Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Сценарий балета Георгия Гурджиева "Борьба магов". Часть 2

Г.И. Гурджиев. БОРЬБА МАГОВ. Сценарий балета

Начало: http://philologist.livejournal.com/7110123.html

Перевод Михаила Стукалова под редакцией Андрея Степанова и эгидой Общества Друзей Абсолюта.
Источник: http://www.fway.org



Действие четвертое

Школа Черного Мага

Большая пещера. У задней стены в середине выступ, справа – подъем, ведущий ко входу, слева проход, ведущий внутрь пещеры. С левой стороны в темной нише подобие печи или очага, в котором ярко горит огонь. На решетке стоит бурлящий котел, из которого время от времени вырываются клубы зеленоватого дыма. Перед очагом сидит лохматое полуголое существо, которое мешает угли трезубцем странной формы и подбрасывает дрова в огонь. Над очагом в нише висит человеческий скелет, а сбоку торчат вилы еще более странной формы. В центре пещеры, ближе к задней стене, стоит большой камень, формой напоминающий трон. Сверху на шесте свисает символ пентаграммы.

К потолку подвешены чучела разных животных: совы, жабы, летучих мышей, а также человеческие и звериные черепа. Тут и там стоят низенькие столики, на которых разбросаны различные предметы; повсюду в беспорядке валяются колбы, склянки, книги и пергаментные свитки. По пещере свободно разгуливают черные кошки и ползает огромный удав. Это школа прославленного Черного Мага. Когда поднимается занавес, одни ученики ходят по пещере, другие занимают свои места. Некоторые раскладывают карты, как бы гадая, другие разглядывают линии на ладонях друг у друга; кто-то, собравшись в углу, готовит снадобья.


Ученики – мужчины и женщины разного возраста, молодые и старые, все, как один, неприятной наружности. Один или двое уродливы и худы, с бегающими глазами, всклокоченными волосами и бородавками на лице. Студенты двигаются резко, угловато и нелепо. Друг к другу они относятся насмешливо и даже враждебно. Они неряшливо одеты в короткие фиолетовые рубахи и черные штаны. На ногах у них турецкие туфли. Единственное различие в одежде мужчин и женщин составляют черные вельветовые пояса и черные платки у женщин. У некоторых на лице и на руках татуировки.

Один из учеников рядом с троном начинает медленно делать странные, ритмичные движения, которые явно по вкусу остальным – один за другим они оставляют свои занятия и присоединяются к нему. По мере увеличения их числа движения убыстряются и становятся все более разнообразными, и постепенно они образуют круг и начинают водить бешеный хоровод вокруг трона. В момент наивысшего пика с левой стороны пещеры слышится какой-то шум и стук. Круг мгновенно распадается. Начинается беспорядочная беготня и суматоха. В страхе натыкаясь друг на друга, ученики кидаются занять свои места и хватаются за свои предыдущие занятия, стараясь создать впечатление, что они их не прерывали.

Из внутренней пещеры входит Черный Маг. Это человек среднего роста, худой, у него черные глаза и длинные ресницы, густые нечесаные волосы и борода с проседью. Его движения порывисты, в присущей только ему манере, взгляд презрительно-проницательный. На нем короткое черное шелковое одеяние, из-под которого видно еще одно, ярко-красное. На ногах турецкие туфли; на голове – черная тюбетейка. В руке у него длинный кнут, на груди на черном шелковом шнурке висит золотой пентакль.

Когда Маг входит, все падают ниц. Идя к трону, ни на кого не глядя, он наступает на одного из учеников. Он опускается на трон (в этот момент символ над троном загорается). Он распахивает одежды и обнажает грудь и живот. Ученики по очереди поднимаются, подходят к нему и целуют живот. Одного из них Маг ударом сбивает с ног. Другие исподтишка злорадствуют и насмехаются над упавшим. Когда церемония целования живота закончена, по приказу Мага ученики выстраиваются справа и слева от него и по его знаку начинают исполнять различные движения.

Во время одной из пауз с улицы входит старая колдунья со свечой в руке. Медленно, со страхом подходит она к Черному Магу, целует его живот и, подобострастно кланяясь, говорит ему что-то, показывая на вход. После короткого раздумья, Маг кивает в знак согласия. Старуха выходит наружу и быстро возвращается с Джафаром, Россулой и двумя слугами, несущими мешки с дарами. Слуги заходят, дрожа от страха, с ужасом и удивлением озираясь вокруг. Дойдя до центра пещеры, они бросают мешки и стремглав убегают. Россула и даже Джафар напуганы ничуть не меньше слуг.

Джафар подходит к Магу и сообщает ему о своем желании. Маг слушает, но как только Джафар упоминает имя Зейнаб, он наотрез отказывается делать что бы то ни было, как и колдунья, зная, что Зейнаб – ученица Белого Мага. Джафар настаивает. Показывая на мешки, он вытаскивает свой кошелек, снимает драгоценности и кольцо с пальца и бросает все это к ногам Мага. При виде золота и драгоценностей Маг колеблется и наконец соглашается наслать чары, если Джафар раздобудет нечто, к чему недавно прикасалась Зейнаб. Джафар размышляет и вдруг, вспомнив о шелковом платке, который он купил у нищенки, достает его и отдает Магу. Маг указывает ему на угол пещеры и просит подождать там. Затем он властным голосом отдает какие-то приказы своим ученикам.

Одни из них выдвигают стол в центр пещеры и накрывают его черной скатертью, расшитой красными знаками Зодиака и каббалистическими символами. Другие уходят во внутреннюю часть пещеры и возвращаются с различными предметами, среди которых жезл из черного дерева с золотым набалдашником и ком мягкой глины. Все это они помещают на стол. Рядом с глиной они кладут раскрытую толстую книгу с необычными иероглифами и изображением гексаграммы, а также урну, из которой торчит человеческая берцовая кость.

Маг снимает с себя одежды и, взяв у одного из учеников мазь, намазывает ею тело, снова облачается и надевает поверх халат с очень широкими рукавами. Он весь расшит знаками Зодиака; на спине – вышитый символ пентаграммы, на груди – череп со скрещенными костями. На голову он надевает остроконечный головной убор с вышитыми на нем большими и маленькими звездами.

Затем он берет шелковый платок Зейнаб и, скомкав его, помещает в центр глиняного кома, из которого затем лепит некое подобие человеческой фигуры. Расположив фигурку на столе, он чертит вокруг него большой круг, в котором собираются все ученики. Маг, встав около стола, отдает приказание. Ученики тут же образуют цепочку, в которой чередуются мужчины и женщины. Мужчина справа от Мага и женщина слева от него свободными руками поддерживают Мага под локти. Некоторые ученики остаются за пределами цепочки.

Маг берет жезл в правую руку, а левой делает пассы и шепчет магические заклинания. Видно, что стоящие в цепочке ученики судорожно извиваются; некоторые слабеют и даже падают. Их место немедленно занимают те, кто остался снаружи цепочки, стараясь сделать это как можно быстрее, чтобы цепь не прервалась. Глиняная фигурка на столе постепенно начинает светиться – сначала слабо, а потом все сильнее и ярче. Двое учеников работают около печи: один непрерывно подбрасывает в нее дрова, другой ворошит угли. Огонь в печи бушует все сильнее, наружу вырываются длинные языки пламени.

По мере того, как идет время, движения учеников в цепочке становятся все более неистовыми и ужасными, они явно держатся из последних сил. Да и сам Маг прилагает неимоверные усилия. Глиняная фигурка светится еще сильнее, когда над ней проносится жезл, а временами она ярко вспыхивает. Над котлом слышен нарастающий шум, и в тот момент, когда шум становится очень громким, свет в пещере тускнеет и внезапно над печью появляется тень Зейнаб и медленно начинает светиться. По мере того, как тень становится все яснее, пар из котла идет все меньше и меньше. Огонь в печи бушует еще яростнее. Набалдашник жезла и глиняная фигурка ярко мерцают. Маг и все ученики в цепи бьются в конвульсиях. Шум в пещере усиливается и становится подобным раскатам грома, и во время одного из этих страшных взрывов пещера погружается в темноту.

Мало-помалу снова светлеет. Тени Зейнаб над котлом больше не видно. Огонь в печи погас. Утомленные до крайности ученики лежат на полу. Даже Маг полулежит на троне, ослабевший и выдохшийся. Один за другим ученики начинают вставать. Менее истощенные дают другим какое-то питье и помогают подняться. Маг, частично восстановив силы, берет глиняную фигурку, заворачивает ее в ткань и вручает Джафару, давая указания. Произошедшее настолько потрясло Джафара и Россулу, что сперва они не могут и пошевелиться. Однако через некоторое время, еле волоча ноги, они уходят вместе со старой колдуньей.

Маг, теперь уже полностью пришедший в себя, берет мешки с дарами и вываливает их содержимое на пол. Ученики с диким ликованием набрасываются на них и расхватывают, после чего танцуют вокруг Мага. В разгар бешеной пляски занавес опускается.

Действие пятое

Сцена та же, что и во втором действии

Когда занавес поднимается, на сцене Белый Маг и все ученики, за исключением Зейнаб. Маг и его помощник беседуют, наблюдая за учениками, которые, разделившись на группы, делают движения, напоминающие танцевальные. Вдруг стремительно вбегает Хейла, падает на колени перед Магом и жестами торопливо рассказывает о том, что случилось с Зейнаб. То, о чем она рассказывает, настолько неожиданно, что сперва Маг едва может понять, о чем вообще идет речь. Он изумлен. В глубоком раздумье он встает и начинает ходить по комнате. Ученики также поражены. Время от времени Маг поворачивается к Хейле, чтобы подробнее расспросить ее о случившемся.

Наконец он принимает решение и, повернувшись к ученикам, предлагает им план. Некоторые из них кивают в знак согласия. Выбрав одного из них, Маг усаживает его на стул, берет за обе руки и смотрит ему в глаза. Видно, что ученик постепенно погружается в сон. Когда его глаза закрываются, Маг делает несколько пассов над его телом, с головы до ног. Ученик погружен в гипнотический сон. Маг задает несколько вопросов спящему. По движению губ видно, что ученик отвечает. Комната погружается в полутьму. Суть ответов ученика воспроизводится в ряде изображений, появляющихся на задней стене.

Комната Зейнаб. Она одна. Каждое ее движение и жест, выражение лица свидетельствует о том, что внутри нее происходит сильная борьба. Иногда она вскакивает и нервно ходит по комнате; в какой-то момент кажется, что она поборола то, что мучает ее, но тут же, охваченная чем-то, превосходящим ее рассудок, она бессильно падает на диван. Она страдает ужасно; это явствует из ее полных горя и отчаяния жестов. Временами кажется, что она защищается от чего-то; ее разум упорно сопротивляется непонятному то ли чувству, то ли желанию, которое вселилось в нее.

Войдя, Хейла не узнает свою госпожу – так изменилось ее отношение к ней. Зейнаб едва замечает Хейлу, и на все слова и уговоры старой женщины либо не обращает внимания, либо отвечает нетерпеливыми раздраженными жестами. Удрученная, Хейла уходит. Мукам Зейнаб нет конца; борьба внутри нее все усиливается. Смешанное чувство страха, желания, любопытства и стыда все чаще сменяют друг друга. То становясь крайне возбужденной, то вдруг ослабевая, она мечется туда-сюда, не находя покоя. В момент наибольшего беспокойства входит Россула, неся поднос с драгоценностями от Джафара. Зейнаб нисколько не удивлена этим необычным визитом; наоборот, похоже, она ожидала его.

Россула, преподнеся дары, заговаривает с Зейнаб; она взволнованно и возбужденно расспрашивает его. Она берет драгоценности и нервозно и машинально примеряет их перед зеркалом. Россула тем временем пытается в чем-то ее убедить, с чем она в конце концов соглашается. Снова входит Хейла. Она изумлена и ничего не может понять, настолько все это для нее необычно. Наконец, поняв, что происходит, она бросается перед Зейнаб на колени, умоляя не соглашаться на уговоры Россулы. Но Зейнаб кажется совершенно изменившейся. Нетерпеливо топая ногой, она приказывает старой женщине замолчать. Затем, наспех накинув плащ, она уходит с Россулой.

Хейла остается, сбитая с толку, она не знает, что делать. Внезапно она принимает решение, набрасывает шаль и поспешно выходит. Картина медленно тает и возвращается обычный свет.

Маг отходит от спящего ученика и ходит по комнате, явно сбитый с толку. Его помощник, сделав несколько пассов над телом загипнотизированного ученика, будит того, а другой ученик подносит ему воды. Маг понимает теперь, что произошло. Он негодует и в то же время он обеспокоен. В волнении он меряет шагами комнату, затем садится в кресло и погружается в глубокое размышление. Внезапно он встает и отдает приказания своему помощнику и ученикам. Они быстро выполняют его инструкции. Они передвигают стол в центр комнаты и освобождают место вокруг него. Из внутренней комнаты приносятся различные вещи: какие-то одеяния, необходимые приспособления и жезл на особой подушке. Стол накрывают белой скатертью, расшитой по краям астрономическими знаками и химическими формулами.

Маг облачается в одеяния. Он надевает перевязь, подпоясывается и обувается в подобие резиновых бахил. Он надевает головной убор в виде повязки из трех конусов остриями вверх, похожей на корону. Поверх он надевает облачение, напоминающее ризу. Тем временем ученики под руководством помощника Мага тоже готовятся, надевая такие же пояса и бахилы. Они моют руки, несколько раз стряхивая с них воду, и выпивают затем какое-то питье.

Теперь Маг готов. Он берет сосуд, похожий на большой кубок и ставит его перед собой; другой сосуд подобной же формы, но меньшего размера, он ставит на противоположную сторону стола. Сосуды соединены медной планкой. Ученики подают ему жидкость, которую он наливает в сосуд. Вокруг первого сосуда стоят девять свечей, шесть из них зажжены, три – не горят. Взяв жезл в левую руку, Маг делает правой рукой особые движения и произносит какие-то непонятные слова. В это же время четверо учеников, двое мужчин справа и две женщины слева, совершают пассы над меньшим сосудом. Заметно, как быстро они теряют при этом силы. Их сразу же сменяют другие пары. Постепенно большой сосуд начинает светиться изнутри. В момент, когда появляется свечение, загораются три незажженных свечи. Каждый раз, когда Маг подносит жезл к сосуду, возникает искра, причем с каждым разом она становится все ярче и ярче. Все более и более ярко горят свечи и символ на троне. Церемония продолжается. Движения Мага становятся еще энергичнее и напряженнее. Шум внутри сосуда усиливается и, когда он достигает пика, доносится ужасающий треск и раздается страшный взрыв.

Комната тут же погружается во тьму, затем постепенно становится немного светлей, и на задней стене появляется изображение части пещеры Черного Мага, который, сидя на троне, дергается в конвульсиях. Белый Маг продолжает свои манипуляции. Снова происходит страшный взрыв, раздается эхо, доносятся пронзительные свистящие звуки и чудовищный рев. Черный Маг в судорогах сваливается со своего трона. На сцене снова полная темнота и наступает гнетущая тишина, затем свет возвращается и изображение пещеры исчезает.

Белый Маг совершенно обессилен, ученики, которые ему помогали, измучены не меньше, но работа продолжается. Они быстро убирают со стола сосуды и свечи, а затем передвигают стол и на его место ставят кресло, в которое садится Маг. Вокруг него стоят ученики. Маг, держа в руке жезл, закрывает глаза и сосредоточенно шепчет какие-то слова. Постепенно свет снова затухает. Появляется другое изображение. На нем часть комнаты Джафара. Он полулежит на диване с выражением радости и довольства на лице, поглядывая в сторону внутренних покоев. Он явно кого-то ожидает.

Входит Зейнаб с женщиной, которая, низко склонившись перед Джафаром, жестом показывает на Зейнаб и, непрерывно кланяясь, уходит из комнаты. Джафар встает, берет Зейнаб за руку и уже собирается усадить ее на диван, как вдруг они словно застывают на месте. Чуть погодя, они поворачиваются, подобно автоматам, и выходят из комнаты.

Улицы и переулки, по которым они проходят, как во сне, мелькают одна за другой. Изображение исчезает. Снова становится светло, и в этот момент входят Джафар и Зейнаб. Оба находятся в сомнамбулическом состоянии. При их появлении Маг со вздохом облегчения встает и начинает снимать облачение. Его помощник с несколькими учениками усаживают Джафара и Зейнаб на стулья и будят Зейнаб. Придя в себя, Зейнаб обращается к собравшимся, чтобы узнать, что случилось. Ей объясняют, указывая на спящего Джафара. Внезапно она вспоминает обо всем и разражается рыданиями, а затем в порыве раскаяния бросается в ноги Магу.

Он, закончив разоблачаться, наклоняется к ней, гладит ее по голове и поднимает с пола. Затем идет к Джафару, который уже пришел в себя. Джафар, сперва ошеломленный, узнав, что произошло, приходит в волнение и чуть ли не угрожает Магу. Маг со спокойной улыбкой отвечает ему. Джафар слушает и постепенно успокаивается. Маг продолжает говорить, жестикулируя и показывая на заднюю стену, где снова появляется изображение.

Видна улица, заполненная людьми; там старики, женщины и дети. Из боковой улочки входит Джафар; он стар, согбен и немощен. За ним следует некое светлое существо. Видно, что невзирая на возраст, Джафар очень счастлив и бодр. Все в толпе приветствуют его, мужчины и женщины кланяются ему, а дети подносят цветы. Всюду радость, счастье и благодать.

Маг продолжает свой рассказ. Изображение меняется. Та же улица, заполненная людьми. Снова появляется Джафар, но на этот раз его сопровождает ужасное существо темно-красного оттенка. Джафар – старик со злым, недовольным лицом. Те, кто встречает его на пути, с отвращением сворачивают в сторону и плюют ему вслед; мальчишки бросаются в него камнями: ясно, что всем противен даже его вид.

Изображение исчезает. Маг продолжает говорить. Видно, что Джафар встревожен и поглощен внутренней борьбой. Основная идея того, что сказал Маг, такова: что посеешь, то и пожнешь. Дела настоящие определяют будущее; все хорошее и все плохое – все это результат прошлого. Задача каждого человека – в каждый момент настоящего подготавливать будущее, улучшая прошлое. Таков закон судьбы. И «Да будет благословен источник всех законов».

В этот момент свет снова тускнеет; видно какое-то движение. Когда свет загорается вновь, помощник Мага стоит справа от него, а Зейнаб – слева; она целует руку Мага. У его ног в почтительной позе склонился Джафар. В комнате и вокруг трона застыли в разных позах ученики. Маг поднимает правую руку. Он смотрит вверх и, как бы молясь, шепчет такие слова:

«Бог-Создатель и все Его помощники, дайте нам силы помнить себя во все времена, дабы мы могли избежать непреднамеренных действий, ибо только через них зло может проявить себя».

Все поют: «Да явятся силы Преображения». Маг благословляет всех обоими руками и говорит: «Да пребудут с вами согласие, надежда, усердие и справедливость вовеки».

Все поют: «Аминь».

Занавес.


Tags: Гурджиев, балет, магия, эзотерика
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 2
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments