Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Наум Клейман: Попытка тупо руководить искусством - абсурдна

Создатель Музея кино в Москве с 1992 по 2014 год Наум Клейман был и его директором, но был снят с этой должности по воле российского минкульта. Договор с 77-летним Клейманом, "синонимом российского киноведения", был расторгнут "в связи с истечением срока действия" после того, как он подписал письмо Киносоюза в поддержку Украины "Мы с Вами!". У музея по-прежнему нет помещения, а у назначенного министерством культуры нового директора, Ларисы Солоницыной, конфликт с коллективом. Об этой ситуации, а также о многом другом с Наумом Клейманом поговорила корреспондент DW Анастасия Буцко.



- Как известно, через часть выражается дух целого. Как вам кажется: дух какого целого выражает история с Музеем кино?

- Тут есть два "целых". Одно касается только России: это попытка укротить те маленькие островки свободы, которые шли от перестройки, от горбачевского времени, попытка сгладить ландшафт. По Музею кино пытались "проехаться катком". Что бессмысленно, потому что он уже давно перестал играть ту роль, которую играл в 1990-е годы. Есть интернет, и справиться с этим невозможно. Но есть и другое "целое", которое, к сожалению, связано с правами на фильмы во всем мире. Некоммерческий прокат в кризисе. Даже учебный показ связан с огромными суммами, которые требуют случайные новые владельцы этих фильмов. Должно быть создано новое общемировое, или, по крайней мере, европейское законодательство в этой области.

- Комментируя попытки ликвидации Музея кино, вы говорили, я цитирую, о практике "тупого авторитарного управления" культурой. Кажется ли вам, что противостояние вашего музея может как-то повлиять на модус руководства культурой в целом, который принят сейчас на вооружение российским минкультом?

- Да, и это касается не только музеев, но и книгоиздательства, деятельности театров. Я думаю, что постепенно накапливается та критическая масса, которая сделает абсурдной саму попытку таким образом тупо руководить искусством. Искусство не подлежит руководству. Ему можно только помогать или мешать.

- Вы болеете за "Левиафан"?

- Я очень надеюсь, что "Левиафан" получит "Оскара". "Ида" Павла Павликовского - очень хороший фильм, но он уже получила все европейские призы. И я думаю, что американцы должны понять: универсальность "Левиафана" больше. По глубине, масштабу эта лента более достойна "Оскара".

Читать полностью: здесь.

Tags: Звягинцев, Клейман, культура
Subscribe
promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment