Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

О внутреннем строительстве и коллективном разуме (фейсбучное)

Соцсети и, в частности в фейсбук, учат еще одному моменту: важна не столько правильность и точность высказывания, сколько его конкретное человеческое наполнение, непосредственная встроенность в реальную жизнь (пределы реальности, разумеется соответствуют масштабу каждого человека; на каком уровне развития он сам находится - таким образом он и будет рассуждать об этих пределах). Человек может говорить коряво, наивно, не вполне точно и т.д., но то, что он говорит, важно уже само по себе, поскольку воспринимается в контексте его жизни и его отношений с нами. И наоборот, кто-то говорит вроде бы формально точно и как бы по делу, но кто он нам и кто мы ему? Читаешь его "правильные мысли" - вроде бы не к чему придраться, а между тем тошнит от этой "правильности" (как говорится, "в нем было хорошо все, кроме него самого"). Если фраза умна без искренности и в ней нет подтверждения личным жизненным примером (необходимой сущностной глубины), то она ничего не стоит. Отсюда пренебрежительное отношение пожилых людей к детям и молодым людям - они как бы, по их мнению, еще не заслужили право на самостоятельное "умное высказывание" и независимое суждение, однако, никто не может лишить подростков права на проявление подлинной человечности и на участие в конкретных делах (а это, видимо, и есть самое важное в этом возрасте).

С этой точки зрения, чтобы иметь право "говорить", нужно иметь определенный жизненный опыт. Даже Христос вышел на проповедь в 30 лет, а не раньше. Почему? Потому что люди плохо воспринимают слова юности, видя очевидное - человек еще не сформировался вполне. Об этом же пишет Рудольф Штайнер: "В наше время слишком рано прибегают к критике, сейчас часто встречаются семнадцатилетние критики, поэтому человечество получает так много совершенно незрелых суждений! Чтобы судить самому, хорошо было бы достичь двадцатидвух - двадцатичетырехлетнего возраста. Иначе это абсолютно невозможно. Время от четырнадцати до двадцати четырех лет — период, когда человек лучше всего учится у мира, когда все, что его окружает, становится для него школой. Именно так вырастает он до совершенной жизненной зрелости". Понятно, что у каждого эта "зрелость" наступает индивидуально, и почувствовать этот момент можно лишь изнутри. У кого-то она, впрочем, так и не наступает и подменяется напыщенным видом или просто физическим старением (выглядеть "взросло"). В конечном счете, подлинная зрелость - это всего-навсего сознание своего непреходящего ученичества (то, что называют обычно "высшим образованием", на самом деле - не более чем начальная школа!)

Но если вернуться к тому, с чего я начал, то стоит добавить еще кое-что. Фейсбук хорошо демонстрирует единство человечества и то, как устроен наш коллективный разум. Неважно кто первым напишет или скажет то, что само просится быть высказанным (а мысль и слово - это вполне себе живые и самостоятельные субстанции). Важно, чтобы мысль проросла разными ростками, и понимание какого-то явления постепенно, шаг за шагом достигло некой полноты, с учетом основных граней и оттенков (на самом деле это процесс бесконечный, поскольку все находится в движении и развитии, но применительно к небольшому временному отрезку такое понимание вполне возможно).

Читая утром френдленту, я как раз подумал о том, что мне интересны любые высказывания - при условии, если в них видна настоящая заинтересованность, искренность, усилие понять или объяснить происходящее (случившееся). Видишь, конечно, и недостатки этих высказываний (стилистические и проч.), но нам вообще свойственно в основном подмечать чужие недостатки, и это также элемент собственного обучения - обучения не только в оттачивании фраз, но и в отношении к миру в целом, ведь "техника" изготовления вещи никогда не заменит умения входить с этой вещью в живой в контакт, способности представить себя в чужой шкуре. Через такой обмен "неправильными" мыслями и "глупыми" высказываниями мы только и можем строить себя, и без надлежащей среды это делать гораздо сложнее.

Tags: мысли
Subscribe
promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments