Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. У врат теософии. 8-я лекция

Штутгарт, 29 августа 1906 г.

Продвигаясь в исследовании отдельных кармических вопросов, спросим себя: "Каковы воззрения оккультного учения на происхождение совести?" Для человека нашего культурного уровня совесть является как бы внутренним голосом, который указывает ему, что он должен делать и что — нет. Как возник этот внутренний голос? Нам интересно проследить, существовало ли вообще во все времена в историческом развитии человечества нечто подобное тому, что мы теперь называем совестью. Мы видим, что на очень ранних стадиях развития народов в языках не было еще даже слова для этого понятия. Впервые оно появилось в греческой литературе и сравнительно поздно. Исходя из этого можно заключить, что понятие о совести становится известным постепенно, и это действительно так: совесть образовывалась постепенно в процессе развития человечества и возникла в определенное время, довольно поздно. Впоследствии мы увидим, чем заменялась совесть у наших предков.



Каким образом развивалась совесть? Вот один пример: Дарвин в одном из своих путешествий повстречался с людоедом и попробовал объяснить ему, что нехорошо пожирать другого человека, но дикарь ответил: чтобы понять, хорошо или плохо есть человека, его нужно сначала съесть. Дикарь судил о добре и зле еще не с точки зрения моральных понятий, но исходя из своих вкусовых ощущений. Он был деградировавшим человеком того древнего состояния культуры, в котором и все мы были когда-то. Как пришел человек к различению добра и зла? Может быть, например, вследствие того, что его самого однажды чуть не съели. В тот миг он осознал, что его самого могла постичь та же участь, что и его жертву, если людоедство возвести в закон. Он познал, таким образом, на собственном опыте, что людоедство — это зло. Плод этого опыта оставался в нем в Кама-Лока и в Девахане. В следующих инкарнациях он принес с собой смутное чувство, что его поступок с чем-то не согласуется. В дальнейших инкарнациях это чувство стало определеннее. Он уже начал считаться с чувствами других; и таким образом мало-помалу создалась определенная сдержанность. После различных дальнейших инкарнаций это смутное чувство укрепилось, и возникла мысль: "Этого я делать не должен". Также у истоков культуры дикарь ел все без разбора, но, испытав боль в желудке, постепенно узнал на собственном опыте, что одно он может есть, а другое — нет. Так постепенно опыт укреплялся и становился голосом совести.

Значит, что такое совесть? — Результат опытов различных инкарнаций! В сущности, всякое знание вообще результат опытов. Всякое знание, как высшее, так и низшее, возникает путем испытания, опыта. Здесь следует упомянуть интересный факт: только со времени Аристотеля существует наука логика, учение о мышлении; из этого должно заключить, что правильное мышление тоже возникло в определенный момент, и это в действительности так. Мышление должно было сначала развиваться, и правильное мышление - логика - возникло тоже с течением времени из наблюдения над плачевными результатами ложного мышления. Истина есть нечто, обретенное людьми в течение многих инкарнаций; после долгих исканий человечество достигло сокровищницы знания. Из этого можно понять всю важность закона Кармы. Она нечто, что возникает из опыта как сохраняющаяся привычка или склонность. Такая склонность как совесть также покоится в эфирном теле. В то время как астральное тело неоднократно познает, что то или иное нехорошо, в эфирном теле определенная склонность образуется как устойчивое качество.

Интересная кармическая связь существует и между привычным, эгоистическим отношением и любвеобильной, дружной жизнью с другими людьми. На свете существуют законченные эгоисты по привычке (не только в отношении жажды приобретательства), и есть альтруистические, любвеобильные сострадательные натуры. И та, и другая особенность зависит от эфирного тела и в следующей инкарнации проявляется также и в теле физическом. Люди, которые привыкли в жизни действовать эгоистически, в следующей жизни рано стареют, их лица рано покрываются морщинами, и наоборот, длительная моложавость и свежесть покоятся на любвеобильной, полной самопожертвования предшествующей жизни. Таким образом, и свое физическое тело можно сознательно подготовить для следующей жизни. Памятуя сказанное вчера: теперь вы, наверное, мучаетесь вопросом: "Что же происходит с тем, что физическое тело вырабатывает само по себе? Его деяния будут его будущей судьбой. Но что создается из болезней, которые оно перенесло в этой жизни?"

Хотя ответ на этот вопрос и звучит странно, он не является ни спекуляцией, ни какой-либо теорией, а базируется на опыте оккультной науки и учит о миссии болезней. Фабр Д'Оливье , исследователь библейского Шестоднева, приводит прекрасный образ. Он сравнивает то, что вырабатывается как судьба человека, с одним процессом природы. Он говорит: "Драгоценная жемчужина возникает вследствие болезни, она есть болезнь жемчужной раковины, так что для того, чтобы произвести нечто драгоценное, жизнь должна быть повреждена". Так и болезни физического тела в одной жизни проявляются как физическая красота в жизни последующей. Так что собственное тело вследствие болезни, которую оно перенесло, достигает красоты и становится в следующей жизни прекрасным; или же за болезнью, которую оно перенесло вместе со своим окружением через инфекцию, оно вознаграждается красотой своего окружения. Таким образом, красота развивается кармически из страданий, боли, лишений и болезни. Это шокирует, но это происходит именно так. Так образуется даже чувство прекрасного. Без страданий, боли и болезни в мире не создается ничего прекрасного. Сходные с этим законы можно проследить во всем на протяжении истории человеческого развития. Это показывает, что вопросы о зле, болезни и боли трудно разрешимы без знания великих внутренних связей всего развития человечества.

Линия эволюции уходит в далекие, древние времена. Тогда Земля была совершенно иной, были совершенно иные условия. Высшие животные еще не существовали, было время, когда вообще не было никаких рыб, амфибии, птиц и млекопитающих. Были только существа, стоявшие ниже рыб. Человек тогда уже существовал, но совершенно в ином образе — его физическое тело было еще несовершенно, а духовное тело было более высоким. Он был еще в мягком, эфирном теле, и его душа сама работала над созданием своего физического тела извне. Тогда человек еще заключал в себе всех других существ. После этого он поднялся на более высокую ступень развития и выделил из себя форму рыб, которую носил в себе. Это были огромные, имеющие фантастический вид создания, не похожие на наших современных рыб. Человек развивался дальше и выделил из себя птиц. Затем из человека выделились рептилии и амфибии, чудовищные существа из породы ящериц, которые, в сущности, были только потомками ранее деградировавших, еще не подобных человеку существ. Затем, еще позже человек выделил млекопитающих, наконец отбросил обезьян и сам поднялся еще выше.

Человек с самого начала был человеком, а не обезьяной, и он выделил все царство животных из себя, чтобы самому сделаться совершенней. Это сравнимо с тем, как когда из смешанной с краской жидкости выделяют красящее вещество и оставляют чистую воду. Древние исследователи природы — Парацельс и Окен — прекрасно выразили это: "Когда человек смотрит на животный мир, он должен говорить себе: все это я носил в себе и выделил из своего существа". Таким образом, человек имел внутри себя то, что позже он находил вне себя. Так же и теперь человек несет в себе еще нечто, что впоследствии будет иметь вне себя; а именно — свою Карму, оба столпа — добро и зло. Как верно то, что человек выделил из себя царство животных, так же верно и то, что он выделит в мир добро и зло. Добро будет доброй от природы человеческой расой, Зло — отделившейся злой человеческой расой. Это же написано в Апокалипсисе, но не должно пониматься ложно. Нужно отличать развитие душ от развития рас. Конкретная душа может быть воплощена в упадочной расе; но если эта душа не сделает себя злой, она не будет принуждена снова воплощаться в деградировавшей расе — она воплотится тогда в расе развивающейся. К нисходящим расам со всех сторон притекает вполне достаточно душ для инкарнации.

Но то, что находится внутри, должно проявиться и вовне, и, исполнив свою Карму, человек поднимается все выше и выше. С этим связано нечто чрезвычайно интересное. Ввиду такого развития человечества уже несколько столетий тому назад были основаны тайные ордена, ставившие себе наивысшие из мыслимых задач. Одним из таких орденов является орден манихеев. Наука ничего не знает о нем достоверно, но полагают, будто манихеи проповедовали учение, согласно которому добро и зло, находящееся во взаимной борьбе, существуют от природы. Что это так определено от начала творения. Это затемненный до бессмыслицы проблеск истинной задачи этого ордена. Отдельные члены этого ордена воспитывались особенным образом для своей великой задачи. Этот орден знает, что будут существовать люди, в Карме которых не будет больше зла, и что будет существовать также злая от природы раса, в которой все злое будет присутствовать в более высокой степени, нежели у самых диких животных; ибо они будут делать зло сознательно, утонченно, с высоко развитым рассудком. Орден манихеев обучает своих членов уже теперь таким образом, чтобы они не только боролись со злом, но стали преобразователями зла в добро в позднейших поколениях.

Невероятная трудность этой задачи состоит в том, что в этих злых человеческих расах не будет (как это бывает у злого ребенка) наряду со злом существовать и доброе начало, допускающее возможность развития посредством примера и обучения. Радикально преображать этих совершенно злых от природы орден манихеев учит уже теперь. И после исполненной ими работы это зло будет переплавлено в совершенно особенное добро. Нравственным состоянием Земли станет состояние святости; сила превращения будет создавать состояние святости. Но это может быть достигнуто только в том случае, если сначала образовалось это зло. И из той же силы, которая должна быть обращена на преодоления зла, развивается сила для высочайшей святости. Поле должно быть удобрено отвратительным навозом, навоз должен прежде пропитать его как фермент. Так же и человечество нуждается в удобрении злом, чтобы достигнуть состояния высочайшей святости. Это есть миссия Зла. Человек становится сильным, когда он упражняет свои мускулы; точно так же и Добро, если ему суждено возвыситься до святости, прежде должно преодолеть противящееся ему Зло. Задача Зла состоит в том, чтобы вести человечество выше по пути развития.

Такие явления дают нам возможность прозрения в тайну жизни. Позднее, когда человек преодолеет зло, он сможет приняться за освобождение ниже стоящих существ, за счет которых он развился. Таков смысл развития. Есть еще более трудные для понимания вещи, например, домик улитки: раковина выделена из живой субстанции самого животного. То, что окружает улитку как домик, было первоначально в ней, это ее собственное тело в уплотненной форме. Теософия говорит: "Мы составляем единство со всем, что нас окружает". Это должно понимать таким образом, что некогда человек имел в себе все. Действительно, земная кора образовалась благодаря тому, что человек некогда выкристализовал ее. И как улитка свой домик, так человек имел в себе все другие существа и царства: минеральное, растительное, животное — и может всем сказать: "Во мне были их субстанции, я выкристаллизовал их составные части". Так смотрит он на находящееся вне его самого; и теперь это получает вполне осязаемый смысл, когда, видя это, он говорит: "Все это — я сам".

Еще более тонкой является вторая идея. Представьте себе то древнее состояние человечества, когда из человека еще ничего не было выделено. Человек тогда существовал и тоже имел представления, но они не были объективными, как результат впечатления от внешних вещей, а чисто субъективными: все исходило из самого человека. Сон есть остаток того времени, когда человек ткал весь мир как бы из самого себя. Затем он противопоставил мир самому себе. Мы сами создали вещи и видим наше собственное произведение, наше собственное уплотнившееся существо в других творениях. Кант говорит о чем-то таком, чего человек не может познать, — о "вещи в себе". Но такой не существует. Нет никаких границ познания, ибо во всем, что видит человек вокруг себя, он находит следы своего собственного существа.

Все это сказано для того, чтобы показать, что, исследуя только одну сторону вещей, нельзя прийти к их истинному пониманию. Надо уяснить себе, что все, предстающее перед нами в определенном состоянии, в прежние времена было совершенно другим, и только сравнивая настоящее с прошедшим, можно прийти к истинному пониманию. Точно так же, если ограничиться рассмотрением только чувственного мира, невозможно понять существование болезней или миссию зла. Все подобные взаимосвязи имеют глубокий смысл. Все это развитие через отторжение совершилось потому, что человек должен был стать сознающим себя существом; он должен был все это отторгнуть для того, чтобы быть в состоянии узреть самого себя. Так мы постигаем миссию болезни, миссию зла и миссию внешнего мира. Эти великие взаимосвязи вытекают из рассмотрения закона Кармы.

Теперь рассмотрим отдельные наиболее часто возникающие кармические вопросы. Какова кармическая причина того, что многие люди умирают молодыми или даже еще детьми? Духовная наука учит следующему: например, когда исследовалась предшествующая жизнь одного рано умершего ребенка, то обнаружилось, что в своей прежней жизни он имел хорошие задатки и хорошо их использовал, был вполне способным членом человеческого общества, но обладал несколько слабым зрением. Вследствие этих слабых глаз и недостаточной возможности зрения все его познания получили особый отпечаток — во всем недоставало лишь немногого, чтобы стать лучше. Этот человек всегда несколько отставал вследствие слабых глаз. Он мог бы создать нечто исключительное, если бы обладал хорошими органами зрения. Он умер и через короткое время снова воплотился со здоровыми глазами, но жил всего несколько недель. В результате его организм научился приобретать здоровые глаза, и человек через непродолжительную инкарнацию как бы произвел корректуру предшествующей жизни, получил то, чего ему еще не хватало. Горе родителей, конечно, кармически погашается, но они должны были быть орудиями этой корректуры.

Какая кармическая связь обусловливает рождение мертвых детей? Отдельные случаи оккультно изучены, но уверенно говорить об этом трудно. Хотя при рождении мертвого ребенка астральное тело уже связано с телом физическим, и два низших тела тоже в порядке, но астральное тело человеческого эмбриона отступает назад, так что человек приходит в мир мертвым. Почему же отступает астральное тело? Это происходит следующим образом: определенные члены высшей человеческой природы связаны с определенными физическими органами. Например, ни одно существо без клеток не может иметь эфирное тело. У камня нет эфирного тела, потому что у него нет сосудов или клеток для принятия эфирного тела, какие есть у растения. Так же астральное тело связано с нервной системой. У растения, в свою очередь, нет астрального тела, ибо оно не имеет нервной системы. Если бы у растения было астральное тело, оно физически не смогло бы более выглядеть как растение. Оно должно было бы быть наделено нервной системой, так же как камень должен бы был быть наделен клетками для того, чтобы иметь эфирное тело.

И для того, чтобы сформировалось тело "Я", внутри физического тела должна была существовать теплая красная кровь. Все животные, имеющие красную кровь, выделились в ту эпоху, когда подготовлялось состояние "Я". Отсюда мы заключаем, что физические органы должны быть в порядке для того, чтобы в них вселились высшие тела. Важно, чтобы физическое тело в своей форме было образовано путем чисто физической наследственности. Случается, что смешение соков происходит неправильно, хотя духовно и душевно родители вполне подходят друг другу. Тогда не может возникнуть вполне правильное физическое тело, и человеческий эмбрион получает физическое тело, в котором высшие тела не могут найти себе место для жизни. Эфирное тело связывается с телом физическим, затем ими должно овладеть тело астральное, но оно не находит никакого соответствующего инструмента, потому что нет настоящего организма в котором оно может обосноваться, и астральное тело вынуждено удалиться. Так физическое тело остается покинутым, и рождается мертвым. Таким образом, мертворождение обусловливается плохим физическим смешением соков, которое не может создать для духовно-душевного человеческого эмбриона соответствующего инструмента. Физическое тело здравствует лишь постольку, поскольку в нем могут обитать основные высшие части его существа. Видите, в какие приходится входить частности при изучении кармических взаимосвязей?

Как же сводятся кармические счеты? Если кто-нибудь причинил зло другой личности, это должно между ними кармически выровняться; но для этого обе эти личности должны воплотиться одновременно. Как это происходит? Что сводит людей вместе? Какие силы действуют при этом? Техника Кармы следующая: зло, которое я кому-то причинил, является фактом, оно вызвало страдание. Затем я умер и вступил в Кама-Лока. Сначала — непосредственно после смерти — я должен созерцать панораму воспоминания. Это не причиняет страдания. Затем я переживаю свою жизнь в обратном порядке. Когда я в Кама-Лока возвращаюсь к этому моменту, я должен сам пережить страдание, причиненное другому. Тогда к этому переживанию присоединяется эмоциональное содержание, оно отпечатывается, как штемпель, на моем астральном теле. Нечто от этого страдания как итог я беру с собой в Девахан, от него мне остается сила — результат пережитого мною в другом человеке. Я должен проникнуть в пережитое чужое страдание, а также в радость; это придает определенные силы астральному телу, так что в Девахан я уношу много сил.

Когда я снова возвращаюсь на Землю в новом воплощении, эти силы в целях кармического выравнивания притягивают меня к соответствующему человеку. Так приводятся друг к другу все люди, которые однажды пережили что-то совместно: во время Кама-Лока они вписали в себя эти силы. Само собой разумеется, что физически воплощенный человек может на уровне выравнивания кармы содержать в себе переживания Кама-Лока в связи со множеством лиц. Один известный в оккультной науке пример должен объяснить нам это: один человек был приговорен к смерти пятью судьями. Потому что этот человек в прежней жизни убил именно этих пятерых. И кармические силы соединили этих шестерых для кармического искупления. Но вследствие этого не возникает бесконечная кармическая цепь: другие, новые кармические отношения изменяют дальнейшее течение кармы. Духовные силы совершают свою таинственную работу, чтобы создать сложное человеческое существо.


См. также:
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 3-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 6-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 7-я лекция

Tags: Штайнер, совесть, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist ноябрь 15, 07:57 5
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments