Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Отзыв о фильме Андрея Звягинцева "Левиафан"

Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" был, пожалуй, самой ожидаемой картиной последнего года. После смерти Алексея Балабанова Звягинцев стал едва ли не самым обсуждаемым из современных российских режиссеров. Во всяком случае он прочно входит в пятерку наиболее значимых мастеров кино наряду с Сокуровым, Лунгиным, Бортко (каждый назовет свои четыре-пять фамилий). При просмотре "Левиафана" возникают ассоциации и с картинами Ларса фон Триера, и с "Островом" Лунгина. Получилась хорошая социальная драма с абсолютно русскими типами и правдивой атмосферой. В этом смысле подлецы те, кто запретил мат в этом фильме, поскольку мат в нем не просто органичен, но и обязателен с точки зрения художественной правды. Смотрится "Левиафан" на одном дыхании - все сцены продуманы и естественны, жизненные ситуации до боли узнаваемы в своем трагизме. Много любопытных деталей типичной провинциальной жизни. И даже песни, которые звучат фоном - от "Владимирского централа" в исполнении Михаила Круга до попсы "Боже, какой мужчина", - и те не кажутся излишними или неуместными.



По-своему забавен и символичен эпизод со стрельбой по портретам советских вождей (Брежнева, Ленина, Горбачева). Характерно, что портрет Сталина среди них не показан, а про Ельцина говорится, что он мелковат. Радостный Николай спрашивает Степаныча:
- А из нынешних никого нет у тебя?
- В моем хозяйстве все, что хошь есть - только нынешним еще время не пришло...

Наверное многие будут хвалить Алексея Серебрякова за великолепное исполнение главной роли (Николая Сергеева), но я бы также особо отметил и колоритного Романа Мадянова, первоклассно сыгравшего коррумпированного мэра. Вообще актеры подобраны очень хорошо, ни в ком из них не заметно ходульности и фальшивости. у каждого есть свой характер и свое собственное лицо. Елена Лядова будто плавно перешла в своем амплуа из фильма "Географ глобус пропил". Вдовиченков также на своем месте, хотя сыграл и без особого блеска. Пожалуй, фильм заслуживает все те награды, которые успел получить к настоящему времени.

Говоря о злободневности картины, можно отметить, что наиболее остро и правдиво получилось даже не изображение чиновников и силовиков, символизирующих бессмысленность и бесчеловечность тупой государственной машины (к этому-то уже все привыкли), а изображение епископа РПЦ, который гораздо циничнее и тверже мэра-злодея. По сравнению с этим владыкой светский чиновник-коррупционер просто ребенок, не искушенный в подлинном искусстве власти. Есть, правда, и другой священник, который говорит Николаю об истории библейского Иова, но слова его мало убедительны и повисают в воздухе.

Вообще при просмотре картины несколько раз возникает ощущение, что еще чуть-чуть и откроется выход на более высокий уровень (переход из области социального в область инициатического). Но этот выход так и не возник - Звягинцев, конечно, никакой не Ларс фон Триер. Вместе с тем, социальность "Левиафана" исполнена высокого символизма - чего только стоит сцена на рыбзаводе, где показан конвейер с разделанной рыбой, или сцена в разрушенной церкви, где пьяный от горя и водки Николай рассматривает под свет костра остатки древних фресок (в отличие от Владимира Хотиненко у Звягинцева подобный символизм никогда не навязчив).

Самое слабое место в фильме - это его концовка. Главный герой, плача, говорит, что ничего не понимает, а "утешением" ему служат грубые слова полицейского, что о его сыне "позаботится государство". Никакого освобождения и хэппи-энда, как в истории ветхозаветного Иова, здесь не происходит, но я бы при этом не назвал картину депрессивной или бессмысленно мучительной. Не является "Левиафан" и фильмом-притчей. Это скорее, как я уже говорил, русская социальная драма или драма жизни в современной России (на самом деле не только современной), показывающая, что в этой стране даже очень сильный человек может быть растерт в порошок сильными мира сего, у которых везде и всё схвачено ("Ты что, со всем городом собрался воевать?" - риторически произносит жена Николая).  В финале у зрителя остается лишь недоумение, которое в фильме озвучивает жертва системы Николай Сергеев: но где же милосердный Бог? За что всё это?

Tags: Звягинцев, впечатления от фильмов, кино
Subscribe
promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →