Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Famous canvases of Fransois Boucher

Famous canvases of Fransois Boucher

Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769 год

Музей Кимбелл. США

Богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала,  чтобы не  допустить  прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в  Италии.  В переданном кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает  Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу, таким  образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы флот Энея. В  качестве платы за услугу и как искушение, Юнона
предлагает Эолу свою  самую красивую нимфу, Деяопею.  Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же  время Купидон готовит стрелу,   предназначенную для страсти и послушания нимфы,  запястья которой  связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов  освободить сонм ветров.  Присутствие очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на  переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун, бог  моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую морскую стихию.



Юнона, в римской мифологии одна из верховных богинь, супруга Юпитера.
Соответствует греческой Гере. Богиня Гера, в древнегреческой мифологии царица
богов, сестра и жена Зевса (Юпитера); покровительница брака. Дочь Кроноса и
Реи. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера (Юнона)
преследует своей ненавистью возлюбленных и детей Зевса. В отместку Зевсу,
родившему Афину (Минерву), Юнона родила без его участия Гефеста (Вулкана).

Эол, в греческой мифологии: родоначальник эолийцев; повелитель ветров. Эолийцы,
одно из основных древнегреческих племен. Центр расселения — Восточная Фессалия,
откуда эолийцы в конце второго тысячелетия до нашей эры распространились по
всей Фессалии и Беотии, затем в северо-западной части Малой Азии.
  

Фонтан любви 1748 год.

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений

Ловцы птиц 1748 год

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743 год.

Собрание Фрик, Нью-Йорк.

Этот
портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под  названием
«Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с
семнадцатилетней прелестной  девушкой, красавицей Мари-Жанне Бюзо. Жена
художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф,  созданных
Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью в  ряде
жанровых картин.


Осенняя пастораль, 1749 год.


Собрание Уоллес, Лондон

Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер
картины 260 x 199 см, холст, масло.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), в
искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы
жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение
естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три
столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита),
но называли ее по-разному — буколика, идиллия, эклога. В своих истоках
(у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой»
разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления,
включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и
воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш,
передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие
и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»),
также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха
Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в
сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса
пастухов.

Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра»,
отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них
мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон,
тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой
стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и
мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра
на пастушеской свирели. Отсюда — сближенность пасторали, которую
античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры,
парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского,
иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного,
разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности,
характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое,
экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе
целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру
антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах
конкретизируется в ряде таких противопоставлений как:
город — сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская
усадьба), искусственное бытие — естественная жизнь, цивилизация —
природа, толпа — уединение, волнение — покой, тяжелый труд —
созерцательная праздность, ненависть — любовь, вражда — дружба,
отчуждение — сочувствие, сложность — простота, хаос — гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так
называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и
кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с
пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь
языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют
пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая страна
пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.

На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно
оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же
исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение —
знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному
мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».
Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от
мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.
По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней
усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в
литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в
литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом
демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и
лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в
каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и
трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога,
пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как
межродовые, так и межжанровые границы.

Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который
изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и
который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от
духовно-утонченного участника философского диспута до
«мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения и барокко пастухов
начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы
«проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и
натурализации пасторального жанра. У  Вергилия пастухи и земледельцы
принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» —
дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически
соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не
созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а
жизненно-практическую направленность.

Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов
к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во
всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346
— 1348 гг.); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около
1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы»
(1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро. На пастораль
Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных
романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»):
португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший
первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло,
Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Сидни, О. д'Юрфе.

Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового
времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во
многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают
большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения
и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные
романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо
(«Аминта», 1573), Э. Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры
(«Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах
барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются
пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653)
Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас»
Д. Мильтона.

Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом
изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии
писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги
«золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются
пастральная «трагикомедия» Б. Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея»
(1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка»
(1608-1609).

Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения
тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей
естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам».
Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого
века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной
поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии),
описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж.
Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в
истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика
И. В. Гете.

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Рождение Венеры, 1740 год. Национальный музей, Стокгольм

Картина французского художника Франсуа Буше «Рождение Венеры».
Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены древнегреческих
преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный музей,
Стокгольм;
«Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж,
Санкт-Петербург; «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и Зевс в образе лебедя»,
1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных
розовых тел нимф, наяд, амуров и путти.

Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела богинь и
аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж) и
«Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Яркие краски в этих
картинах приведены художником к единой сияющей золотистой гамме,
напоминающей палитру старинных венецианских мастеров.
Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственными
наслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное собрание),
«Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после охоты»
(1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура» (1751,
Вашингтон, Национальная галерея искусства).

За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся
суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную
неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и
живописца) и писавшего, что «его распутство должно
пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть
всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Купание Дианы, 1742 год


Музей Лувр, Париж

Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы».
Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант
эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого
поэтического дарования. Но несмотря на всю одаренность художника,
философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве
Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание
добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. В
1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не
преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его
нравственную испорченность: "Недостаточность моральных норм повлекла за
собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности
образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков".
Дидро вопрошал: "Что можно ожидать от человека, имеющего дело с самыми
последними шлюхами?"

Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого
мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только
себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.
Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз.
Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали
в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и
ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы учебы
Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше; отголоски ее
композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.

Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром,
но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или
иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию
по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период,
услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн
отозвался об этом словами Дидро:

"Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К тому
времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по
отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного фольклора.

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Похищение Европы 1732 - 1734 годы


Собрание Уоллес, Лондон


Некогда
верховный бог Зевс влюбился в  прекрасную  царевну Европу. Она была
дочерью царя Аченора, выходца из  Египта, сына Ливии и  Посейдона. Он
переселился в страну Ханаан и жил в  городе Тире.


Европа
любила гулять с подругами на  берегу моря  (Средиземного). Там и увидел
ее Зевс. Он превратился в  прекрасного белоснежного  быка с жемчужными
рогами, очень ласкового.  Европа решила прокатиться на нем. Но  как
только она села на его широкую  спину, бык вошел в море и поплыл.
Впереди  сопровождал их сам владыка  морей Посейдон.


Зевс
с Европой добрался до острова Крит.  (Здесь  его некогда спрятала мать
Рея, жена Крона, который пожирал  своих детей, боясь,  что они восстанут
и свергнут его.) У них родилось  три сына: Минос, Радамант и  Сарпедон.
Первый стал правителем Крита, где  свято чтили быка.




Вулкан - представление  Венере  оружия для Энея, 1757 год.


Лувр, Париж


Согласно
легенде, в молодости Анхиз был необычайно красив и, влюбившись в  него,
богиня красоты Венера родила ему сына Энея, взяв при этом с него
обещание никому не рассказывать об их любви.  Анхиз не удержался,
похвастался об этом своим друзьям, за что и был  наказан:
бог-громовержец Зевс поразил его слепотой. Согласно древнеиталийских
мифов Венера обратилась к своему мужу Вулкану,  чтобы тот выковал
волшебное оружие и доспехи для Энея, которому  предстояло принять
активное участие в Троянской войне. Согласно «Илиаде» Гомера, Эней
избежал гибели в Троянской войне  благодаря вмешательству богов, так как
ему было предназначено продолжить  династию троянских царей и возродить
славу троянцев на другой земле.  В битвах под Троей Эней принимал
деятельное участие; в поединках с  Диомедом (из-за трупа своего друга
Пандара) и с Ахиллом он был избавлен  от гибели в первый раз Венерой, во
второй раз Посейдоном.



Венера и Вулкан с оружием для Энея




Летнее. Пастырское, 1749 год


Собрание Уоллес, Лондон




Юпитер и Каллисто, 1744 год


Музей изобразительного искусства, Москва.


В
картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к «Метаморфозам»
римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который,
влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини
Дианы.




Борей похищает Орейфию. 1769 год


Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.


Борей,
в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос.
Изображался сильным крылатым мужчиной. Жилище Борея находилось во
Фракии, в нем царили холод и мрак.  Оборачиваясь конем, Борей вступал в
связь с кобылицами древнего  аттического царя Эрихтония, от которых
родилось двенадцать жеребят, от  гарпий и эриний Борей также имел
лошадиное потомство. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери
афинского царя Орейфии. Будучи не в состоянии получить руку красавицы
Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог Борей
  решил использовать свою  истинную природу, свойственную божеству
холодного и порывистого  северного ветра.  Эта история подробно
рассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз, и  кисть живописца Буше
превосходно передает страстное повествование  античного автора. Борей,
скрытый темными и бурными облаками, похищает  Орейфию, в то время, когда
она собирала цветы со своими сестрами. Борей  по воздуху перенес
Орейфию в  свое северное царство, где она впоследствии родила ему двух
сыновей-близнецов по имени Бореады. Поваленное дерево на переднем плане
картины является одним из скрюченных дубов, которые Борей вырывал с
корнями и разламывал, наводя страх и ужас на царские владения.





Фонтан любви 1748 год.


Музей Гетти, Лос-Анджелес.


С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений




Ловцы птиц 1748 год


Музей Гетти, Лос-Анджелес.[


Источник: Дневник Алевтины Князевой
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/


Tags: Буше, искусство
Subscribe
promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment