Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези (Македония), 1164 г.

Монастырь Святого Пантелеимона (макед. Манастир «Свети Пантелејмон») — македонский православный монастырь, находящийся в селении Нерези близ Скопье. Здесь находится церковь Святого Пантелеимона, фрески которой являются одним из центральных памятников византийского искусства эпохи Комнинов.



Во фресках Нерези (раскрыты в 1-й пол. XX в.) отразилось новое для византийского искусства стремление выразить Божественное, приблизив его к миру человеческих понятий: сцены исполнены драматизма, эмоционально более доступны зрителю. Многие черты росписи стали признаками «динамического» стиля", доминирующего в византийском искусстве 2-й пол. XII в.: пропорции тел сильно удлинены, идеальный «комниновский» тип ликов нарушен в сторону большей экспрессии, рисунок складок драпировок образован острыми, ломающимися линиями, свет падает на лица и формы активными лучами.



Ряд образов (святы в алтаре) отличают черты крайнего аскетизма — их суровые, изборожденные морщинами лица далеки от всего земного. Но повышенная экспрессия образов, драматизм сцен не разрушают при этом классической гармонии целого: фигуры монахов на северной и южной стенах — идеальных пропорций, представлены в естественных позах, будто воспроизводящих постановку античных статуй, ряд образов (св. Пантелеимон и другие юные святые, второстепенные персонажи в евангельских сценах) исполнены изящества и грации. Развитием приемов фресок Нерези стали фрески церквей Св. Бессребреников в Кастории и Св. Георгия в Курбиново (1193), отличающиеся большей экзальтацией образов, остротой и экспрессией рисунка.



Росписи церкви в Нерези создавались в эпоху сложных богословских споров, в ходе которых был подвергнуты сомнению догматы о неслиянном и нераздельном соединении во Христе Божественной и человеческой природ, о единстве лиц Святой Троицы, об истинности Евхаристической жертвы (Константинопольские соборы 1156—1157, 1166 гг.; на последнем присутствовал ктитор нерезского храма). Как зримое доказательство истинности этих догматов в росписи сопоставлены различные образы Христа (в четырёх малых куполах), акцентирована тема Страстей Христовых («Оплакивание» и «Снятие со креста» доминируют в пространстве), в центральной апсиде представлено символическое изображение Святой Троицы — Этимасия (Престол, приготовленный для Христа, который придет судить человечество) с крестом, терновым венцом, голубем и Евангелием.




































































































































































































































































































Tags: Византия, Македония, искусство, фрески, христианство
Subscribe
promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments