Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. У врат теософии. 7-я лекция

Штутгарт, 28 августа 1906 г.

Сведения о действиях закона Кармы в человеческой жизни могут быть только отрывочными, ибо здесь должны приводиться не спекуляции или выдуманные случаи, а, как положено в оккультизме, только явления и факты, покоящиеся на опыте. Таким образом, только опираясь на опыт и реально наблюдая человека в том или ином положении, можно утверждать, что то или иное явление имеет место. Только опираясь на опыт, можно говорить о кармических взаимосвязях. Каким образом вообще создается наша судьба? Почему различны условия существования и задатки людей при рождении? Если мы хотим понять эти кармические взаимосвязи, мы опять-таки должны принять во внимание состав человека, его четыре тела — физическое, эфирное и астральное тела, в которых покоится тело "Я", содержащее остальные, высшие части человека. Если мы хотим понять кармические связи, то должны различать, как причины и следствия связаны с этими различными телами.



Прежде всего рассмотрим физическое тело, поскольку оно имеет отношение к закону Кармы. Вся наша деятельность совершается в физическом мире: физическое тело должно находиться — не поймите это буквально — в одном и том же месте с человеком, чтобы иметь возможность причинить ему радость или боль. Вся деятельность человека зависит от движений физического тела и от всего, что вообще с ним связано. С поступками человека в этой физической жизни связана его судьба в жизни позднейшей. Внешняя судьба есть как бы та среда и те условия, в которых человек рождается. Тот, кто совершил дурные дела, подготавливает себе дурную среду, и наоборот. Это есть первый важный кармический закон: деяния предшествующей жизни определяют внешнюю судьбу. Теперь поговорим о втором основном законе. Взглянем на развитие какого-нибудь человека, который в течение жизни воспринимает очень много представлений, понятий, сведений, ощущений, приобретает познания; чрезвычайно многому научается. Благодаря этому в человеке совершаются великие изменения. Например, вы еще несколько лет тому назад совсем не были знакомы с теософией. Как много вы приобрели новых представлений, как изменилась вследствие этого ваша жизнь! Все это изменило ваше астральное тело, а астральное тело, будучи самым тонким и самым подвижным, изменяется быстрее всего.

Гораздо менее изменяется человек в темпераменте, характере и склонностях. Например, вспыльчивый ребенок изменяется очень медленно. Темперамент, характер и склонности часто сохраняются в течение всей жизни. Быстро в жизни происходит приобретение опыта и изменение представлений, медленно — изменение темперамента, характера и склонностей. Они очень упорны и хотя тоже несколько изменяются, но чрезвычайно медленно. Опыт, которому учит жизнь, можно сравнить с большой стрелкой часов, а темперамент и характер — с маленькой; это происходит вследствие того, что все психологические качества личности связаны с эфирным телом, а оно изменяется очень медленно, ибо состоит из гораздо менее податливой материи, нежели тело астральное. Медленнее же всего изменяется физическое тело. Оно есть нечто, так сказать, однажды данное и остающееся приблизительно с теми же заданными свойствами в течение всей жизни. Далее мы увидим, как посвящаемый может изменять и свое физическое тело, а также каким образом он может влиять на эфирное. Теперь же мы рассмотрим, как все это проявляется за пределами жизни.

Представления и понятия, которые в продолжение долгой жизни изменяют астральное тело, только в следующей жизни вызовут заметное изменение эфирного тела. Поэтому если человек хочет позаботиться о том, чтобы в следующей жизни родиться с добрыми склонностями, он должен в своей теперешней жизни стараться по возможности подготавливать это в своем астральном теле. Таким образом, если кто-нибудь старается делать много добрых дел, то он родится со склонностью к добрым поступкам. Это станет свойством эфирного тела. Например, если кто-нибудь хочет родиться с хорошей памятью, то он должен теперь делать возможно больше мнемонических упражнений, должен часто оглядываться на отдельные годы жизни и на жизнь в целом. Вследствие этого он образует в астральном теле нечто, что проявится в следующей жизни как зачаток хорошей памяти в эфирном теле. Человек, который в своей жизни только как бы отдыхал в мире, в своей следующей жизни родится с такими склонностями, что не сможет пристально вглядываться в отдельные вещи окружающего. Тот, кто жил интимно связанным с определенной средой, родится с особенным предрасположением ко всему, что образовало такую среду.

Теперь можно равным образом возвести и различные темпераменты к предшествующей жизни, ибо темпераменты суть склонности эфирного тела. Холерик обладает сильной волей, он мужествен, смел, жаждет деятельности и стремится совершить очень многое; так, например, Цезарь, Наполеон, Ганнибал, Александр были холериками. Этот темперамент проявляется уже в ребенке. Такой ребенок всегда желает играть руководящую роль среди своих товарищей. Меланхолик занят преимущественно самим собой. Вследствие этого он легко замыкается в себе, часто задумывается, в особенности над тем, как влияет на него среда. Он охотно уединяется, часто недоверчив. Это проявляется опять-таки уже в ребенке. Он неохотно показывает свои игрушки, боится, что у него что-нибудь отнимут, и хотел бы все запереть на ключ. Флегматик ни к чему не проявляет настоящего интереса. Он мечтателен, бездеятелен, ленив и ищет чувственного наслаждения. Сангвиник легко возбудим, всем интересуется, но не задерживается на чем-то одном и часто меняет свои привязанности.

Это четыре основные типа темперамента, присущие людям. Обыкновенно человек имеет в себе смешение всех четырех темпераментов. Но всегда можно более или менее точно определить основной. Эти четыре темперамента проявляются в эфирном теле, и, таким образом, существуют четыре различного рода эфирных тел. Они обладают различными движениями и течениями, и это выражается в определенной окраске астрального тела; она не зависит от астрального тела, а только проявляется в нем. Меланхолический темперамент кармически проявляется в основном в тех случаях, когда в предшествующей жизни человек был принужден жить в очень узком, замкнутом кругу и много был предоставлен самому себе. Он был занят собой и не проявлял интереса к другим. Тот, кто многому научился, стремился много видеть, с кем предшествующая жизнь обошлась сурово, в будущей будет холериком. Если человек прожил приятную жизнь без большой борьбы и трудностей или же если многое видел, мимо многого проходил, но лишь пассивно это наблюдая, то в следующей жизни такой человек будет флегматиком или сангвиником. Все, что происходит в астральном теле в этой жизни, в следующей жизни всегда кармически переходит на ближайшее по плотности тело — эфирное тело.

Эти примеры наглядно показывают, каким образом можно закладывать основы последующей жизни, и в оккультных школах, учитывая это, сознательно работают над человеком в этом смысле. Прежде это было распространено еще более, нежели теперь. Это зависит от циклических изменений развития. Приблизительно 5000 лет тому назад у оккультного учителя была совершенно иная задача. Тогда он должен был больше заботиться о группах людей. Люди не были тогда настолько обособлены, что каждый заботился только о себе. Тогда работали сознательно над тем, чтобы все категории и группы людей гармонически согласовывались в последующей жизни. Но люди становятся все самостоятельнее, так что оккультный учитель уже не может рассматривать человека как средство для достижения цели, но каждый отдельный человек сам по себе является целью, каждого отдельного он должен вести так далеко, насколько это для него возможно. В древнейших культурах — например, в Индии — все население было разделено на четыре касты, и целью работы оккультных учителей было подготовить людей к тому, чтобы в следующей жизни они поднялись до рождения в более высокой касте. Развитие людей было направлено на это систематически; заботиться о своей судьбе на тысячелетие вперед, и на тысячелетие вперед преобразовывать мировую картину — это давало оккультным руководителям великую власть.

Как же влияет человек через свое эфирное тело на следующую жизнь? Все, что создает человек в своем эфирном теле, развивается, хотя и очень медленно, и воспитатель заботится об этом, вырабатывая у ученика определенные качества. То, что в одной жизни складывается в эфирном теле, в следующей начинает жить в теле физическом. Все склонности и привычки теперешнего эфирного тела дают в следующей жизни предрасположение к здоровью или болезненности. Хорошие привычки, хорошие склонности дают предрасположение к здоровью, дурные склонности, дурные привычки проявляются как предрасположение к определенным болезням. Намерение, твердая воля отвыкать от дурной привычки уже действует на более глубоко лежащее тело и дает таким образом предрасположение к здоровью. В особенности легко можно наблюдать, как в физическом теле появляется склонность к инфекционным заболеванием. От склонностей предшествующей жизни зависит не то, заболел ли человек, но предрасположенность к болезни. Инфекционными болезнями болеют всегда, как ни странно, вследствие особенно развитых в предыдущей жизни эгоистических стремлений к приобретательству.

Если вы хотите быть информированы по вопросам здоровья и предрасположенности к болезням, то следует помнить, что она складывается из многих влияний. Болезни не обязательно бывают только частной Кармой; с точки зрения предрасположенности к определенным болезням, существует также народная Карма. Интересным примером своеобразных связей в духовной жизни является вторжение гуннов и монгольских племен, которые из Азии перекочевали на Запад. Эти монголы были потомками атлантов. В то время как индусы, германцы и другие народы продвигались вперед в своем развитии, монголы, их братья, на одной из ступеней отстали. Как животные отделились на пути своего развития от человека, точно так же отделяются от высших низшие народности и расы. Эти народности, монголы, были отставшими на одной из ступеней развития потомками атлантов, которые физически деградировали. В астральном теле таких деградировавших людей видна изобильная разложившаяся астральная материя. Монголы столкнулись с германцами и другими средневековыми народами и повергли их в страх и ужас. Но переживать страх и ужас — это свойство астрального тела; эти переживания способствуют отличному размножению такой астральной материи тления. Европейские астральные тела заразились ею, и эта инфекция в позднейших поколениях перешла на физическое тело. Но не индивидов, а целых народов. Это была проказа — ужасная болезнь, которая в средние века производила значительные опустошения. Эта болезнь физического тела была последствием влияния страха и ужаса на тело астральное.

На филологические изыскания невозможно опираться, ибо они совершенно не учитывают эти астральные влияния. Хотя уже в самих именах монголов можно найти указание на их происхождение от древнеатлантической расы: Аттила, вождь гуннов, именовался на нордическом языке Атли, то есть тот, кто произошел от атлантов. Таким образом болезни целых народов имеют свои основания. В древности еще знали об этом, и одна библейская истина, которая так часто ложно истолковывается, гласит: "Грехи отцов переходят на детей до третьего и четвертого колена" . Ибо под этим подразумевается не ряд последующих индивидуальных инкарнаций, но поколения — это своего рода народная Карма. Это изречение надо понимать буквально, как и вообще многие из библейских изречений надо понимать буквально. Вообще надо сначала научиться читать религиозные памятники. Существует четыре ступени их освоения. Наивный человек древности предстал бы вам принимающим все буквально. С ростом образованности эта наивность все убывала. Просвещенные либералы, независимые умы, толковали писания каждый на свой лад, так что выходило не столько толкование, сколько перетолковывание. Была еще одна ступень — символисты. Это те, которые все истолковывали символически — как древние мифы и саги, так и жизнь Иисуса Христа. Естественно, тут все зависело от личной сметливости толкователя, ибо образотворчество разнится по своей разумности. Но есть еще одна, четвертая ступень, и это тайноведение, которое опять-таки все понимает буквально, ибо благодаря своему духовному развитию оно прозревает глубинные взаимосвязи.

Из всего сказанного выше можно вывести очень важное практическое положение: когда благотворным образом заботятся о добрых наклонностях людей, то не только улучшают в ближайших поколениях нравственную жизнь, но также и здоровую жизнь целого народа, и наоборот. Тогда это становится народной Кармой. В наше время чрезвычайно распространена болезнь, которая сто лет назад почти не была известна. Не то чтобы она была неизвестна, она действительно не была распространена — это нервозность. Эта своеобразная болезнь является последствием материалистического мировоззрения XVIII столетия. Без появления материалистического способа мышления она никогда не могла бы возникнуть. Оккультный учитель знает, что если бы материализм продолжился еще несколько десятилетий, он оказал бы разрушительное действие на народное здоровье. Если бы материалистические привычки не были взяты под контроль, то впоследствии люди были бы не только необыкновенно нервными, но и дети рождались бы с подергиваниями и получали бы не только раздражение от окружающей среды, но и болезненные ощущения от всего окружающего.

Прежде всего с невероятной быстротой распространялись бы душевные болезни, и в последующие десятилетия наступили бы эпидемии безумия. Это и было опасностью, угрожавшей человечеству: эпидемические душевные болезни. Эта мировая картина будущего стала истинной причиной, по которой оккультные вожди человечества, учителя мудрости, пришли к необходимости влить в человечество нечто от духовной мудрости. Только такое спиритуальное мировоззрение может снова дать грядущим поколениям хорошие задатки здоровья. Таким образом, теософия является глубоким движением, вызванным потребностями человечества. Еще сто лет тому назад "нервным" назывался человек с нервами, крепкими, как канаты. Уже из полного изменения смысла этого слова можно увидеть, что в мир пришло нечто совершенно новое.

Как же влияет закон Кармы на физическую наследственность? Физическая наследственность играет большую роль: мы знаем, что в сыне встречаются некоторые качества отца и более далеких предков. Например, в семействе Баха в течение 250 лет было 28 выдающихся музыкантов. Бернулли был замечательным математиком, и восемь выдающихся математиков следовали друг за другом в его семье . Говорят, что все это наследственное. Но это верно только отчасти, ибо для того, чтобы стать выдающимся музыкантом, нужно не только обладать музыкальными задатками, но и иметь физически пригодное ухо. То, что является чисто физическим у всех членов музыкальной семьи — тонкие слуховые органы, — наследуется ребенком от родителей.

В семье, где много занимаются музыкой, у ее членов — хорошо развитые для музыки уши. И когда воплощается душа с сильно развитыми задатками к музыке, то понятно, что она рождается не в такой семье, где совершенно ею не занимаются, но от родителей, у которых развиты соответствующие физические органы. Это согласуется с законами Кармы.
То же может произойти и с моральной активностью. Если ее задаток не находит соответствующей для этого крови, то она заглохнет. Вы видите, насколько нужно быть осторожным в выборе своих родителей! Не ребенок похож на родителей, но он рождается там, где родители больше всего на него похожи.

Но могут спросить: "Не пострадает ли вследствие этого материнская любовь?" Это совершенно неверно. Именно благодаря тому, что уже до рождения существует глубочайшая симпатия, определенный ребенок приходит к избранной им матери; так что любовь в действительности была заложена еще до рождения, а после него только продолжается. Этот ребенок уже любил свою мать до рождения, поэтому нет ничего удивительного в том, что после него мать воздает ребенку за эту любовь. Таким образом, материнская любовь не только не отвергается, но впервые разъясняются ее истинные причины.


См. также:
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 3-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 6-я лекция


Tags: Штайнер, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “эзотерика” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment