Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

"Левиафан" Звягинцева - фильм о "потерянном" Боге

Кино во многом уникально тем, что каждый новый фильм нельзя рассматривать изолированно и автономно. Причем я имею в виду не только и не столько остальные фильмы того же самого режиссера, которые, несомненно, проясняют замысел отдельной картины и раскрывают нам мировоззрение их создателя. Последнее как раз является универсальным принципом изучения любого текста, что очень хорошо заметно по той же филологии (так, к примеру, ранние вещи Достоевского крайне сложно адекватно интерпретировать без обращения к его великим романам, равно как и наоборот). В данном случае речь о другом. Зритель почти всегда видит в актерах фильма больше, чем они играют здесь и сейчас, потому что сознание неспособно отделить их прежние роли от нынешней (этим кино отличается от литературы). Более того, большинство актеров имеют свое сложившееся амплуа, за которое их и ценят режиссеры. Так, мастер ужаса сэр Кристофер Ли уже более 60 лет играет всевозможных кинозлодеев, Аль Пачино не отделим от роли гангстера, а Мэрилин Монро - от образа роковой красавицы. Вот и актер Роман Мадянов, сыгравший мэра-злодея у Звягинцева (и это была, на мой взгляд, лучшая актерская работа в этом фильме), прежде был знаком зрителю по ряду схожих ролей, которые делают его поведение более чем убедительным. В этом смысле меня позабавил комментарий одного из читателей моего блога к посту с моим отзывом на "Левиафан": "Евгения Лядова как всегда на высоте впрочем как и мой любимый актер мерзких ролей Роман Мадянов - желание встретить где-нибудь на улице и спросить в жизни он такой же гнида как на сцене хотя этот опрос не к нему а к его близким" :)



Из прежних "мерзких ролей" в исполнении талантливого Романа Мадянова (не думаю, что он прочитает этот мой текст, но если такое случится, то пусть знает, что я очень высоко ценю его актерскую игру и конечно не солидаризируюсь с процитированным комментатором) одной из наиболее ярких была роль главы МГБ генерала Абакумова в сериале Глеба Панфилова по роману Солженицына "В круге первом". В этом-то фильме, как мне кажется, и содержится один из возможных ключей к "Левиафану". Так, во второй серии есть сцена, в которой генерал Абакумов (Роман Мадянов) вызывает к себе заключенного Бобынина (его играет Андрей Смирнов, отец Дуни Смирновой) - в романе Солженицына он аттестован как "мрачный арестант и гениальный инженер". Это как бы всё тот же левиафан, но уже в другой исторической обстановке, по-прежнему пытается припугнуть героя-"золотые руки", уже находящегося в заключении. И очень интересный между ними происходит диалог.



Абакумов: Так что же, вы не видите между нами разницы?
Бобынин: Между вами? или между нами? Между нами вижу отлично - я вам нужен, а вы мне нет.
Абакумов: Слушайте, заключенный... Если я с вами мягко, так вы не забывайтесь...
Бобынин: А если б вы со мной грубо, я бы вообще не стал с вами разговаривать, гражданин министр. Это вы на своих холуев кричите, на генералов и полковников - у них много чего есть в этой жизни, им есть чего терять.
Абакумов: Сколько надо - и вас заставим!
Бобынин: Ошибаетесь, гражданин министр... У меня ничего нет... Ничего! - вам этого не понять... Жену и ребенка моих вы не достанете - их бомба взяла. Родители мои давно умерли. Имущества всего у меня на этой земле вот этот платок, а комбинезон и белье под ним уже казенное. Свободы меня лишили давно, и не в ваших силах ее вернуть, потому что у вас ее нет у самих. Лет мне много, а сроку отсыпали двадцать пять... И на каторге я уже был, и в номерах ходил, и собаками..., и в бригаде усиленного режима... Чем еще вы мне можете угрозить? чего лишить? инженерной работы?! Так вы от этого потеряете больше... Вообще постарайтесь понять и объяснить кому надо на верху: вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у человека не всё. А тот, у которого вы всё забрали, он уже вам не подвластен - он опять свободен!

В "Левиафане" у главного героя Николая Сергеева также отбирают всё, причем символизм имени тут налицо - лишают всего человека, названного именем святого, который как раз является самым любимым в русском народе раздатчиком всевозможных жизненных благ. Левиафан - это не просто аллегория государства, но это реальный великодержавный демон, подобный тому, о котором писал Даниил Андреев в "Розе мира". Левиафан - это князь мира сего, который подобно ветхозаветному сатане может по Божьему попустительству отнять у человека всё, кроме его внутренней свободы. И мы видим в начале фильма, что герой, которого играет Алексей Серебряков,  отнюдь не свободен от своих привязанностей - он прочно привязан к этому месту, к родному дому, к своим родным, причем привязан болезненно, до умопомрачения, до желания контролировать любую мелочь. От всего этого его освобождает демон государственности Левиафан. Мы не знаем, что будет с героем Звягинцева в тюрьме, но из другого фильма с участием того же выразителя левиафановой воли (не так важно какую маску он носит в каждый конкретный момент - мэра, чекиста или священника РПЦ) мы знаем, КАК может вести себя даже в тюрьме тот, которого, казалось бы, лишили всего...

Вопрос, который Абакумов задает Бобынину - "Так что же, вы не видите между нами разницы?" - он постоянно маячит и в "Левиафане". Причем даже когда пьяный в стельку мэр подъезжает к дому Николая, чтобы "поговорить", - он все время обращается к нему, как к части Левиафана: "Власть, Коля, надо знать в лицо!" Собственно человек и находится во власти этой тупой и беспощадной силы ровно до тех пор, пока сам соглашается быть ее частью, пока осознает себя ее неотъемлемым членом - и неважно какое место он при этом в ней занимает (наверху или внизу) - главное, чтобы он был полностью зависим и несвободен от государства, которое диктует ему как думать и как жить.

Абсолютно права Лида Мониава, которая написала месяц назад: "Сейчас все чаще, если хочешь делать свое дело, тебя обязательно возьмет за шею какой-нибудь местный князь. Возьми телефон и скажи, что не сможешь пустить Открытую лекцию. Пойди в телевизор и скажи, что голосуешь за Путина. Или тебе не дорого твое дело? Возьми микрофон и скажи Крым наш, или ты хочешь все потерять? Возьми айпад и напиши, что поддерживаешь реформу здравоохранения. Выйди на амвон и призывай судить, наказывать и митинговать. Или тебе не дорог твой приход? "И его так просто взять голыми руками, скоро их повыловят, всех до одного". Черное называют белым, а мы слушаем и боимся потерять маленький кусочек своего, потому что ведь дело важнее политики. Вся эта гадость не в телевизоре, а посреди нас. Я все думаю, как с этим быть. Кажется, быть можно только если твердо знаешь, что ничего твоего у тебя нет, совсем ничего. Никакое дело не твое, ты лично сам ничего не можешь, ни выиграть, ни проиграть, ни сохранить, все что есть - подарок ни за что ни про что. А значит и потерять страшно только одно - Бога".

"Левиафан" - это фильм о потерянном Боге и о том, что происходит с теми, кто его потерял.


Tags: Звягинцев, Солженицын, впечатления от фильмов, государство, кино, свобода
Subscribe
promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments