Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Конференция «Запечатленная победа: ключевые образы, концепты, идеологемы»

Пушкинский Дом, Санкт-Петербургский государственный университет, Воронежский государственный университет, Петрозаводский государственный университет 29-30 апреля 2015 года проводят Международную конференцию «Запечатленная победа: ключевые образы, концепты, идеологемы», посвященную 70-летию окончания Второй мировой войны. В ней примут участие ученые и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Воронежа, Белоруссии, Японии, Великобритании, Германии, Китая и др. Заседания будут проходить в Пушкинском Доме. К сожалению, оргкомитет не может оплатить дорогу и проживание.

Просим присылать заявки и тезисы (до 2-х тыс. знаков) до 10 апреля 2015 г.



Оргкомитет: Колесникова Е.И. (председатель), Спиридонова И.А., Никонова Т.А., Дускаева, Цветова Н.С., Л.Р., Зеликина Н.С., Курицева К.Е., Леоненко Е.В.

Идеологические и мировоззренчески формирующие аспекты этого события имеют огромный воздействующий потенциал на целевую аудиторию, которая состоит не только из научной общественности и интеллигенции в целом, но также патриотически ориентированной молодежи и многочисленных потомков бывших участников ВОВ. "Война сложна, темна и густа, как непроходимый лес. Она не похожа на ее описания, она и проще и сложнее. Ее чувствуют, но не всегда понимают ее участники. Ее понимают, но не всегда чувствуют позднейшие исследователи". (И.Эренбург. 1943 г.)

До сих пор высок интерес к событиям этого времени. В исторической науке последних лет публикуются новые факты, посредством которых исследователи пытаются разрешить спорные вопросы в осмыслении войны. "День победы или день Поминовения?" - сформулировал основной вопрос В. Астафьев. Заметен методологический кризис, выразившийся в отсутствии новых наработок, в появлении разнообразных, порою антинаучных, концепций. Для выработки новых методологических подходов важно изучить общий художественный проблемно-историографический фон. На фоне устоявшихся научных представлений о войнах ХХ века, современные исследовательские поиски опираются на несхожие методологические платформы и имеют столь же различные объекты внимания. Трактовки войны сейчас многообразны и становятся все более вольными. Зачастую, отмеченные постмодернистским пародийным модусом повествования, они смещаются в жанр фэнтези как удобной возможноcти проявить экзистенциальную позицию автора (писателя, режиссера, живописца), уже не имеющего непосредственного батального опыта.

И вновь писатели, таковой опыт имеющие, предупреждают, что «погибшие люди - не тесто для выпекания литературных пирожков». В этой ситуации читательский и исследовательский интерес к свидетельствам очевидцев становится особенно актуальным и имеет определенную отечественную традицию. Так, в 1960-е годы, в обстановке «господства идеологических стереотипов соцреализма ... именно семантика удостоверения опыта, памяти, знания и доверия к ним стали принципиальными для «лейтенантской прозы». Сегодня, в эпоху, когда современный социум склонен любое явление ставить под сомнение, подозревать в неподлинности, документ «оформляет, формализует и замещает собой практику персонального доверия». Методологической базой в разработке темы могут стать исследования художественных материалов 1-й и 2-й Мировой войн, проведенные ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

http://www.pushkinskijdom.ru/

Tags: Вторая мировая война, Пушкинский дом, конференции, литература, филология
Subscribe
promo philologist 02:08, sunday 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments