Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. У врат теософии. 4-я лекция

Штутгарт, 25 августа 1906 г.

Мы уже знаем, что после смерти человек сбрасывает с себя сначала физическое, затем эфирное и, наконец, низшее астральное тело. Что же остается у него после отделения этих трех тел: физического, эфирного и астрального? Картина воспоминаний, которая возникает перед душой после смерти, исчезает в то мгновение, когда эфирное тело выделяется из астрального; она погружается тогда, так сказать, в бессознательное, она исчезает как непосредственное душевное восприятие. Но нечто важное от нее остается. Картина исчезает, но результат остается. Подобно экстракту силы, в высшем астральном теле остается все, перенесенное в истекшей жизни, и покоится в нем. Но с человеком этот процесс происходил уже очень часто. При каждой смерти в его различных воплощениях картина воспоминаний вставала перед его душой и оставляла этот так называемый экстракт силы. С каждой новой жизнью картина расширялась. Человек, воплощавшийся в первый раз, пережил после смерти первую картину воспоминания, после второй инкарнации — вторую, уже более богатую, чем первая, и так далее. Эти соединенные картины есть как бы род нового элемента в человеке. Перед первой смертью человек состоит из четырех тел.



Когда он умирает впервые, то берет с собой первую картину. Таким образом, после своего воплощения он приносит с собой не только четыре тела, но и этот результат прежней жизни — это и есть тело причинности. Теперь человек состоит из пяти тел: физического, эфирного, астрального, тела "Я" и тела причинности. Раз это тело причинности образовалось, оно сохраняется, и то, что оно составлено из результатов жизней, делает понятным различие между отдельными людьми. Те, которые жили часто и прошли много инкарнаций, присовокупили к книге своей жизни много страниц, они высокоразвиты и обладают богатым телом причинности; другие прошли лишь через немногие жизни, поэтому собрали меньше плодов опыта и обладают вследствие этого менее развитым телом причинности. Какой смысл имеет это повторное появление человека на Земле? Если бы не существовало связи между воплощениями, это было бы бессмысленно; но она есть. Представим себе различные жизненные отношения, через которые прошел человек, живший два века спустя после Рождества Христова и теперь снова воплотившийся. Теперь период человеческой жизни от 6 до 14 лет уже заполнен приобретением знаний: чтением, письмом и т. д. Современный человек обладает совершенно иными возможностями для культивирования и образования своей личности.

Таким образом, и воплощения совершаются в таком порядке, что человек только тогда появляется снова, когда он вступает в новые отношения, находит для себя совершенно иные способы и возможности развития; а это всегда наступает уже после нескольких столетий. Как сильно при этом развивается Земля во всех отношениях! Приблизительно 1800 лет тому назад эта область была покрыта девственными лесами, в которых бродили дикие звери, люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры и умели только примитивным способом добывать огонь и делать простейшие инструменты. Насколько же теперь все стало по-другому! Так изменяется лицо Земли в сравнительно короткое время. Во времена древних германцев человек жил здесь в совершенно иных услових, нежели тот, кто теперь учится читать и писать. Изменилась Земля — и вместе с ней изменился человек, он учится совершенно новому и усваивает его. Как велик период времени до нового воплощения? От каких факторов он зависит? Ответ на эти вопросы выяснится из дальнейшего изложения. Мы должны рассмотреть то, что связано с изменением Земли.

Определенные существа всегда почитались как священные символы. Так, например, за 3000 лет до Рождества Христова в Персии почитались Близнецы. От 3000 года до 800 года до Рождества Христова в Египте почитался священный бык Апис и в то же время в Азии — телец Митра. За 800 лет до Рождества Христова на первый план выступило другое животное — Овен, или агнец. Так возникло сказание о Язоне, который перенес из Азии, с другой стороны моря, золотое руно священного барана. Символы развивались далее: агнец почитался настолько, что Христос обозначался как Агнец Божий, и первым христианским символом был не крест, на котором распят Спаситель, но крест с Агнцем. Все это обозначает три следующие одно за другим состояния культуры, и это связано со знаменательными процессами на небе. Путь Солнца проходит по небу в известном поясе — через созвездия Зодиака — и самое замечательное при этом, что при наступлении весны в определенную эпоху Солнце приходит в определенную точку Зодиака, и эта точка в пределах определенной эпохи постоянно перемещается, так что за период 2160 лет она переходит из одного созвездия в другое. Так в 3000 году до Рождества Христова Солнце вошло весной в созвездие Тельца (еще раньше оно было в созвездии Близнецов) а примерно в 800 году до Рождества Христова — в созвездии Овна.

Эта точка каждый год отодвигается немного дальше. За 2160 лет она переходит в следующее созвездие , и народы избирают как символ почитания знак того созвездия Зодиака, через который весной проходит Солнце, и воздают ему почести. Если бы мы теперь еще могли понять те возвышенные чувства и настроения, которые связывались у древних с этим моментом прохождения Солнца через новое созвездие, тогда мы поняли бы и значение того момента, когда Солнце вступило в созвездие Рыб. Но этого не может сделать наша материалистическая эпоха. Что же видел человек того времени в этом процессе? Древние видели силу природы воплощенной; зимой она лежала, скованная сном, и весной ее снова пробуждало Солнце. Созвездие, в котором появлялось Солнце весной и которое давало ему новую силу, считалось достойным почитания. Созвездие символизировало, таким образом, пробуждающую силу. Древние знали, что с таким движением Солнца соединяется нечто очень важное, ибо солнечные лучи падают при совершенно иных отношениях. Действительно, такой период в 2160 лет обозначает наступление совершенно иных отношений на Земле. Такой же период времени проводит человек в Девахане, чтобы перейти от смерти к новому рождению. Эти 2160 лет уже давно известны оккультистам как период, в который отношения на Земле изменяются настолько, что человек может снова родиться, чтобы получить новый опыт.

Таким образом, между двумя перевоплощениями проходит 2160 лет; но здесь следует принять во внимание, что за эти 2160 лет человек, в сущности, является на Землю дважды, так что действительный период между двумя воплощениями составляет уже 1000 лет . Это происходит вследствие того, что при правильном воплощении человека одно из них бывает мужским, другое — женским. Неверно, что чередуются семь мужских и семь женских инкарнацией. Переживания души очень разнятся в зависимости от того, воплощена ли она мужчиной или женщиной. Это вполне понятно, поэтому в период 2160 лет она является на Землю один раз мужчиной и один раз женщиной. Тогда человек проходит через все те переживания, которые он может испытать при существующих в данное время отношениях. Тогда он получает способ и возможность вписать новую страницу в книгу своей жизни. Такие радикальные изменения Земли и земных отношений являются школой для души. В этом состоит смысл реинкарнации.

Таким образом, человек берет с собой в Девахан тело причинности и очищенную, облагороженную часть астрального и эфирного тел. Это — оставшиеся части, которые он никогда не теряет. Теперь он проходит время своего Девахана. Дикарь, естественно, мало работал над своим астральным телом и берет с собой в Девахан только крохотную искру, образы его воспоминаний принадлежат скорее его подсознанию. Напротив, Франциск Ассизский достиг совершенного, прекрасно сформированного астрального тела и с ним пребывает в Девахане. В определенный момент, тотчас после отпадения астрального трупа, человек оказывается стоящим сам перед собой как перед чем-то внешним; это тот момент, когда он вступает в Девахан. Девахан состоит как бы из четырех отделов:

1. Континенты.
2. Реки и моря.
3. Воздух, или эфирное пространство.
4. Царство духовных первообразов.

В первой части, континентальной, человек все видит словно на негативном изображении. То, что здесь, на Земле, когда-нибудь было физическим и еще им является — все, что на этой Земле когда-либо принадлежало и принадлежит к физическим минералам, животным и растениям, — является в негативным отображении, и когда среди этих негативных образов человек видит и самого себя, тогда он находится в Девахане. Каков смысл того, что человек так видит самого себя? Самого себя он видит не в одной жизни, а во всех прежних жизнях, то есть постепенно изменяющимся, и это имеет глубокий смысл. Гёте говорит: "Глаз создан светом для света" . Он подразумевает под этим, что свет есть творец глаза, и это правильно; это становится ясным, когда мы видим, как вследствие недостатка света глаз вырождается. Некоторые животные, например, поселились в пещерах Кентукки и живут там. Они не нуждаются более в возможностях зрения, ибо пещеры темны. Мало-помалу они теряют свет зрения, глаза вырождаются, приток соков направлен теперь к другому органу, который им более необходим. Почему они потеряли глаза? Потому что мир их был без света. Отсутствие света унесло с собой возможность зрения; итак, если бы не было света, не было бы и глаза. В самом свете находятся творческие силы для глаз, совершенно так же, как в мире звуков находятся творческие силы для уха. Словом, все органы, все тело создаются творческими силами вселенной.

Что же создало мозг? Если бы не о чем было думать, не было бы и никакого мозга. Существуют великие законы природы. Кеплер, Галилей искали познания этих законов. Кто же создал орган познания? Мудрость природы! Человек вступает в мир с известным совершенством органов. Но к моменту его воплощения наступили новые отношения, которые он перерабатывает в духе. Все же то, что он переживает, несет созидательную энергию. Глаза, которыми он уже обладает, рассудок, которым он уже обладает, образованы прежними инкарнациями. Вступая после смерти в Девахан, человек, как уже было сказано, находит образ тела таким, каким оно было в последней жизни, и хранит еще в себе квинтэссенцию воспоминаний о последней жизни. Теперь он может сравнить, как развивался в различных жизнях, каким был до того, как приобрел опыт последней жизни, и чем он станет, когда присовокупит опыт прошедшей жизни. Согласно этому человек создает себе прообраз нового тела, которое на одну ступень выше, нежели предыдущее тело. Таким образом, на первой ступени Девахана человек исправляет картину прежней жизни, и подготавливает себе из плодов прежней жизни прообраз своего тела для следующей инкарнации.

На второй ступени Девахана жизнь пульсирует, как реальность как бы в ручьях и реках. Во время земного бытия человек имел жизнь в себе, она не могла им быть воспринята; теперь он видит ее текущей, и он употребляет ее для того, чтобы вдохнуть жизнь в ту форму, которую он создал на первой ступени. На третьей ступени Девахана человек имеет вокруг себя то, что он имел раньше внутри как чувства, страсти и аффекты. Они выступают теперь перед ним как облака, гром и молния. Все это он теперь видит как бы объективно. Он учится познавать это и обращать на это внимание, как на Земле — на физическое, и собирает плоды своего опыта по отношению к душевной жизни. Вследствие этого созерцания образов душевной жизни он может присоединять душевные качества, он может вдохнуть душу в тело, образованное на первой ступени. В этом смысл Девахана. В Девахане человек должен подняться на одну ступень выше: так он сам подготавливает образ своего тела для следующей инкарнации. Это одна из задач человека в Девахане.

Но их у него много в Девахане. Там он никак не занят только собою, и все, что он там делает, делает не бессознательно. Человек живет в Девахане, не теряя сознания, и ложно утверждение противоположного в теософских книгах. Но как это происходит? Когда человек спит, его астральное тело выделено из физического и эфирного тел, и тогда он находится в бессознательном состоянии, но только, пока астральное тело совершает свою обычную работу, а именно — исправляет и гармонизирует усталое от работы физическое тело; когда человек умирает, астральное тело уже не должно осуществлять эту деятельность, и в той же степени, в какой оно освободилось от физического тела, в нем пробуждается сознание. Его сознание в течение дневной жизни было затемнено и ограничено физической преградой тела, а ночью оно должно было работать над ним же. После смерти, когда силы освобождаются, в астральном теле тотчас выступают определенные астральные органы; эти органы суть семь цветов лотоса, чакрамы. Так у основания носа между бровями возникает двухлепестковый цветок лотоса. Ясновидящие художники знали это и изобразили в своих произведениях. Так Микеланджело изваял своего "Моисея" с двумя рогами. Другие лотосы распределены следующим образом:

16-лепестковый возникает в области гортани.
12-лепестковый возникает в области сердца.
8-ми или 10-ти — в области желудочной впадины.
6-лепестковый и 4-лепестковый цветок лотоса находятся еще ниже.

Эти астральные органы у обыкновенного современного человека едва видны, но у ясновидящего и у пребывающего в состоянии медиумического транса они выступают четко, в живых, светящихся красках и приходят в движение. В тот миг, когда цветки совершают вращательное движение, человек видит в астральном мире. Различие между физическими и астральными органами состоит в том, что физические органы чувств человека пассивны; они воспринимают любое влияние на себя извне: свет, звук и т. д. Физическое должно ждать в покое, пока ему что-либо не будет предложено, духовные же органы активны; они сами устанавливают отношение к объекту. Таким образом, эта деятельность может пробудиться только в том случае, если силы астрального тела не нужны для чего-либо иного, и тогда они изливаются в цветы лотоса. Вожделение продолжается также и в Кама-Лока, пока низшая часть астрального тела еще связана с человеком. Но когда астральный труп отброшен и осталось только нажитое вечное, то есть в преддверии Девахана, эти астральные органы чувств пробуждаются к полной активности, и в Девахане человек живет в высшей степени сознательно с такими активными органами чувств.

Неверно, когда в теософских книгах говорят, что человек в Девахане спит, неверно, что он занят только самим собой, неверно, что человек не находит продолжения сотканным на Земле отношениям. Напротив, истинная дружба, основанная на общности духа, развивается здесь с гораздо большею интенсивностью. Дружеская близость в Девахане дает пищу общности, обогащает ее новыми формами, облагораживает душу. Так же и благородное отношение человека к природе, эстетическое наслаждение ею является пищей в Девахане.
Этим живет там человек. Дружеские отношения являются там как бы той средой, которой он себя окружает. На Земле физические условия очень часто кладут предел этим отношениям. В Девахане тот род и способ, которыми соединены два друга, определяются только интенсивностью дружбы. Таким образом, завязать дружеские отношения на Земле — значит сохранить такие переживания и для жизни в Девахане. Таким образом, земные жизненные отношения проявляются в Девахане как реальные переживания.


См. также:
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 3-я лекция


Tags: Штайнер, теософия, эзотерика
Subscribe
promo philologist июль 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments