Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Жанна Самари

Темная и пушистая - Жанна Самари

1876 стал «знаковым» в творчестве Ренуара, поскольку именно в 1876 произошло знакомство и началась дружба с актрисой Жанной Самари.

В 1877—1878 годах Ренуар написал три портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать.

Семья Жанны была насквозь театральная. Первой вышла на подмостки бабка Жанны по матери Сюзанна Броан, знаменитая дива тридцатых годов, королева сцены времен Луи-Филиппа. Отец Жанны Луи Жак Самари работал виолончелистом в оркестре парижской оперы. Этот сын деревенского скрипача был знаменит среди современников не столько своей игрой, сколько своими замечательно отполированными ногтями. Он холил их с тщанием превеликим и при этом не забывал мыть руки примерно каждые полчаса.

1245967452_22119181_luiza_abbema_portret_samari_1879_szh (376x536, 37Kb)

 

 






































Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г.


В семье было четверо детей. Жанна была третьей. Старшая, Мари, оказалась самой крепкой, не в пример Жанне. В ту пору, когда революционер искусства Огюст Ренуар экспериментировал, создавая все новые портреты своей замечательной модели, другой блестящий живописец, серьезный и вполне традиционный Бастьен-Лепаж, писал ее сестру. Мари (она была девятью годами старше Жанны) сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она надолго пережила всех своих братьев и сестер и неприметно скончалась в поверженном Париже, под гром первых реляций с Восточного фронта. "Еще несколько недель - и Россия будет побеждена".

 


 (413x510, 25Kb)
Жюль Бастьен-Лепаж Леди. (Портрет Мари Самари) конец 1880х

 

 

Старший сын, Жорж Эмиль Ашиль, пошел по стопам отца и стал скрипачом в оперетте, а позднее сделался знаменитым парижским антикваром. Младшенький, Анри, как и Жанна, играл в Комеди Франсэз и был весьма знаменит. На портрете кисти Тулуз-Лотрека Анри просто восхитителен. Каков типаж! Фрак, цилиндр, монокль в правом глазу, этакий напыщенный бонвиван. Сам Анри полагал, что он не сложился как актер. Оставил сцену, вместе с братом занимался антикварным делом, а потом женился на блистательной актрисе Жульетте Меали, стал ее импрессарио, устроил ей триумфальное турне по Европе - и скончался от перитонита в роковом для мужчин 37-летнем возрасте


 (352x510, 52Kb)
Анри Тулуз-Лотрек Портрет Анри Самари 1889 г.


 

В четырнадцать лет Жанна поступила в театральную студию, а в восемнадцать дебютировала в Комеди Франсэз в роли Дорины в мольеровском "Тартюфе". Слава ее росла стремительно. Огюст Ренуар ко времени третьей выставки импрессионистов тоже был хорошо известен. 36-летний стройный мужчина с волевым лицом, решительный, вдумчивый и серьезный.
Весной 1877 Ренуар пишет первый портрет Жанны Самари. Этот первый портрет был написан после того, как живописец и актриса встретились в салоне мадам Шарпентье.
 

 (335x400, 29Kb)
 

На нем Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки
 

 

 (307x447, 32Kb)
Надар Жанна Самари в роли Ночи 1877 г.

 

Сын Ренуара Жан полагал, что родители Самари устроили встречу дочери с Огюстом и заказали ему ее первый портрет с далеко идущими намерениями. Они были бы рады видеть Ренуара своим зятем. В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали - и выставляли в Салоне! - маститые художники, но... Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты.

 

 (306x378, 23Kb)
Надар Портрет Жанны Самари 1877 г.


 

В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали - и выставляли в Салоне! - маститые художники, но... Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты. В ту пору вокруг Ренуара сформировался кружок адептов нового искусства. Выделялись в нем два брата Бушара: поэт Морис и пейзажист Жозеф-Феликс. Он-то и предложил Огюсту написать портрет актрисы.
Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.


 


Для второго портрета, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.
Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины.
Хотя Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти "


Огюст продолжал рисовать Жанну на протяжении двух с половиной последующих лет. Менялся характер портретов. Бывало, из под кисти выходило нечто странное даже по нашим современным меркам. Вот, скажем, этот портрет, что находится сейчас в Национальной Галерее Искусств в Вашингтоне. Расплывчатое пятно лица, рыжие завитки - и ничего от очаровательной актрисы


Файл:Jeanna Samary-Renoir.png


Постепенно в их отношениях наступил кризис. Жанна начала уставать от того, что - как ей казалось - превращалось в пустое экспериментаторство. Ее потянуло к другим художникам, обычным хорошим живописцам.

Самый амбициозный из портретов Самари - во весь рост и в бальном платье - Ренуар представил в Салоне 1879 года. Выставка проходила во Дворце Промышленности. Портрет поместили в пятом зале и (как впоследствии сокрушался брат Огюста Эдмон) слишком высоко для того, чтобы публика смогла оценить его по достоинству. За месяц до этого Жанна Самари была избрана (в свои неполные 22) членом Общества Комеди Франсэз, и посетители выставки были в полной уверенности, что перед ними - обычный парадный портрет, написанный по этому случаю. Ничтоже сумняшеся публика приписала Ренуару пророческий дар, ведь на портрете ясно была обозначена дата: 1878. Значит, загодя знал: изберут! Правда, если портрет действительно был написан в конце осени, то сомнительной становится другая история. Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно во Дворец Промышленности, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.
Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на "Портрете девушки с распущенными волосами", и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.



 (462x600, 77Kb)  (450x544, 32Kb)

 


А Жанне вскоре стало не до Огюста и не до портретов. Начался ее нашумевший роман с Полем Лагардом. Это напоминало классическую пьесу о безумной любви, преодолевающей все преграды. Поль не был человеком искусства. Типичный парижанин, сын богатого биржевого брокера, буржуа. Отец Поля всеми силами старался помешать браку сына с актрисой. Родители Поля не присутствовали 25 августа 1880 года на бракосочетании в церкви Троицы, где собрался весь театрально-музыкальный Париж. (Современник умилялся, гладя на прелестных студенток консерватории, взирающих на процедуру венчания). Лагард-старший даже пытался потом оспаривать законность этого брака.
Вскоре у Жанны родилась дочь. Увы, прожила она недолго, всего полгода. Вторая дочь стала драматической актрисой и впоследствии вышла замуж за директора Лионского театра. Век ее тоже был очень коротким, она не дожила и до тридцати. Младшая же из трех дочерей, также пошедшая по стопам прабабки и матери (она тоже играла в Комеди Франсэз) стала женой директора Парижской Оперы. Она умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов прошлого века.
В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. В Трувиле сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка.

Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.


 ОТСЮДА
Источник: Дневник Алевтины Князевой
www.liveinternet.ru/users/3370050/
Tags: Ренуар, искусство
Subscribe
promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments