Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Татьяна Касаткина. Каталог выставки "Живет в тебе Христос". Введение

Оригинал взят у t_kasatkina в “Живет в тебе Христос”. Достоевский: образ мира и человека: икона и картина

Начало: http://t-kasatkina.livejournal.com/73994.html
Татьяна Касаткина

Каталог выставки  Живет в тебе Христос.
Достоевский: образ мира и человека: икона и картина
Введение

На внешней стене, перед входом на выставку: Адам у запертых дверей Рая. Портрет Достоевского, сквозь который проступает лик Христов. Исцеление слепого.

Рисунок2

Адам, захотевший быть сам по себе, отдельно от Бога, оказался у запертых дверей Рая, стоящим на границе между горней высотой, о которой отныне он может только тосковать, и отданной ему во владение долиной повседневности. Между вечным, к которому перекрыт доступ, и единственно данным в ощущениях насущным видимо-текущим. Глаза Адама не смотрят на доступное ему, они устремлены к образу Рая, - но Рай скрыт от него запертыми дверьми, которые стережет ангел. Адам не смотрит на доступное и не видит запретного…
Но вот вопрос: где стоит ангел с огненным мечом, если «Царствие Божие внутрь вас есть»? «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).

Оказывается, ангел преграждает человеку путь к его же способностям. Делает человека недоступным для себя самого. Причем исключительно по желанию самого человека (хотя, может быть, он слишком поздно понял, чего на самом деле пожелал) – то есть для обеспечения его автономности. Ибо все способности, обеспечивающие нам доступ в Царствие Божие, - это способности связи. Связи с Богом, связи с другим человеком, связи со всем в творении.
Данные нам средства связи – это наши органы чувств. В вечерних молитвах православные христиане каются в том, что согрешили зрением, слухом – и так далее, всеми чувствами. Часто это толкуется в том смысле, что они слишком много смотрели на то, на что не нужно. Но я думаю, на самом деле речь идет совсем о другом. Речь идет о том, что мы не умеем смотреть; о том, что мы слишком мало и слишком недалеко смотрим. И о том, что мы видим только внешним зрением внешнее, а не внутренним оком сокровенное. О том, что для нашего слабого зрения поверхность вещей становится преградой, а не проводником.

Адам не смотрит на то, что дано ему вместо Рая, с тоской упираясь взглядом в запертую райскую дверь, заслоненную ангелом. А если бы посмотрел – увидел бы вокруг себя те же растения, что окружали его в Раю. Ибо «не придет Царствие Божие приметным образом» - и это значит, что дело не в изменении места, а в изменении зрения. Именно в том, что окружает нас, нужно увидеть Рай. И насущное видимо-текущее на иконе поднимается горками и уступами к самым райским дверям, на первый взгляд представляя собой преграду на пути к ним, но, если присмотреться, – мы увидим, что оно выстраивает нам лестницу к райским дверям, что оно – не заслон, а проводник к ним. Нам нужно только научиться не останавливаться взглядом на поверхности, научиться проходить сквозь внешний образ к внутреннему, чтобы увидеть в том, что нас окружает, сияние Рая.

Этому учит нас великое христианское искусство. Этому учит нас Достоевский. Он нам, немощным, предоставляет свой острый глаз художника, чтобы мы однажды увидели то, что видит он, – и научились видеть это в реальности самостоятельно.

Рисунок3

Слепой, которого исцелял Иисус возложением рук и спросил в процессе, что он видит, - ответил Ему: «вижу человеки, яко древие ходяща» (Мк. 8, 24) – то есть «вижу людей, как ходящие деревья». Он видел людей, спотыкаясь об их поверхность неверным зрением, видел кору дерева, а не человека и его душу, но знал, что видит неправильно, потому что неподвижное – двигалось. И тогда Иисус велел ему прозреть, чтобы он видел «все ясно» в свете Истины. Потому что Господь не лечил людей до состояния среднестатистической нормы, но исцелял их, делал вновь цельными, возвращая поврежденную способность к изначальному неповрежденному состоянию. Слепого Он научил видеть так, как видел Он сам. И просил сохранить эту новую способность в тайне до времени.

Время пришло, и один из слепых, исцеленных Христом, - Достоевский, попытался поделиться своим видением со всем человечеством.

Tags: Достоевский, Татьяна Касаткина, христианство
Subscribe
promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment