Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Петр I: наследие и наследники

По-новому оценить роль Петра I в судьбе России и Европы – в этом суть "Петровских дней", которые проходят в Санкт-Петербурге в честь дня рождения первого русского императора (9 июня)



Великий реформатор Петр I в XVIII веке полностью изменил облик России, развернув ее лицом к Европе, расширив ее границы, построив новую столицу на Балтийском море – Санкт-Петербург, реорганизовав многое в государственном, экономическом, культурном укладе. Одни его боготворили, возводя в ранг Мессии, другие проклинали, считая Антихристом, потопившим страну в крови ради своих свершений.

До сих пор ученые ломают копья на страницах научных изданий, пытаясь постичь сложную натуру первого российского императора. К образу Петра I обращаются и деятели искусства. На киноэкране, например, личность царя оборачивается к зрителю разными гранями: венценосный плотник, неистовый богатырь, смекалистый весельчак, грозный деспот… Еще в 1937 году была снята грандиозная историческая эпопея "Петр Первый", в которой одна из самых противоречивых фигур русской истории представлена исключительно позитивными красками.

Сегодняшнее поколение кинематографистов не склонно столь однозначно трактовать образ Петра I. Об этом можно судить хотя бы по четырехсерийному телефильму известного режиссера Владимира Бортко, показанному незадолго до дня рождения Петра I. Это, прежде всего, история последней любви великого императора. Литературной основой фильма стал роман "Вечера с Петром Первым" маститого российского прозаика Даниила Гранина, который 12 лет проработал с уникальными документами и архивами, создавая свою книгу. Режиссер Владимир Бортко рассказывает:

"Из романа Гранина я узнал, что существовала некая девица Мария Кантемир, представительница европейской культуры, поскольку она – дочь царя Молдавии, наследница Палеологов по одной линии, а по другой – прямая наследница Тамерлана. Ничего себе биография! И мне показалось интересным "познакомить" Петра I с девушкой, которая не то чтобы равна ему, но она – единственный человек, который его понимает".

Умная, образованная, красивая Мария Кантемир - воплощение эмансипированной личности: она курит трубку, танцует танец живота… С такими подробностями, конечно, могут поспорить историки. "Однако художественный вымысел еще никто не отменял", – замечает Владимир Бортко.

"Глупо подходить к драматургическому произведению как к учебнику истории, - говорит режиссер. - Мол, это все не правда, это все не так. Да, это мои домыслы "по поводу". Но они имеют право на существование".

К тому же фильм посвящен не только отношениям царя с наследницей последней династии византийских императоров. Телесериал называется "Петр Первый. Завещание", и в этом суть, утверждает Владимир Бортко.

"Мы рассказываем о последних годах, даже о последних днях Петра. И это, мне кажется, необычно в сравнении со стереотипом восприятия императора, который всегда на коне, всегда впереди. Победа над шведами в Полтавской битве, например, - у нас все это позади. Перед ним совершенно другая страна, которую он создал. Он изменил в России всё, он развернул ее на сто восемьдесят градусов. Он построил город Санкт-Петербург, построил флот, перенес границы, создал заводы на Урале, изменил печатный шрифт, выпустил первую газету… А что дальше, кому передать все это? Его соратники, будучи очень талантливыми людьми, которых он сам выбирал – это в принципе исполнители, которые не могут самостоятельно определять движение страны. Когда царь умирал, – продолжает режиссер, – любимая дочь поднесла ему лист бумаги, и он слабеющей рукой начертал на ней: "Оставьте всё…" А дальше перо пошло вниз. Это, конечно, красивая легенда. Но он "оставил всё" – нам с вами. Практически он создал страну, в которой мы сегодня живем. Министерства откуда? – Это Петр. Расстановка чиновников по рангам, до сих пор существующая, откуда? – Оттуда же. Он оставил нам страну. И на каждом из нас лежит забота об этой самой стране".

"Я не утверждаю, что фильм гениальный, но то, что он сейчас очень нужен – это точно", – убежден режиссер Владимир Бортко.

Елена Андрусенко
rus.ruvr.ru

Tags: Петр Великий, кино
Subscribe
promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments