Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. У врат теософии. 14-я лекция

Штутгарт, 4 сентября 1906 г.

Не нужно думать, что розенкрейцерский путь противоречит двум другим. Он сложился примерно в XIV веке и должен был появиться именно в то время, ибо человечество нуждалось еще в иной форме обучения. В кругах посвященных предвидели, что придут такие люди, которые вследствие постепенно развивающегося знания начнут сомневаться в вере. Поэтому должна была возникнуть некая форма обучения для тех, кто впал в раскол между верой и знанием. В средние века величайшие ученые были одновременно и самыми верующими и набожными людьми. Но и долгое время спустя для передовых ученых не могло существовать никаких противоречий между верой и знанием. Говорят, что система Коперника разрушила веру; но ведь Коперник посвятил свою книгу Папе ! Этот раскол возникал постепенно, а проявился только в самые последние времена. Учителя мудрости предвидели его, и для тех, кто через научное познание отошел от веры, нашли новый путь.



Людям, которые занимаются наукой, чтобы стать посвященными, необходимо идти розенкрейцерским путем, поскольку именно он показывает, что высочайшее познание мира вполне может сочетаться с высочайшим знанием сверхчувственных духовных истин. Тот, кто из-за лжемудрости науки отпал от христианской веры, именно через розенкрейцерский метод может впервые верно приблизиться к ней. Он помогает правильно и с глубоким пониманием постичь истину Христа Иисуса. Истина едина, но достигать ее можно разными путями. Совершенно так же многие пути расходятся от подножия горы, но соединяются на ее вершине. Сущность розенкрейцерского обучения может быть обозначена словами: истинное самопознание. Будучи учеником-розенкрейцером, нужно различать не только теоретически, но и практически два рода самопознания:
1. низшее самопознание, которое ученик-розенкрейцер называет саморефлексией, посредством него нужно преодолеть низшую самость;
2. высшее самопознание, рожденное через самоотречение.

Что же такое низшее самопознание? Это есть познание нашей повседневной самости, того, чем мы уже являемся, что мы носим в себе. Это — углубление в свою собственную душевную жизнь. Но нужно уяснить себе, что через него нельзя прийти к высшей самости, ибо когда человек созерцает самого себя, он находит только то, чем является, но именно из этого он должен вырасти, чтобы освободиться от этой самости, от обычной жизни. Каким образом? Большинство людей убеждено в том, что качества их личности — самые лучшие, и тот, кто ими не обладает, им несимпатичен. Тот, кто не придерживается такого убеждения не только в теории, но и на деле, уже стоит на пути истинного самопознания. Преодоление такой саморефлексии возможно посредством особого метода, который всегда можно применить, если есть хотя бы пять минут свободного времени. Нужно исходить из того, что все качества односторонни, поэтому необходимо познать, в чем они односторонни, и постараться их гармонизировать. Это положение усваивается не в теории, но главным образом на практике. Кто прилежен, тот должен испытывать себя, не развивается ли его прилежание в ложном направлении. Непоседливость — также вещь односторонняя. Ее следует дополнить заботливой вдумчивостью. Каждое качество имеет противоположное, его нужно себе усвоить и стремиться их гармонизировать. Так, например, поспешность связать с медлительностью, непоседливость с вдумчивостью, надо стремиться стать осмотрительным, но не ленивым. Так начинается преодолевать себя самого. Это не относится к медитации, ее надо практиковать наряду с остальным.

Эта гармонизация состоит в особенном внимании к незначительным проявлениям личности. Например, тот, кто обычно не дает другим договаривать до конца и перебивает, должен внимательно наблюдать за собой, а затем в течение шести недель предписать себе молчать, слушая другого как можно дольше. Или приучить себя говорить не слишком громко или не слишком тихо. Такие вещи, которых человек обыкновенно не замечает, и являются целью этого интимного процесса самовоспитания внутреннего существа, и чем более человек присматривается к самым незначительным качествам, тем лучше. Если такая работа проводится не только по направлению моральных, интеллектуальных или эмоциональных качеств, а касается и отвыкания от каких-нибудь внешних привычек, то это особенно действенно. Дело не столько в том, чтобы, в обыкновенном смысле слова, исследовать то, что внутри, сколько в совершенствовании качеств, которые еще недостаточно развиты, чтобы иметь возможность восполнить существующее посредством противоположного качества. Самопознание — одна из самых трудных вещей для человека. И как раз те, кто думает, что превосходно себя знают, заблуждаются более всего. Они слишком много думают о своем собственном "я". Постоянная занятость собой, постоянное внимание к своему "я" должны изгоняться даже из манеры разговора. Прежде всего нужно отрешиться от идеи, что собственное мнение человека имеет большее значение, чем мнение других людей. Представим себе, например, что какой-нибудь очень умный человек является в среду людей, стоящих на более низкой ступени. В этом случае его ум не к месту, потому что он демонстрирует его только ради себя, об этом никто не спросит. В этом случае человек должен был бы действовать из духа других. Особенно грешат против этого правила агитаторы.

Постепенно к этому должно присоединиться и терпение, понимаемое в оккультном смысле. Оно тоже связано с самопознанием. Большинство людей, желающих чего-либо достигнуть, не умеют ждать. Они думают, что уже созрели для того, чтобы получить все. Терпение такого порядка воспитывается строгим самовоспитанием и тоже связано с самопознанием. Высшее самопознание достигается только тогда, когда мы начинаем понимать: в нашем повседневном "я" совершенно нет нашей высшей самости. Она находится вовне, во всем мире — в звездах, в Солнце, в Луне, в камне, в животном. Во всем присутствует то же самое существо, что и в нас самих. Если кто-нибудь говорит: "Я хочу развивать мою высшую самость, я хочу удалиться от мира, я не хочу ничего знать о материальном", такой человек не знает, что именно эта самость разлита повсюду и что его собственная высшая самость — только частица этой огромной внешней самости. Некоторые духовные целители делают эту ошибку, которая может стать роковой: они прививают больному представление о том, что не существует ничего материального и, таким образом, не существует никаких болезней. Это мнение основано на ложном самопознании и, как уже сказано, очень опасно. И в то время, как такие методы называют христианскими, по существу они антихристианские.

Христианство — такое учение, которое во всем видит откровение божественного. Мы имеем в материальном только иллюзию, если не рассматриваем его как выражение божественного . Отрекаясь от внешнего мира, человек отрекается и от божественного. Отрицая материю, через которую раскрывается Бог, мы по существу отрицаем Бога. Дело не в том, чтобы смотреть внутрь себя, а в стремлении познать то великое "Я", которое светит в нас самих. Низшее "я" говорит: "Я нахожусь здесь и замерзаю". Высшее "Я", наоборот, говорит: "Я само есть и холод, я едино с холодом и я само себя делаю холодным". Низшее "я" говорит: "Я здесь, я в тех глазах, которые видят Солнце". Высшее "Я" говорит: "Я нахожусь в Солнце, и солнечным лучом я смотрю в свои глаза".

Поистине, умение подняться над собой называется самоотречением. Поэтому розенкрейцерский метод направлен на то, чтобы удалить из человека низшую самость. В начале теософского движения его участники делали очень грубые ошибки, говоря: "Нужно отречься от всего внешнего и обратить внимание на самого себя". Это великое заблуждение. В этом случае находят только низшую самость, четвертый принцип — низшее "я", — которое воображает себя божественным, но не является таковым. Нужно выйти из самого себя, чтобы понять божественное. "Познай самого себя" значит: преодолей самого себя! Розенкрейцерское обучение касается следующих областей, в которых оно должно идти рука об руку с уже перечисленными шестью качествами :

1. Контроль мыслей.
2. Инициатива действия.
3. Невозмутимость.
4. Положительность, или непредвзятость.
5. Вера .
6. Внутреннее равновесие.

Сам метод обучения состоит в следующем:

1. Изучение предмета. Современный европеец без такого изучения не придет к познанию. Прежде всего он должен усвоить мудрость всего человечества, он должен научиться мыслить глобально. Он должен сказать себе: "Если об этом думали другие, то это должно быть свойственно человеку; я хочу попробовать, как можно с этим жить". К этому не нужно относиться как к догмату, нужно научиться познавать это через накопление знаний. Ученик должен изучить материю развития Солнца и планет, Земли и человека. Эти знания, подлежащие изучению, очищают дух. Посредством точных идей ученик достигает того, что сам начинает мыслить строго логически. Когда мы, например, изучаем очень трудную книгу, то важно не столько то, что мы постигаем ее содержание, сколько то, что мы переходим на рельсы идей автора, учимся мыслить вместе с ним. Поэтому не нужно считать никакую книгу для себя слишком трудной. В противном случае это будет значить, что мы слишком ленивы к мышлению. Лучшие книги — те, которые нужно перечитывать, к пониманию которых приходишь не сразу, которые надо изучать строка за строкой. При изучении меньшее значение имеет то, что изучается, и большее — как. Благодаря великим истинам таким, как, например, законы движения планет, мы создаем себе перспективы мысли. И это самое существенное. Если кто-нибудь говорит: "Я хочу слушать проповеди и не желаю знать никаких планетных систем", то, по существу, в этом кроется много эгоизма. Ибо только истинная мудрость создает моральную жизнь.

2. Имагинация или имагинативное познание. В чем оно состоит и как оно достигается? Надо рассматривать окружающий мир и следовать изречению Гёте: "Все преходящее — только подобие" . Гёте был розенкрейцером, и поэтому он может ввести нас в истинно душевную жизнь. Каждая вещь может в различных отношениях стать подобием. Представим себе, например, следующее: я прохожу мимо цветка безвременника. В своих формах и красках он является для меня символом печали. Одуванчик — символом беспомощности, красный цветок, храбро тянущий свои листья ввысь, может быть символом бодрости и т. д. Животное с пестрыми цветами может быть символом кокетства. Даже в самих названиях часто выражены символы, например: плакучая ива, незабудка и т. д. Чем больше мы будем, таким образом, вдумываться в то, что внешние вещи являются символами морального, тем легче мы достигнем имагинативного познания. И в людях часто встречаются такие подобия. Так, по походке человека можно судить о его темпераменте: посмотрите, например, на тяжелый медленный шаг меланхолика, на уверенный твердый шаг холерика, на легкий шаг сангвиника.

Усвоив это упражнение, можно перейти к упражнениям в настоящей имагинации. Например, держа перед собой обыкновенное растение, внимательно его рассмотреть, совершенно в него углубиться, проецируя в растение внутреннее своей души, как об этом сказано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?". Это ведет к имагинации. Благодаря этому достигается астральное зрение. И тогда, действительно, через некоторое время человек начинает видеть, как из растения исходит род пламени — астральное обозначение того, что растет. Или другой пример: положить перед собой семя и видеть затем в мыслях все растение, каким оно вырастет. Это — упражнения в имагинации, которым розенкрейцеры уделяют много внимания.

3. Изучение оккультного письма. Существует оккультное письмо, дающее человеку возможность глубоко проникать в явления мира. Я поясню вам на одном примере, что имеется в виду. С окончанием атлантической эпохи началась древне-индийская культура. Знаком такой стадии развития, когда одна культура прекращается и начинается новая, являются вихри. Подобные вихри встречаются в природе повсюду, например, в звездной туманности — в туманности Ориона, — где разрушается один мир и появляется другой. Когда зарождалась индийская культура, Солнце стояло в знаке Рака, при возникновении персидской — в знаке Близнецов, египетской — в знаке Тельца и греко-латинской — в знаке Овна. Астрономический знак Рака - он же стал знаком начала древнеиндийской культуры. Следующим примером является буква М. Каждая буква восходит к оккультным истокам. М есть знак мудрости. Он возник из изображения верхней губы и в то же время является символом морских волн ^^, поэтому мудрость символизируется водой. Эти знаки являются отзвуками чувственных вещей. Подобные явления изучаются при розенкрейцерском обучении.

4. Ритмизация жизни. Ученик должен перейти от хаотической жизни к ритмической. У детей перед взрослыми есть то преимущество, что они ходят в школу; взрослым подчас не хватает, к сожалению, учебного плана. Надо попробовать выделить для медитации определенные часы. Ритмизация дыхания совсем не играет такой большой роли, как в восточном методе, но и ее изучают. И розенкрейцер знает, что благодаря медитированию наступает улучшение воздушной атмосферы.

5. Соответствие микрокосма и макрокосма. Так называется связь между великим и малым миром, или между человеком и внешним миром. Человек возник постепенно, его отдельные тела образовались в течение эволюции. В настоящее время невозможно возникновение некоторых органов в существе, не имеющем, например, астрального тела; так что некоторые органы, которыми обладает человек, не могли возникнуть на Солнце даже в зачатке. Таким органом является, например, печень. У существа, имеющего только эфирное тело, каковым был человек на Солнце, не существует никакого зачатка печени. Хотя ее возникновение и невозможно без эфирного тела, но она создается только телом астральным. Точно так же никогда ни одно существо не может обладать теплой кровью, если бы она не возникла в то время, когда создавалось тело "Я".

Хотя высшие животные тоже имеют теплую кровь, но они отделились от человека в процессе формирования тела "Я". Каждый орган человеческого тела относится к одному из членов его состава. Таким образом, можно сказать, что печень соответствует астральному, кровь — "Я". Когда человек объективно направляет внимание на самого себя, как на некую вещь, например, концентрирует свое внимание на точке, лежащей у основания носа, и связывает с этим определенную формулу, данную оккультным учителем, это приводит его к тому, что соответствует этой точке и учит познавать его. Так человек, концентрирующийся на этой точке под определенным руководством, научается познавать природу "Я". Другое, гораздо более позднее упражнение направлено на то, что находится внутри глаза. Оно помогает познанию внутренней природы света и Солнца. Природа астрального познается благодаря тому, что посредством определенной словесной формулы человек концентрирует свое внимание на печени. И это соответствует правильному саморазвитию, когда, концентрируясь на отдельных органах, человек преодолевает собственные границы. Этот метод имеет особо важное значение в новое время, когда человек стал настолько материальным. Так через материальное приходят к первопричине материального — к творческим силам, создавшим данный орган.

6. Пребывание, или самопогружение в макрокосм. Это то же самое, что описано как Дхиана, то есть духовное созерцание. Совершается оно следующим образом: человек погружается в орган созерцания, например, во внутреннее глаза. После того, как он некоторое время концентрируется на этом и старается отвлечься от представления внешнего органа, он думает только о том, на что указывает глаз, — о свете. Благодаря этому он приходит к Создателю глаза и восходит в макрокосм. Тогда он чувствует, как тело становится все больше, таким же большим, как вся Земля; наконец, оно вырастает за ее пределы, и в нем уже содержатся все вещи. Человек живет внутри всех вещей.

7. Седьмая ступень соответствует восточному Самадхи. В розенкрейцерском обучении она называется Блаженство в Боге. Исчезают все представления, вплоть до последнего, удерживается лишь деятельность мышления. Благодаря этому человек погружается в божественно-духовный мир. Эти ступени розенкрейцерского пути являются внутренними ступенями и требуют более тонкого попечения о высшей жизни души. В нашу материалистическую эпоху широко распространенная поверхностность является сильным препятствием для необходимого углубления общей душевной жизни и должна быть преодолена. Этот метод применим для европейца. Правда, он требует известной душевной энергии, но он не труден. Освоить его может каждый, если серьезно этого желает. Тем не менее, и здесь следует помнить изречение Гёте: "Хотя это и легко, но и легкое трудно"

Мои дорогие друзья! Мы рассмотрели разные методы обучения, и теперь, в заключение этих лекций, я хотел бы дать вам заглянуть во взаимосвязь между человеком и всей Землей, чтобы вы увидели, как связан человек со всем происходящим с планетой. Я описал вам развитие человека с точки зрения того, как он может становиться все более возвышенным существом. Человечество же в целом только в ходе развития достигнет всего того, что отдельный индивид может достичь благодаря оккультному развитию. Что же происходит с Землей в процессе развития человека и человечества? Ведь для оккультиста Земля — нечто иное, чем для обычного геолога или естествоиспытателя, который усматривает в ней только огромный безжизненный шар, который изнутри выглядит примерно так же, как снаружи, с той только разницей, что материя внутри находится в текучем состоянии. При таком взгляде непонятно, каким образом этот безжизненный шар производит такое разнообразие живых существ.

Мы же знаем, что на нашей Земле происходят определенные явления, которые глубоко врезаются в судьбу многих существ, хотя современное естествознание рассматривает такую взаимосвязь с судьбой как чисто случайную. Так, к примеру, землетрясение или извержение вулкана врывается в судьбы сотен и тысяч людей. Влияет ли на эти явления человеческая воля или это чистейшая случайность? Существуют ли только законы неодушевленной природы с их слепой яростью или есть связь между этими событиями и волей человека? Что происходит с человеком, погибшим во время землетрясения? Какова точка зрения оккультиста на внутреннее строение Земли?
Тайноведение всех времен рассказывает о внутреннем строении Земли следующее: Земля состоит из ряда слоев, но не так строго отделенных друг от друга, как у луковицы, а мягко переходящих один в другой.

1. Самый верхний слой — минеральная масса — относится к внутренним как скорлупа ко всему яйцу. Этот верхний слой называется минеральной Землей.

2. Под нею находится нечто, что невозможно сравнить ни с какой земной субстанцией, оно называется текучей Землей. Но имеется в виду не жидкость, ибо наши жидкости тоже минерализированы; этот слой имеет особые свойства. Эта субстанция именно здесь начинает приобретать духовные свойства, состоящие в том, что если ее как субстанцию привести в соприкосновение с чем-нибудь живущим, это живое сразу же изгоняется и уничтожается. Оккультист может исследовать этот слой при помощи упражнений в концентрации внимания.

3. Воздушная Земля. Это субстанция, уничтожающая ощущения: например, соприкоснувшись со страданием, она превращает его в радость, и наоборот. Она гасит, так сказать, ощущения, наподобие того, как второй слой угашает жизнь.

4. Водная Земля, или Земля Форм. Этот слой состоит из сил, которые материально делают из всех вещей то, что духовно делается в Девахане. Там возникают негативные образы физических вещей. А в этом слое, например, будет уничтожен куб, но возникнет его негатив Форма, так сказать, превращается в свою противоположность, все качества переносятся в окружение. Само же пространство, которое занимает куб, пусто.

5. Плодоносная Земля. Эта субстанция преисполнена избыточной энергии роста. Каждая ее частичка немедленно разрастается дальше, как губка, постоянно увеличивается в размерах и сдерживается только вышележащими слоями. Она служит формам предыдущих слоев как стоящая за ними [субстанция] жизни.

6. Огненная Земля. Эта субстанция наделена ощущением и волей. Она ощущает боль, она станет кричать, если на нее наступить. Она, так сказать, целиком и полностью состоит из страстей.

7. Зеркальная Земля, земной рефлектор. Этот слой так назван потому, что, когда на нем концентрируются, он превращает все свойства Земли в их противоположность. Если не хотят созерцать вышележащие слои, а непосредственно всматриваются в дух этого слоя и, например, представляют себе что-то зеленое, то оно немедленно предстает как красное; каждый цвет является в своей дополнительной краске. Возникает некое полярное отражение — отражение наоборот. Печальное эта субстанция превращает в радостное.

8. Разрушитель. Если сконцентрироваться на этом слое с развитой оккультной силой, то предстанет нечто весьма примечательное. Цветок, например, предстает там бесчисленно размноженным, равно и все остальное. Но самое главное, что этот слой к тому же разрушает моральные качества. Те силы, которые он излучает на поверхность Земли, являются причиной вражды и дисгармонии на Земле. Чтобы преодолеть разрушительные силы этого слоя, люди должны гармонично сотрудничать. Эти силы были заложены в состав Земли для того, чтобы люди сами могли развить гармонию. Все злое субстанционально подготавливается и организуется здесь.
Неуживчивые люди так устроены, что этот слой оказывает на них особое влияние. Все писатели и поэты, владевшие оккультными знаниями, описывали его. Например, Данте описывает этот слой в своей "Божественной комедии" как Каинову расселину . Ссора двух братьев — Каина и Авеля — исходит отсюда. Этот слой принес в мир субстанцию зла.

9. Ядро Земли. Под влиянием этой субстанции в мире возникла черная магия. Из ядра Земли исходит сила духовного зла.

Из всего сказанного становится понятным, что человек связан со всеми этими слоями, ибо они, постоянно излучая свои силы, влияют на него. Люди постоянно ощущают на себе влияние этих слоев и должны постоянно его преодолевать. Когда в грядущем люди на Земле сами станут излучать жизнь, когда они станут выдыхать жизненное, тогда они преодолеют Огненную Землю. Когда они духовно преодолеют страдание через невозмутимость, тогда они преодолеют Воздушную Землю, и так далее. Когда восторжествует согласие, будет побежден Разрушитель. Когда победит белая магия, в мире не будет больше зла. Так что эволюция человека означает и преобразование внутренней структуры Земли. Вначале тело Земли было таковым, что препятствовало всему развивающемуся. В конце вся Земля будет одухотворена преобразующей силой человечества. Так существо человека сопряжено со всей планетой.

Может случаться так, что субстациональная страстность Огненной Земли начинает бунтовать. Возбужденная человеческими страстями, она проникает через Плодоносную Землю, прокладывает каналы в верхних слоях и вливается даже в Твердую Землю, колеблет ее и вызывает землетрясение. Если эти страсти проникают в огненный слой внутренней субстанции Земли, то пробуждается вулкан. Эти явления тесно связаны с поведением людей. Во времена лемурийской расы верхние слои были еще очень мягкими, и огненный слой располагался еще ближе к поверхности. Кроме того, существует родство между человеческими страстями и страстной субстанцией этого слоя. Так что когда человек очень зол, он укрепляет эту страстность. Это имело место в конце лемурийской эпохи. Тогда лемурийцы своими страстями привели в возмущение Огненную Землю и таким образом разрушили весь лемурийский континент. Ни в чем другом невозможно отыскать истинные причины этого крушения, как в том, что лемурийцы сами вызвали его из Земли. В наше время слои стали гуще и плотнее, но человеческие страсти все еще постоянно связаны со слоем страстей внутренней структуры Земли; накопление злых страстей и сил все еще вызывает землетрясения и извержения вулканов.

Как человек с его судьбой и волей связан с происходящим, мы можем увидеть на двух примерах, которые были оккультно исследованы. Было точно установлено, что люди, погибшие во время землетрясения, в следующей инкарнации становятся духовными, верующими людьми. Они уже были настолько развиты, что недоставало только этого удара, чтобы показать им непрочность всего земного. В Девахане это отзывается тем, что итогом для следующей жизни является постижение того, что материальное — это немощное, а дух — это победоносное. Не все это прозревают, но многие из погибших при землетрясении живут теперь как приверженцы спиритуальных, теософских движений. В другом примере были исследованы люди, чье рождение совпадает с землетрясением или извержением вулкана. При этом было установлено, что поразительным образом все они стали законченными материалистами. Но не землетрясение или извержение вулкана было тому причиной, а наличие множества материалистически настроенных душ, которые, созрев для рождения, своей астральной волей внедрялись в физический мир и расковывали силы огненного слоя, которые затем при их рождении сотрясали Землю.

Так связана воля людей с происходящим на Земле. Человек трансформирует вместе с собой арену своего пребывания. Одухотворяя себя, он одухотворяет Землю. Когда-нибудь, при следующем планетарном воплощении Земли, он получит ее облагороженную его собственной творческой силой. Каждый миг, когда мы мыслим и чувствуем, мы трудимся над великим зданием Земли. Вожди человечества прозревали такие взаимосвязи и старались направить силы человечества на развитие. Одним из последних таких движений является теософское движение. Оно должно, гармонизируя и выравнивая человека, проникать в глубочайшие глубины его души. Кто все еще ставит собственное мнение превыше Любви, а неуступчивость — превыше Миротворства, тот не до конца постиг теософскую идею. Для того, кто погружается в оккультное развитие, это естественно вытекает из природы вещей, иначе невозможно продвинуться дальше по этому пути. Такой человек вообще отрекается от собственного мнения и желает быть только орудием объективной истины, исходящей от духов и пронизывающей мир как великая истина, и чем больше сам человек устраняется и становится рупором великой истины, а свое субъективное мнение не принимает во внимание, тем сильнее он воплощает истинно теософский образ мыслей. Сегодня это необычайно трудно. Но теософское учение приносит умиротворение. Когда мы собираемся, чтобы жить в учении, оно тем самым устанавливает мир. Но когда мы привносим в него то, что там, снаружи, мы привносим разлад, а этого не должно быть.

Теософское мировоззрение должно перерасти в чувство — в то, что мне хотелось бы назвать духовной атмосферой, в которой живет теософия. Вы должны явить волю к постижению, и тогда теософия воспарит как дух единства над всем собранием, и тогда она воздействует на то, что вовне — на мир.


См. также:
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 1-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 2-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 3-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 5-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 6-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 7-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 8-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 9-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 10-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 11-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 12-я лекция
- Рудольф Штайнер. У врат теософии. 13-я лекция


Tags: Штайнер, розенкрейцеры, теософия, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “эзотерика” Tag

promo philologist november 15, 07:57 4
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства публикую фрагмент из книги: Ирина Зорина. Распеленать память. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020. — 560 с., ил. ISBN 978-5-89059-395-5 Купить книгу: https://limbakh.ru/index.php?id=8062 Аннотация: Книга Ирины Николаевны Зориной — из разряда подлинных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments