Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898) - английский живописец

Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец

История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности.
"Шиповник. Спящая принцесса" 1870-1890
... Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт. Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

И вот тут-то из-за полога появилась юная фея и громко сказала:

– Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.


"Шиповник. Заколдованный лес" 1870-1890
В заколдованных лесах, средь бессмертных гор,

Где величием пугал замок Камелот.
Завладела светом тьма, город опустел-
Битва сил Добра и Зла на арене сфер.
....................

На арене сфер горит дьявольский огонь.
В круг магический вошли братья Камелот.
Двух мечей стальная власть, сила двух щитов.
Их призванье: укрощать неземных врагов.

И слетелось вороньё, закипала кровь.
Всюду пахло колдовством – шёл великий бой.
Захотели силы тьмы братьев разлучить
И сомненье в двух сердцах тайно поселить.

Но иллюзии обман воинов не берёт-
Проиграли силы зла братьям Камелот.
Через долгие века легенда оживёт
И создаст король Артур орден Камелот.


Эдуард Берн-Джонс "Битва Персея с драконом" 1878
Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает

его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь
самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его

победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.



"Афродита и Галатея" 1868-1878 
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион  своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.

Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.

Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.



"Мария Зэмбэко" 1870 



"Даная и медный замок" 1888 

Царю Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, поэтому заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пораженный красотой девушки, проник к ней в виде золотого дождя, который дал жизнь Персею.



"Вифлеемская звезда" 1887-1890 


"И явися нам звезда неизреченная, отлучена от всех звезд. Не бысть бо ни от седми планит, ни от когошник, ни от мечник, ни от стрелець, ни от власатых (перечисляются народные названия комет. - Ю. М.), но пресветла, яко солнце, и радостна".

Вообще в древности было широко распространено представление, что при рождении великого человека на небе загорается новая яркая звезда. Такое утверждали, например, про понтийского царя Митридата VI Евпатора, появившегося на свет в 132 году до н.э. У евреев мессианистские идеи настолько прочно связались с ожиданием новой звезды, что руководитель антиримского восстания в Иудее, объявивший себя мессией, стал зваться Бар-Кохба, что значит "сын звезды", первых христиан было принципиально важным верить (и уверять остальных), что их учитель - истинный Мессия, явившийся в этот мир в полном соответствии с предсказаниями пророков. Сам Иисус, по-видимому, ничего не рассказывал об обстоятельствах своего рождения. Его последователям приходилось домысливать их самостоятельно. Опорные моменты были заданы: рождение в Вифлееме, чудесная звезда, приход царей в Иерусалим...



"Благовещенье" 1876-1879 







"Зеркало Венеры" 1870-1876 



"Последний сон короля Артура" 1881-1898 



"Охотничьи угодья Купидона" 1885 



"Любовь среди руин"  1893 Галерея Тейт, Лондон 



"Зловещая голова Медузы Горгоны" 1885 



"Снаряжение Персея" 1885 Национальная галерея, Лондон 



"Прикованная Андромеда" 1885-1888 

В соответствии с мифом Андромеда, дочь царицы Кассиопеи, была прикована к скале на растерзание морскому чудовищу за грехи свой матери, но была спасена случайно пролетавшим мимо в крылатых сандалиях сыном Зевса героем Персеем.


Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы.  Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У.Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел. Умер Бёрн-Джонс в Лондоне 17 июня 1898 года.

Дневник Алевтины Князевой
www.liveinternet.ru/users/3370050/



Tags: Великобритания, искусство, прерафаэлиты
Subscribe
promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments