Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Вы мне не тыкайте! Об инициативе депутата Бортко

Известный кинорежиссер и по совместительству депутат Госдумы Владимир Бортко внес в Госдуму законопроект, обязывающий педагогов обращаться к учащимся исключительно на «Вы», начиная с 1 класса. Согласно поправкам в закон «Об образовании РФ» учителям следует «уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, обращаться к обучающимся, используя формальное обращение „Вы“». При этом никаких санкций за нарушения предлагаемой нормы закона не предусмотрено. «Особенный эффект эта поправка будет иметь в населенных пунктах, находящихся на удалении от столиц и культурных центров. Человек, с детства привыкший к обращению „Вы“, будет обладать повышенным чувством собственного достоинства вне зависимости от места проживания, что, учитывая размеры нашей страны, имеет важное значение», — уверен депутат.



Как следует относиться к этой инициативе? Как к очередному депутатскому зуду, призванному отвлечь внимание от серьезных социально-экономических проблем, или же как к попытке, действительно, повысить культурный уровень граждан? Очевидно, что проблема уважения личного достоинства и чести любого человека для современной России более чем актуальна, и от вежливого обращения людей друг с другом во многом зависит уровень агрессии в обществе. Как сказал в одном из интервью эмигрировавший из России актер Алексей Серебряков: "Часто в России говорят о том, что улыбки в западных странах искусственные. Но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба". Его слова можно отнести и к вежливым обращениям. Почему же тогда в отдельную касту наиболее "невоспитанных" россиян депутатом выделены, казалось бы, наоборот, наиболее достойная часть общества, а именно учителя? Ведь если запрещать "тыкать" другим людям, то такой запрет надо распространить на всех госслужащих и бюджетников... И кстати, как с этим быть в армии или в тюрьме? Там нужно обращаться друг к другу на "Вы"? Это ведь тоже своего рода жизненная "школа" и подлинный "университет" для многих людей...

Известно. что во многом поведенческий пример отношения к другим людям народу подают правящие элиты. С другой стороны, наши политики стремятся понравиться массам и сознательно используют в своих выступлениях площадную этику и дворовую стилистику, считая, что они так становятся ближе к народу. Например, президент Путин нередко использует в своей речи сальные шутки и время от времени тыкает журналистам и собеседникам (вспомним хотя бы его знаменитый диалог с журналисткой из владивостокской газеты: "Садись Маша! Спасибо, Вова!"). То же делают многие губернаторы, мэры, священники, не говоря уже о полицейских или врачах (взять хотя бы фильмы Андрея Звягинцева "Левиафан" и Юрия Быкова "Дурак" и посмотреть как "тыкают" в них своим подчиненным оба мэра совершенно разных городов). Учителя здесь не являются исключением, но их "тыканье" как раз наименее агрессивное, чем тыканье остальных. Разумеется, тыкают в нашем обществе далеко не все и не всем, а в основном лишь те, кто дурно воспитан, и тем, кто находится ниже по социальному статусу/является значительно моложе по возрасту  (если, конечно, речь не идет о нарочитой грубости). Иными словами тыкают, по большей части, тем, кто не может на это симметрично ответить. Причем в последнее время хамство напрямую исходит от высших представителей российской власти как недвусмысленный сигнал, что всё позволено лишь тем, на чьей стороне сила. Именно поэтому очень странно наблюдать уроки нравственности и вежливости от тех, кто ежедневно растаптывает личное достониство человека в России и принимает самые одиозные законы тоталитарного типа. Я сейчас говорю не конкретно о Владимире Бортко, а о собирательном образе российского депутата и чиновника в целом.

Вместе с тем, трудно представить себе того же депутата, который тыкает президенту, священника РПЦ, который тыкает епископу или патриарху, чиновника, тыкающего губернатору или министру. В обратной же последовательности - всегда пожалуйста! Хотя к Богу мы обращаемся на "ты" и точно так же на "ты" обращаемся к самым близким людям (дореволюционное обращение к родителям на "Вы" уже давно кануло в Лету). В том и дело, что обращение на "ты" либо подчеркивает определенный уровень близости, либо указывает на пропасть неравенства: я-то тебе могу тыкать. а вот ты мне уже нет! Не трудно также заметить, что обращение на "Вы" имеет своего рода защитную реакцию отстранения от другого человека, ограничения своих с ним отношений пределами деловой или служебной необходимости. Любители сразу же переходить на "ты" при первом знакомстве следующим шагом стремятся сломать все новые и новые личные границы, доходя порой до неприкрытого хамства.

Немыслимо, чтобы ученики обращались к учителям на "ты", но обратное обращение на "ты" к детям и молодым людям широко распространено во всех сферах и связано с пренебрежительным отношением к молодости как таковой. Быть ребенком или молодым в нашем обществе часто означает быть не вполне человеком - это связано с особым культом возраста, свойственным для традиционного, архаического общества. Понятно, что речь не идет о какой-то конкретной возрастной планке, перешагнув которую у человека становится "все хорошо" в плане отношения к нему со стороны. Речь идет о такой сомнительной ценности как особое уважение к старшим только за то, что они старше по возрасту. Я уже писал ранее, что это на самом деле является признаком нездорового общества - уважать надо не за возраст и не за профессию - уважать надо личное достоинство каждого человека независимо ни от чего. Задевая и растаптывая чью-либо честь, мы на самом деле лишаем достоинства самих себя, превращая окружающий нас мир в сущий ад.

В июне 2014 года наши депутаты уже хотели улучшить психологический климат в школе, запретив "наезды" на учителей как детям, так и их родителям, и введя уголовную ответственность за применение насилия или публичное оскорбление учителя при исполнении им своих служебных обязанностей. С тех пор эта идея канула в Лету, но тогда же я написал, что подобная инициатива, которая вроде бы направлена на защиту учителей, на самом деле лишь в очередной раз демонстрирует неадекватность нашей власти, которая единственным методом решения всех проблем считает ужесточение наказания для провинившихся: тюремные сроки, штрафы, принятие репрессивных законов, всевозможных запретов и т.д. О воспитании, просвещении, пропаганде гуманности и здоровых взаимоотношений речь вообще не идет, - наоборот, все попытки заняться просветительством вне государства подавляются жестоко и беспощадно, а самому государству до этого нет никакого дела.

Законы множатся, вместе с ними множится и абсурд. Своеобразной точкой отсчета падения в бездну мракобесия можно считать принятие скандального закона об оскорблении чувств верующих (интересно, депутат Бортко, который сейчас предлагает защитить чувства учеников, голосовал за или против этого позорного закона?). Получается странная картина: депутаты делят все общество на разные категории, штампуя один закон за другим. На первый и поверхностный взгляд всё это законодательство вроде как призвано оградить каждую из категорий от всего остального безумного и разъяренного общества, ведущего себя неадекватно и агрессивно. Но ведь все эти категории вместе - это и есть российское общество. То есть власти придумывают искусственные барьеры, которые пытаются поставить между людьми, чтобы те не консолидировались, а враждовали друг с другом и при этом доверяли государству больше, чем соседу по дому или коллеге по работе (социологи неоднократно отмечали, что межличностное доверие в России одно из самых низких в мире). Вместо того, чтобы улучшать климат в стране в целом и снижать напряженность - продолжается порочная практика приумножения конфликтов, запретов и репрессий, нагнетания страха и всеобщей истерии. Главная же проблема заключается в том, что у нас защищают не человека самого по себе и его человеческое достоинство, а тех, кто занимает какую-то должность, и неважно - чиновник это, судья, депутат, учитель, ветеран войны, врач или священник. Есть уважение к социальным функциям, даже к возрасту (вот теперь, относительно детей, или ранее относительно пенсионеров), но нет уважения к человеку как таковому. Именно поэтому и атмосфера в стране царит казенная, бесчеловечная, подавляющая всё живое и искреннее.

В сентябре прошлого года я провел в своем блоге опрос на тему "Кто бесправнее в современной школе: ученики или учителя?", и 94,4% проголосовавших сказали, что учителя более бесправны. Поправка депутата Бортко никак не решает проблему, поскольку заставляет думать, что в школе можно создать оазис высоконравственных отношений, не меняя ничего в обществе в целом и, главное, не меняясь при этом самому (имею в виду представителей нашей элиты, демонстративно и безнаказанно нарушающих законы, которые сами же и принимают). Вместе с тем, назвать предложение Бортко полностью абсурдным тоже нельзя, но уповать исключительно на политику запретов, спускаемых сверху, я бы не стал. Пока не сменится нынешняя элита навряд ли подобные меры смогут хоть что-то изменить в лучшую сторону, а вот создать дополнительную головную боль людям на местах - они очень даже могут.


Tags: депутаты, мораль, школа
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments