Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. У врат теософии. 5-я лекция

Штутгарт, 26 августа 1906 г.

Вчера мы бегло познакомились с сущностью Девахана, теперь пора дать ответ на вопрос: "Каким образом возникает истинное блаженство в Девахане?" Деятельность в Девахане состоит, главным образом, в творчестве. Трудно дать понятие о блаженстве в Девахане, но, быть может, сравнение с чем-либо земным приблизит его к нам. На Земле есть одно чувство, которое заметнее всего при наблюдении какого-нибудь существа, когда оно выхаживает другое. Вот гротескное, но подходящее сравнение: наседка, высиживающая яйцо. Для нее высиживание яйца — блаженство, непередаваемое чувство удовлетворения. Это можно перенести и на духовное и таким образом описать Девахан. В первом регионе, в континентальной области, где все физическое простирается перед человеком как на негативе, но подобно громадной картине, он должен создать свой новый телесный образ; он совершает это в беспрепятственной деятельности и чувствует при этом блаженство созидания.



Во второй области всеобщая жизнь, связанная в земной жизни с человеческими, животными и растительными формами и ограниченная в каждом существе, протекает подобно водам моря. Эту всеобщую жизнь видят протекающей не только внешне, но и с внутренней стороны. Внешним образом там видят жизнь в розово-фиолетовой окраске, протекающую от одной растительной формы к другой, от одной животной формы к другой, воспринимаемую в единстве всей жизни. В Девахане живет жизнь. Все формы духовной жизни — например, христианские общины, — видят там как протекающую совместно жизнь. Также основной тезис теософии — искание всеединой жизни — может там быть проведен по-настоящему: вся общая, единая жизнь видима протекающей там. В третьей области становятся видимыми, воплощенными отношения между двумя людьми здесь, на Земле. Когда два человека любят друг друга, их любовь видится там существом, плотью которого является сама любовь. Если описать все это, получится картина блаженства Девахана. Тот, кто это знает, не будет об этом много говорить, ибо духовное невозможно выразить словами.

Но не нужно думать, что в Девахане человек бездеятелен или занят только самим собой. У него там есть и иная работа. Поверхность Земли с течением времени изменяется вместе со всей фауной и флорой. Насколько иным было все, например, на севере Сибири в ту эпоху, когда там еще жил мамонт, которого теперь находят как бы заживо замороженным в ледяных полях. Так же и здесь, где некогда покрывали почву девственные леса, которые населяли дикие животные, где был тропический мир. Кто совершает это? Кто изменяет состояние Земли? Как относится это к душе и духу животных? Как относится это к душе растений? Когда мы рассматриваем физический план, мы справедливо говорим: "Человек имеет здесь свое тело "Я", свое место жизни; он является высшим созданием среди существ, здесь живущих". Совершенно иное происходит на астральном плане. Как только посвященный вступает на астральный план, он узнает целый ряд новых существ, которых нет здесь, на физическом.

С этой точки зрения неважно, идет ли речь о посвященном, или об умершем; просто посвященный может работать на астральном плане при жизни. Среди этих, новых для человека существ — групповые, коллективные души животных разных пород, которые на астральном плане сродни ему и находятся с ним в таких же отношениях, как на физическом — с другими людьми. Животные на физическом плане имеют только физическое, эфирное и астральное тела, тело "Я" они имеют не на физическом, а на астральном плане. Подобно тому, как общая душа движет вашими десятью пальцами, так все животные одной породы на астральном плане имеют общую душу. "Я" животных — львов, собак, муравьев и т. д. — живут там как отдельные существа. Это "Я" как бы носится в астральном пространстве и держит на нитях различных животных, как марионеток. И у растений тоже есть такие коллективные души, но они имеют свое "Я" в Девахане. У них "нити" простираются как бы еще выше. И все минералы из общей материи, такие как, например, золото, бриллианты, другие камни имеют одну общую коллективную душу в высшей части Девахана.



Так различаются существа в ряде ступеней. Когда человек умирает, то его "Я" находится на астральном плане вместе со всеми "Я" животных (без этого множественного числа невозможно обойтись и он может там выполнять ту же работу, что и эти "Я" животных. Эта работа заключается в том, что он постепенно изменяет мир животных. В низшем Девахане он находит все "Я" растений как своих товарищей. Здесь он может изменять растительный мир. Таким образом и сам он работает над преобразованием Земли. Таким образом, человек совершает великие изменения на Земле. Он сам работает над преобразованием поверхности Земли: столь изменившуюся арену для своей новой инкарнации человек создал для себя сам. Но эту работу он совершает под управлением и под руководством высших существ. Следовательно, совершенно верно, когда мы при взгляде на животный мир и растительный мир, который постоянно изменяется с течением времени, говорим: "Это создание умерших". Мертвые работают над преобразованием фауны и флоры и даже над преобразованием физических форм твердой Земли. Работа над Землей есть работа умерших. Также и в силах природы видим мы дело рук развоплощенных людей, и сколь могущественно эти природные силы преобразуют Землю!

Всякая работа, всякая деятельность возникла до начала исторического времени, когда не существовало еще ни пирамид, ни каких-либо орудий труда, когда все было еще таким, каким дали боги, или, как говорят материалисты, природные силы, и человек был помещен среди всего этого. Все, что окружает нас теперь, является результатом работы человека. Так, через людей все более преобразуется Земля. И то, чего человек не может совершить здесь, он совершает в период между смертью и новым рождением. Таким образом, наше развитие связано с изменением всей Земли. Построение и эволюция Земли являются работой человека на высших планах. И чем выше развивается сам человек, тем быстрее и совершеннее продвигается вперед преобразование физической Земли, фауны и флоры. Чем выше он развит, тем дольше продолжается его работа в высших частях Девахана. Дикарь принимает в ней мало участия. Во многих сказаниях и сказках эти факты выразил кажущийся детским, но в действительности инспирированный высшими силами человеческий дух.
Как же работают силы, чтобы привести человека к новой инкарнации? Приблизительно тысяча лет проходит между смертью и новой инкарнацией. В этот период душа созревает для того, чтобы вступить на путь нового рождения.

Для ясновидящего чрезвычайно интересно исследовать астральный мир. Он может, например, наблюдать движущиеся там и постепенно растворяющиеся астральные трупы. Астральный труп высоко развитого человека, который работал над своими низшими инстинктами, растворяется быстро; но медленно происходит растворение неразвитых людей, которые беспрепятственно предавались своим дурным склонностям и страстям. Поэтому может случиться, что старый, оставленный труп человека еще не растворился к моменту, когда первоначальный носитель этого астрального тела приходит к новому рождению, и последствием этого является тяжелая судьба. Может статься также, что человек вследствие особых обстоятельств быстро воплощается снова и находит свой старый астральный труп; тогда этот последний испытывает сильное притяжение к нему и входит в новое астральное тело. Сам человек создает себе новое астральное тело, с которым оказывается связанным старое. Оба эти астральные тела человек проносит с собой в течение жизни. Старое астральное тело проявляется в дурных снах или кошмарах и как второе "я" мучает и терзает его. Это есть неправомерный, ложный Страж Порога . Этот старый астральный труп легко выделяется из человека, потому что он не тесно связан с другими телами, и появляется тогда как двойник.

Кроме этих образов, ясновидящий видит совершенно особый — замечательный и интересный — род образований. Это колоколовидные формы, которые пролетают с невероятной быстротой и пересекают астральный план. Это еще не воплощенные, но стремящиеся к воплощению зародыши людей. Время и место совершенно безразлично для этих стремящихся к воплощению, ибо они могут двигаться необычайно легко. Они многообразно окрашены и окружены красочной атмосферой; в одном месте они красные, в другом — голубые, а в центре сверкает сияющий желтый луч. Итак, это только что перешедшие из Девахана на астральный план деваханические зародыши. Что здесь происходит? После предыдущего воплощения человек взял с собой в Девахан высшее астральное тело и плоды различных жизней в виде тела причинности, и теперь он собирает вокруг себя новую "астральную материю". Это происходит совершенно так же, как распределяются разбросанные частички железа под действием сил магнита.

Сообразно своим внутренним силам собирает вокруг себя человек астральную материю. При хорошей предшествующей жизни он собирает на астральном плане иной материал, нежели при дурной. Теперь это образование состоит из колоколообразной формации, то есть из прежнего тела причинности, из сил прежнего астрального тела и из нового астрального тела. Зародыш уже не должен находить старое астральное тело, но должен из недифференцированной астральной материи создать себе новое астральное тело. Таким образом, весь этот процесс зависит от самого человека. Окраска же и форма нового астрального тела зависят от сил прошедшей жизни. Это следует запомнить. Почему эти человеческие зародыши движутся с такой невероятной быстротой? Потому что должна быть найдена такая пара родителей, которая по характеру и семейным отношениям подходит этому зародышу. Быстрота способствует тому, чтобы такая пара родителей была найдена. Зародыш в этот момент может быть здесь, а в следующий момент — в Америке.
А далее человеческому зародышу требуется помощь. Высшие существа — Липики — приводят человека к соответствующей родительской паре, а Махараджасы формируют эфирное тело в соответствии с астральной формой и вкладом родителей во внешнее физическое тело. Во время акта оплодотворения — в страсти, которая при этом развивается со стороны родителей — ясновидящий может обнаружить также и астральную материю. Поэтому страстность ребенка определяется интенсивностью страсти родительской пары, развившейся во время акта оплодотворения. Если человек зачат, тогда притекает эфирная материя с Севера и Юга, Востока и Запада, из высей и из глубин.

Не всегда может быть найдена такая пара родителей, которая бы вполне подходила зародышу, найдена может быть только наиболее подходящая. И не всегда может быть построено такое физическое тело, которое оптимально подходило бы эфирному телу человеческого зародыша. Полной гармонии никогда не может быть. На этом основывается дисгармония в человеке — между душой и телом. Непосредственно перед воплощением наступает очень важное событие, параллельное точно такому же в момент смерти. Как непосредственно перед смертью выступают перед душой, подобно картине, идущие вспять воспоминания о прошедшей жизни, так же непосредственно перед новым воплощением наступает некоторый род предвидения предстоящей жизни. Всех частностей человек не видит, но в общих очертаниях перед ним встают все взаимосвязи жизни, и этот момент есть момент бесконечной важности. Бывает так, что люди, которые в прежних жизнях много страдали и пережили много тяжелого, при виде новых взаимосвязей и своей судьбы как бы испытывают шок и удерживают душу от полного воплощения, так что только часть души входит в тело. Последствием шока при таком предвидении является рождение идиота или эпилептика.

В момент воплощения, тотчас после оплодотворения, сияющая желтая нить в теле причинности затемняется и исчезает. Только у посвященного она остается во всех стадиях. Но не нужно представлять себе, что высшие тела с самого начала связаны вполне законченным образом с эмбрионом. Первым развертывает свою деятельность тело причинности, ибо оно работает уже в самом начале возникновения физического тела. Хотя в это время уже есть и эфирное тело, оно начинает свою работу только после семи недель воплощения, а астральное тело — только после семи месяцев. В продолжение первых недель над формированием человека трудятся эфирное и астральное тела матери. Воспитателю важно в первые годы жизни ребенка развивать эти его тела. С этим надо считаться в гораздо большей мере, чем это делается. Следует заметить тот период, когда эфирное и астральное тела ребенка начинают совместную работу. После рождения это развитие идет постепенно, затем неравномерно, скачкообразно. Особенно важным для воспитания является возраст от семи до четырнадцати лет. Завтра мы рассмотрим позицию теософии по отношению к воспитанию, которое составляет важную главу в развитии человечества.


См. также:
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 3-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 4-я лекция


Tags: Штайнер, теософия, эзотерика
Subscribe

promo philologist november 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments