные флажки, развешанные на деревьях.





А также двух грозных львов, защищающих вход в храм.



Строительство дацана в Петербурге началось в 1909 году по инициативе и непосредственном участии ученого-богослова, дипломата, просветителя. Агвана Лопсана Доржиева (1853-1938). Работами руководил Строительный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.В. Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский, духовный и светский глава Монголии Джезун Дамба Хутухта, художник Н.К. Рерих и др.


Мемориальная доска на стене дацана

Санкт-петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 г. в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году. В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху. В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1935 году преследования буддийского духовенства начались и Ленинграде.



В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ. В этом же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осажденный Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1968 году храм был объявлен «памятником архитектуры местного значения», а в 1990 году возвращен верующим.



В дацане нас приняли довольно тепло. Мы поприсутствовали минут пятнадцать на молитвенном ритуале монахов, читавших мантры, сопровождая чтение соответствующими звонами, стуками и прочими действиями. Я хорошо помедитировал в дацане, ощущая благотворную энергию этого места.



Пожалуй, главное впечатление от дацана после "богослужения" - это свободное хождение по храму кошки Маруси. Именно в дацане наиболее явственно ощущалась мистическая атмосфера.



Затем с нами встретилась глава пресс-службы дацана Алла Намсараева, которая подробно и очень любезно рассказала об истории и устройстве храма, о судьбе его лам, о символике и настенных изображениях, .



Доска для простираний - т.н. практики подавления гордыни.



В общине ведут прием астрологи и врач-тибетолог, постоянно проводятся по просьбам верующих публичные лекции по буддийской философии.



Нынешним настоятелем (Ширээтэ-Ламой) дацана является Джампа Доньёд (Бадмаев Буда Бальжиевич) Он - практикующий врач тибетской медицины - ведет прием по диагностике и профилактике заболеваний.















Шамбала









После дацана мы поехали смотреть на Соборную мечеть Санкт-Петербурга. Внутрь нам заходить не рекомендовали, никто из представителей мусульман с нами также общаться не захотел, поэтому я и еще несколько человек просто сделали ряд фотоснимков и пошли назад в автобус.



Соборная мечеть Санкт-Петербурга (Кронверкский проспект, 7) - это крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи, памятник суннитской архитектуры. Строительство ее продолжалось с 1909 по 1920 годы.



Как пишет Википедия, "На первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной медресе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама".





Грозное предупреждение



Рядом с мечетью находится и Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ.



Затем мы пообедали и поехали в Хоральную синагогу (Лермонтовский пр., 2). Здесь нас приняли очень приветливо и дружелюбно.



Раввин (на фото) очень любезно нас встретил, провел в синагогу, всё показал и охотно, хотя и сверхосторожно (можно сказать - дипломатично) отвечал на "провокационные" вопросы.



В основном, так получилось, что его расспрашивал именно я. Мы кратко поговорили с ним о самых разных вещах (это был живой диалог, отсюда такой разброс тем) - об уровне антисемитизма в нынешнем информационном пространстве, об отношениях с РПЦ, о приходе Машиаха, о Леониде Мацихе, Михаэле Лайтмане и каббале, о современном экзорцизме (изгнании диббука в иудаизме) и др. Главное, что важно отметить, - раввин оказался единственным из представителей мировых религий (из тех, с которыми мы успели побеседовать), у которого не было даже малейшего стремления демонстрировать некую дистанцию между собой и нами и придавать себе многозначительный и важный вид. Напоследок он и вовсе пожал мне руку и пригласил нас чаще приходить в синагогу.























Наконец, после синагоги нас ждала экскурсия в Исаакиевском соборе. Оказывается, РПЦ претендует и на этот храм, хотя он ей никогда ранее не принадлежал, как нам рассказала экскурсовод. Изначально он был построен исключительно для царской семьи.



Бюст архитектора собора О.Монферрана











Витражи, традиционно чуждые русским православным храмам :)





Tags: РПЦ, Санкт-Петербург, блог-тур, буддизм, ислам, иудаизм
Subscribe
promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments