Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Famous canvases of Fransois Boucher

Famous canvases of Fransois Boucher

Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769 год

Музей Кимбелл. США

Богиня Юнона, поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала,  чтобы не  допустить  прибытия флота ее сына Энея к берегам поселения, основанного троянцами в  Италии.  В переданном кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает  Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу, таким  образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы флот Энея. В  качестве платы за услугу и как искушение, Юнона
предлагает Эолу свою  самую красивую нимфу, Деяопею.  Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то же  время Купидон готовит стрелу,   предназначенную для страсти и послушания нимфы,  запястья которой  связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов  освободить сонм ветров.  Присутствие очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на  переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун, бог  моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую морскую стихию.



Юнона, в римской мифологии одна из верховных богинь, супруга Юпитера.
Соответствует греческой Гере. Богиня Гера, в древнегреческой мифологии царица
богов, сестра и жена Зевса (Юпитера); покровительница брака. Дочь Кроноса и
Реи. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера (Юнона)
преследует своей ненавистью возлюбленных и детей Зевса. В отместку Зевсу,
родившему Афину (Минерву), Юнона родила без его участия Гефеста (Вулкана).

Эол, в греческой мифологии: родоначальник эолийцев; повелитель ветров. Эолийцы,
одно из основных древнегреческих племен. Центр расселения — Восточная Фессалия,
откуда эолийцы в конце второго тысячелетия до нашей эры распространились по
всей Фессалии и Беотии, затем в северо-западной части Малой Азии.
  

Фонтан любви 1748 год.

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений

Ловцы птиц 1748 год

Музей Гетти, Лос-Анджелес.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743 год.

Собрание Фрик, Нью-Йорк.

Этот
портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под  названием
«Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с
семнадцатилетней прелестной  девушкой, красавицей Мари-Жанне Бюзо. Жена
художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф,  созданных
Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью в  ряде
жанровых картин.


Осенняя пастораль, 1749 год.


Собрание Уоллес, Лондон

Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер
картины 260 x 199 см, холст, масло.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), в
искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование группы
жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение
естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три
столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита),
но называли ее по-разному — буколика, идиллия, эклога. В своих истоках
(у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой»
разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления,
включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и
воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш,
передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие
и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»),
также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха
Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в
сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса
пастухов.

Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра»,
отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них
мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон,
тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой
стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и
мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра
на пастушеской свирели. Отсюда — сближенность пасторали, которую
античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры,
парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского,
иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного,
разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности,
характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое,
экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе
целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру
антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах
конкретизируется в ряде таких противопоставлений как:
город — сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская
усадьба), искусственное бытие — естественная жизнь, цивилизация —
природа, толпа — уединение, волнение — покой, тяжелый труд —
созерцательная праздность, ненависть — любовь, вражда — дружба,
отчуждение — сочувствие, сложность — простота, хаос — гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так
называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и
кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с
пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь
языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют
пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая страна
пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.

На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно
оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же
исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение —
знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному
мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».
Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от
мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.
По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней
усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в
литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в
литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом
демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и
лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в
каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и
трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога,
пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как
межродовые, так и межжанровые границы.

Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который
изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и
который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от
духовно-утонченного участника философского диспута до
«мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения и барокко пастухов
начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы
«проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и
натурализации пасторального жанра. У  Вергилия пастухи и земледельцы
принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» —
дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически
соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не
созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а
жизненно-практическую направленность.

Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов
к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во
всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346
— 1348 гг.); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около
1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы»
(1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро. На пастораль
Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных
романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»):
португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший
первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло,
Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Сидни, О. д'Юрфе.

Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового
времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во
многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают
большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения
и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные
романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо
(«Аминта», 1573), Э. Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры
(«Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах
барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются
пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653)
Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас»
Д. Мильтона.

Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом
изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии
писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги
«золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются
пастральная «трагикомедия» Б. Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея»
(1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка»
(1608-1609).

Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения
тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей
естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам».
Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого
века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной
поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии),
описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж.
Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в
истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика
И. В. Гете.

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Рождение Венеры, 1740 год. Национальный музей, Стокгольм

Картина французского художника Франсуа Буше «Рождение Венеры».
Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены древнегреческих
преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный музей,
Стокгольм;
«Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж,
Санкт-Петербург; «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и Зевс в образе лебедя»,
1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных
розовых тел нимф, наяд, амуров и путти.

Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела богинь и
аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж) и
«Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Яркие краски в этих
картинах приведены художником к единой сияющей золотистой гамме,
напоминающей палитру старинных венецианских мастеров.
Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственными
наслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное собрание),
«Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после охоты»
(1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура» (1751,
Вашингтон, Национальная галерея искусства).

За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся
суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику личную
неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки философа и
живописца) и писавшего, что «его распутство должно
пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть
всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Купание Дианы, 1742 год


Музей Лувр, Париж

Картина французского живописца Франсуа Буше «Купание Дианы».
Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант
эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем яркого
поэтического дарования. Но несмотря на всю одаренность художника,
философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в творчестве
Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание
добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. В
1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не
преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его
нравственную испорченность: "Недостаточность моральных норм повлекла за
собой снижение вкуса, цветового и композиционного чутья, выразительности
образов и, в конце концов, общий кризис художественных навыков".
Дидро вопрошал: "Что можно ожидать от человека, имеющего дело с самыми
последними шлюхами?"

Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству этого
мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют только
себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.
Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз.
Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие уличали
в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема удовольствий, и
ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы учебы
Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше; отголоски ее
композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.

Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и Ренуаром,
но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того или
иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную позицию
по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний период,
услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн
отозвался об этом словами Дидро:

"Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К тому
времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений Дидро по
отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного фольклора.

История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


Похищение Европы 1732 - 1734 годы


Собрание Уоллес, Лондон


Некогда
верховный бог Зевс влюбился в  прекрасную  царевну Европу. Она была
дочерью царя Аченора, выходца из  Египта, сына Ливии и  Посейдона. Он
переселился в страну Ханаан и жил в  городе Тире.


Европа
любила гулять с подругами на  берегу моря  (Средиземного). Там и увидел
ее Зевс. Он превратился в  прекрасного белоснежного  быка с жемчужными
рогами, очень ласкового.  Европа решила прокатиться на нем. Но  как
только она села на его широкую  спину, бык вошел в море и поплыл.
Впереди  сопровождал их сам владыка  морей Посейдон.


Зевс
с Европой добрался до острова Крит.  (Здесь  его некогда спрятала мать
Рея, жена Крона, который пожирал  своих детей, боясь,  что они восстанут
и свергнут его.) У них родилось  три сына: Минос, Радамант и  Сарпедон.
Первый стал правителем Крита, где  свято чтили быка.




Вулкан - представление  Венере  оружия для Энея, 1757 год.


Лувр, Париж


Согласно
легенде, в молодости Анхиз был необычайно красив и, влюбившись в  него,
богиня красоты Венера родила ему сына Энея, взяв при этом с него
обещание никому не рассказывать об их любви.  Анхиз не удержался,
похвастался об этом своим друзьям, за что и был  наказан:
бог-громовержец Зевс поразил его слепотой. Согласно древнеиталийских
мифов Венера обратилась к своему мужу Вулкану,  чтобы тот выковал
волшебное оружие и доспехи для Энея, которому  предстояло принять
активное участие в Троянской войне. Согласно «Илиаде» Гомера, Эней
избежал гибели в Троянской войне  благодаря вмешательству богов, так как
ему было предназначено продолжить  династию троянских царей и возродить
славу троянцев на другой земле.  В битвах под Троей Эней принимал
деятельное участие; в поединках с  Диомедом (из-за трупа своего друга
Пандара) и с Ахиллом он был избавлен  от гибели в первый раз Венерой, во
второй раз Посейдоном.



Венера и Вулкан с оружием для Энея




Летнее. Пастырское, 1749 год


Собрание Уоллес, Лондон




Юпитер и Каллисто, 1744 год


Музей изобразительного искусства, Москва.


В
картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к «Метаморфозам»
римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который,
влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини
Дианы.




Борей похищает Орейфию. 1769 год


Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.


Борей,
в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос.
Изображался сильным крылатым мужчиной. Жилище Борея находилось во
Фракии, в нем царили холод и мрак.  Оборачиваясь конем, Борей вступал в
связь с кобылицами древнего  аттического царя Эрихтония, от которых
родилось двенадцать жеребят, от  гарпий и эриний Борей также имел
лошадиное потомство. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери
афинского царя Орейфии. Будучи не в состоянии получить руку красавицы
Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог Борей
  решил использовать свою  истинную природу, свойственную божеству
холодного и порывистого  северного ветра.  Эта история подробно
рассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз, и  кисть живописца Буше
превосходно передает страстное повествование  античного автора. Борей,
скрытый темными и бурными облаками, похищает  Орейфию, в то время, когда
она собирала цветы со своими сестрами. Борей  по воздуху перенес
Орейфию в  свое северное царство, где она впоследствии родила ему двух
сыновей-близнецов по имени Бореады. Поваленное дерево на переднем плане
картины является одним из скрюченных дубов, которые Борей вырывал с
корнями и разламывал, наводя страх и ужас на царские владения.





Фонтан любви 1748 год.


Музей Гетти, Лос-Анджелес.


С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам, молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми  отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных отношений




Ловцы птиц 1748 год


Музей Гетти, Лос-Анджелес.[


Источник: Дневник Алевтины Князевой
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/


Tags: Буше, искусство
Subscribe
Buy for 100 tokens
Вагинов К.К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д.М. Бреслера, А.Л. Дмитренко, Н.И. Фаликовой. Статья Н.И. Николаева. Статья И.А. Хадикова и А.Л. Дмитренко. Ил. Е.Г. Посецельской. — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment