Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад

Мюнхен, 25 мая 1907 г.

В прошлый раз мы говорили о том, каким способом теософский метод, именуемый розенкройцерским, устанавливает свое отношение к человеку и ко всей культуре. Хотя всякое знание высших миров может быть добыто только ясновидцем, только высокоразвитыми духовными силами человека, в то же время этот метод стремится к тому, чтобы то, что появляется в рамках розенкройцерской теософии, могло быть понято с применением одной лишь простой логики. Эти познания находит развитое восприятие ясновидца, но для их постижения достаточно обычной человеческой логики. Однако не следует думать, будто то, что можно высказать в одном докладе, уже выдержит всякую предполагаемую критику. Это возможно только в том случае, если проверить все услышанное, учитывая все доступные логике основания. Еще об одном свойстве мы уже говорили в первом докладе, а именно о том, что розенкройцерский метод стремится к тому, чтобы вынести духовную науку в практическую жизнь. Поэтому здесь все вещи представлены так, чтобы они могли вжиться в реальную жизнь. Но и тут нужно иметь терпение: не все поначалу покажется пригодным к тому, чтобы его можно было поместить в практическую жизнь. Однако, если обозреть все в целом, станет видно, что все частности построены так, чтобы их можно было перевести в каждодневный обиход. Мудрость, применимая в жизни, - вот то, что может дать розенкройцерский метод исследования.



Сначала нам нужно будет рассмотреть человеческую природу. Мы познакомимся с отдельными частями, членами этой природы. Только если мы будем переходить должным образом со ступени на ступень и ничего не терять из виду, мы увидим, как все органически членится. Тогда мы сможем говорить о судьбе человеческой души после смерти и рассмотрим человека бодрствующего, спящего и мертвого опять-таки в смысле членения человеческой природы. Нам нужно будет исследовать, что совершает человек от своей смерти до нового рождения. Широко распространено воззрение, что человек после своей смерти бездействует. Это не так. Напротив, он должен творить и создавать, он должен совершать работу, имеющую космическое значение. Затем мы покажем, что называют реинкарнацией и кармой, будем говорить о судьбе в связи со становлением человека, о развитии человечества в далеком прошлом и о перспективе его развития в будущем.

Сегодня мне надлежит коротко охарактеризовать вам сущность человека. Когда мы говорим об этой сути, то должны сознавать, что для взора того, кто подходит к рассмотрению человека с развитыми органами духовного восприятия, человеческая природа выглядит гораздо сложнее, чем при обычном чувственном рассмотрении, проникнутом человеческим умом и способном охватить только часть человека. С точки зрения оккультизма неверно - и мы уже указывали на это - называть физическим телом то, что видишь перед собой. Физическое тело, находящееся перед нами, уже проникнуто эфирным и астральным телами. Это есть соединение трех тел, и физическое проявится в чистом виде только в том случае, если будут устранены два других. Это физическое тело есть принцип человеческого существа, который роднит его со всей окружающей человека физической природой, с минералами, растениями и животными.

Мы только тогда рассматриваем это физическое тело человека правильно, когда признаем, что оно простирается вокруг себя настолько, насколько распространяется родство человека с лежащим вокруг него минеральным миром. Вы должны уяснить себе, что это начало человеческого существа никак не может рассматриваться отдельно от остального космоса. Силы, которые действуют в физическом теле, действуют из космоса. Тот, кто вник в это, воспринимает физическое тело подобно тому, как воспринимается явление радуги. Для того, чтобы возникла радуга, нужно определенное сочетание условий распространения солнечного света, дождевых облаков и т. д. Не может не быть радуги, если облака и солнечный свет сочетаются определенным образом. Радуга - это, таким образом, некое следствие, феномен, собираемый извне. Физическое тело представляет собой чистый феномен такого же рода. Силы, которые соединяют и удерживают физическое тело, нужно искать во всем остальном мире, который окружает вас. Спрашивается, где же находятся в истинном виде те силы, которые заставляют наше тело являться таким, каким оно является? И тут нам приходится подняться в высшие миры, ибо в физическом мире мы можем увидеть только то, что есть феномен физического тела. Силы, составляющие этот феномен, находятся в очень высоком духовном мире. Поэтому мы должны будем еще коротко рассмотреть миры, существующие наряду с нашим физическим миром.

Когда оккультист говорит о высших мирах, то это миры, которые окружают нас каждое мгновение. Нужно только открыть им свои чувства, как око открывается для мира красок. Если открываются определенные душевные чувства - те, что ступенью выше физических чувств, - тогда окружающий нас мир проникается явлением некоего нового, астрального мира. Розенкройцерская теософия называет этот мир образным (имагина-тивным), причем, однако, образность есть нечто гораздо более реальное, нежели то, что обычно понимают под этим словом. Образы там приходят и уходят: как прилив и отлив. Цвет, обычно присущий предмету, находится в астральном мире в состоянии многообразного самоизменения. Мы еще познакомимся с этим ближе. В том движении [Речь идет не об организации, но об учении Штайнера. По свидетельству Э. Шюре, подчерпнувше-го свои сведения из личных бесед с основоположником антропософии, Штайнер был введен в розенкройцерскую школу своим оккультным учителем ("Beitrflge zur Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe". H. 42. Dornach 1973, S. 15). О последнем см.: Ф. Риттельмайер. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. Москва-Обнинск, 1991. С. 79 ел.; К. Линденберг. Рудольф Штейнер. Биография. М., 1995. С. 37. Некоторые исследователи предполагают, будто им был Христиан Розенкройц. Нельзя не отметить, что принадлежность Р. Штайнера к движению Розы и Креста носила чисто духовный характер (см.: GA 265, S. 67 ff., 95 f.). Даже когда в декабре 1911 г. он учреждал "Общество теософского искусства и художества", находящееся под эгидой Христиана Розенкройца (этот опыт не увенчался успехом), такое объединение требовало не физического, но чисто идеального членства лиц, его составляющих (GA 264, S. 421-435). ], которое примкнуло к розенкройцерам и популяризирует их метод, этот мир еще называется стихийным, так что эти три названия - образный, астральный и стихийный мир - в розенкройцерском смысле обозначают одно и то же.

Кроме того, когда откроются еще более высокие чувства, вы найдете и еще более высокий мир. Это мир гармонии сфер, который вторгается в мир образов и красок. Его называют миром Девахана, или иначе ментальным миром, или еще иначе миром рупадевахан. На языке розенкройцеров он зовется миром гармоний сфер, или миром вдохновения (инспирации), поскольку последнее внушается звуком, когда чувства уже открылись для этого. В том движении, которое примкнуло к розенкройцерству, его еще называют небесным миром. Таким образом, термины "рупа (т. е. низший)-девахан", мир Девахана, мир вдохновения и небесный мир обозначают опять-таки одно и то же. Наконец, есть еще более высокий мир, открывающийся еще более высоким чувствам. Розенкройцерство называет его миром истинной интуиции, причем под интуицией подразумевается нечто гораздо более высокое, чем то, что понимается под этим словом в тривиальном его употреблении, - это исхождение, проникновение внутрь существ, позволяющее познать этих существ изнутри. Этот мир интуиции именуется в движении, примкнувшем к розенкройцерству, миром ума. Он столь возвышен над обычным миром, что отбрасывает на людской мир лишь нечто вроде тени. Понятия разума - слабые тени того, что является реальностью в том мире.

Таким образом, если мы хотим понять истинное устройство мира, приходится добавить к нашему физическому миру еще три других. За теми силами, которые удерживают физический мир таким, каков он есть, мы должны искать силы, действующие в высшем, интуитивном мире. То, что находит физик в физическом мире, выглядит слабой тенью по сравнению с тем, что можно найти там как сущее. Если вы подниметесь в высший из миров, то встретите там живых существ взамен всякого понятия из этого мира - будь то глаз, кристалл и т. д. Здешние понятия являются тенями, отображениями существ того высшего из миров. Итак, наш физический мир состоит из сил, которые в истинном своем виде являются только в арупадевахане, как называют высший мир на теософском языке. Мы сможем представить себе это еще яснее, если спросим себя, какой смысл для нас в таком рассмотрении минерального царства. Человек сознает свое "я". Минерал мы считаем бессознательным. Но это так только в том случае, если мы остаемся на физическом уровне. Если подняться в высшие миры, минерал перестает быть таковым. Правда, в мире первоэлементов, или стихий, вы еще не найдете этих "я" минерального мира, ибо самосознание минерала находится в высшем из миров, которые мы сейчас перечислили. Подобно тому, как палец не имеет своего сознания, но вы должны пройти путь от пальца к своему "я", если хотите найти его сознание, так и минерал ведет к некоему "я" токами, которые уходят в тот высший из существующих миров.

Сознание ногтя на пальце дано в "я". Ноготь принадлежит к целостному человеческому организму и относится к последнему так же, как минерал - к высшему духовному миру. Таким образом, существует "я" всего организма, а ногти, подобно минералу, являются крайним выражением уплотнения этой жизни. У человеческого тела общее с минералами то, что физическому телу, поскольку оно остается чисто физическим, присуще сознание в высшем духовном мире. В той мере, в какой человек обладает только чисто физическим сознанием (сам того не ведая), в какой он обладает физическим телом, имеющим свое сознание в высшем мире, физическое тело этого человека управляется из высшего мира. То, что составляет это тело, вам неподвластно. Подобно тому, как, если вы шевелите кистью руки, то это действует ваше "я", и ваше физическое тело управляется из того высшего мира, то есть самосознание вашего физического тела управляет физическими процессами тела. И только посвященный, который возвышается до обретения интуиции, получает власть над своим телом, и по его нервам не проходят без его ведома никакие нервные потоки. Благодаря этому он становится сотоварищем тех существ, которые живут в том высшем мире и правят его физическим телом.

Второй принцип человеческой природы есть у человека наряду с миром растений и животных: это эфирное - или жизненное - тело. Оно предстает оккультному ясновидцу почти в той же форме, что и физическое тело. Это "тело сил". Если бы вы могли мысленно устранить физическое тело, то осталось бы эфирное тело как некое тело сил, то есть тело, пронизанное силовыми линиями, построившими тело физическое. Человеческое сердце никогда бы не возникло в той форме, в какой оно существует, если бы в эфирном теле, пронизывающем физическое, не было бы эфирного сердца. Это эфирное сердце содержит определенные силы и течения, а те являются строителями, архитекторами, скульпторами физического сердца. Представьте себе сосуд с водой. Если вы остудите воду, в ней появятся затвердения, лед. Этот лед является водой, только затвердевшей, а формы, которые имеют кусочки льда, присутствовали в качестве силовых линий в воде. Так и физическое сердце образовалось из эфирного, оно есть только затвердевшее, уплотненное эфирное сердце, и силовые течения в этом эфирном сердце придали физическому сердцу его форму.

Если вы могли бы мысленно устранить физическое тело, то увидели бы эфирное тело, причем оно было бы подобно физическому именно в верхних своих частях. Это сходство сохраняется только до середины тела, ибо эфирное тело обладает все же значительными отличиями от физического. Вы поймете это, если я скажу, что эфирное тело у мужчины женское, а женщины мужское. Без знания этого многое в практической жизни останется необъяснимым. В остальном же, эфирное тело является как фигура, состоящая из света, и со всех сторон выступает - но лишь немного - за пределы физического тела. Это эфирное тело человек имеет вместе с растениями.С эфирным телом человека дело обстоит подобно тому, как с физическим: силы, удерживающие эфирное тело в целости, мы находим в том мире, который называется миром вдохновения, небесным миром или же рупа-деваханом. Все те силы, которые скрепляют эфирное тело, лежат ступенью ниже тех, которые скрепляют физическое тело. Из этого вы должны заключить, что самосознание растений нужно искать в этом мире нижнего Девахана, вдохновения. Значит, в мире гармоний сфер, где находится самосознание растительного мира, находится также самосознание, пронизывающее человеческое эфирное тело и живущее в вас без вашего ведома.

Мы подходим к третьему началу человеческого существа, к астральному телу, или душевному телу, как его называют розенкройцеры. Этим астральным телом человек обладает только вместе с животными. Там, где есть ощущения - радость и горе, удовольствие и боль, страсти и аффекты, - астральное тело является носителем этих внутренних переживаний существа. Стремления и желания также, можно сказать, укоренены в астральном теле. Это астральное тело нужно характеризовать таким образом, что в нем есть то, что есть и в животном мире. В животном мире присутствует и соответствующее сознание. Астральное естество животного и человека удерживается в единстве силами, находящимися в астральном, образном или, как выражаются розенкройцеры, стихийном мире, так что силы, скрепляющие астральное тело и придающие ему форму, могут быть найдены в истинном своем виде в астральном мире. Поэтому и у животного есть свое самосознание в том мире. Подобно тому, как мы говорим об индивидуальной душе человека, мы можем говорить о групповой душе животных, которую можно найти в астральном мире. Разница только в том, что не каждое отдельное животное, живущее здесь, в физическом мире, но целый род животных - львы, тигры и т. д. - имеют общее "я", которое может быть найдено в качестве групповой души в астральном мире. Таким образом, часть животного, находящаяся в физическом мире, может быть понята только тогда, когда вы проследите, куда она приводит в астральном мире. Вы найдете своего рода тяжи, исходящие, к примеру, от льва, которые соединяются в астральном плане в общее групповое "я" живущих здесь, на земле, отдельных львов.

Подобно тому как человек имеет свое индивидуальное "я", так в каждом астральном теле живет нечто от группового "я". Это "животное я" живет в человеческом астральном теле, и человек только тогда освобождается от этого животного "я", когда становится астрально зрячим, становится сотоварищем астральных сущностей, когда групповые души животных встречаются ему в астральном плане так же, как здесь он встречает отдельных животных. Там обитают существа, которые могут низойти к нам только в раздробленном виде, как определенное число животных в физическом плане. Когда их жизнь здесь подходит к концу, они вновь соединяются с остальною частью этой сущности в астральном плане. Целая группа животных в астральном мире есть существо, с которым можно говорить так, как говорят здесь с отдельным индивидуумом. Они выглядят несколько иначе, но недаром во второй апокалипсической печати [Зал конгресса украшали семь символических картин, олицетворяющих содержание "Откровения святого Иоанна Богослова". Их репродукции изданы в GA 284/285.] они характеризуются тем, что им придан различный облик, а именно сказано, что они делятся на четыре класса - лев, орел, бык и человек (человек, еще не низошедший в физический план). Эти четыре апокалипсических "зверя" суть четыре класса групповых душ, которые стоят в астральном мире ближе всего к индивидуальной душе человека.

Теперь обратимся к тому, что дано человеку уже не сообща с окружающим его миром, к той сущности, которая находит свое выражение в человеческом "я". Благодаря этому четвертому началу своего существа человек предстает венцом физического земного творения. Лишь здесь, в этом принципе, его природе дано то, что обладает сознанием в физическом плане. Подобно тому как минеральное сознание находится в арупадевахане, сознание растений - в рупадевахане, а сознание животных - в астральном плане, так самосознание человека, являющееся четвертым членом его существа, находится в физическом мире. Только здесь, в личном "я", человек обретает нечто, чего не достигает никакое другое-существо, куда не может подступить никакое другое самосознание. Итак, мы познакомились с четырехсоставным человеком: он есть человек физический, эфирный, астральный и "я". Но дело в том, что все это еще не охватывает полностью всей человеческой природы. Эти четыре начала были у человека еще во время первого воплощения его здесь, на земле, а прохождение через различные воплощения означает развитие человека, его подъем. Этот подъем состоит в том, что человек, исходя из своего "я", воздействует на три вышеназванных начала и перерабатывает их.

Если посмотреть на человека самого далекого прошлого в его первом воплощении на земле, то станет ясно, что он следовал всем своим страстям и желаниям. Он обладал всеми четырьмя началами, в том числе и своим "я", но вел себя подобно животному. Если сравнить такого человека с возвышенным идеалистом, то различие состоит в том, что дикарь еще не работал, исходя из своего "я" над своим астральным телом. Следующий шаг прогресса человеческой эволюции состоит в том, что человек начинает работать над своим астральным телом. Работа эта выражается в том, что этот человек обретает изнутри себя власть над некоторыми исконными свойствами астрального тела. Рядовой европеец говорит себе: некоторым своим влечениям следовать можно, другим - нельзя. И вот то, над чем человек обрел самовластие в своем астральном теле, мы называем "самодух" - это то же самое, чему дано имя "манас". Этот манас есть продукт преобразования астрального тела человеческим "я". Материально это все то же астральное тело, только в нем по-иному упорядочено то, что и раньше было там, но теперь стало самодухом.

Развиваясь дальше, человек обретает способность работать, исходя из своего "я", не только над своим астральным телом, но и над эфирным. Разберемся, в чем состоит отличие между работой над астральным и над эфирным телом. Если вспомнить, каковы были ваши познания в восемь лет, и сравнить это с тем, что вы узнали с тех пор, то получается очень большая сумма знаний. Эта полученная сумма знаний и представлений заставляет человека не следовать слепо своим чувствам и страстям. Но если, например, вспомнить, что ребенком вы были весьма вспыльчивы, и подумать, насколько вам удалось впоследствии преодолеть эту вспыльчивость, то придется признать, что она еще подчас дает о себе знать. Слабо удается сделать так, чтобы плохая память стала лучше, чтобы изменились характерные для человека склонности, чтобы он стал совестливее... Я обычно сравниваю изменения, происходящие в темпераменте человека и т. п., с тем, как медленно движется часовая стрелка. Именно в этом состоит сущность посвящения ученика. Обучение следует рассматривать только как подготовку. Гораздо существеннее и больше значит для посвящения преобразование своего темперамента. Если слабую память удалось сделать сильной, если вспыльчивость стала кротостью, если меланхолический темперамент обратился в уравновешенный, то человеку удалось куда больше, чем если бы он приобрел сколь угодно много знаний. В этом исток внутренних оккультных сил. Это означает, что "я" работает не только над астральным телом, но и над эфирным.

Правда, когда склонности человека проявляются внешне, их нужно искать и в астральном теле, но если хочешь их изменить, нужно обязательно искать их в эфирном, и изменение может происходить только путем переработки эфирного тела. От того, какая часть эфирного тела была преобразована, зависит то, сколько в человеке т. н. "жизнедуха", называемого так в противоположность жизненному, то есть эфирному телу. В теософской литературе этому было дано имя "буддхи". Субстанция буддхи есть не что иное, как часть эфирного тела, преобразованная человеческим "я". Если же "я" стало настолько сильным, что может изменять не только эфирное тело, но и физическое, самое плотное в человеческой природе - то, которое создано таким, что его силы простираются в высший из миров, - тогда мы говорим: человек образует в себе высший принцип своей нынешней природы, именуемый "атма", или настоящего духовного человека. Силы, преобразующие физическое тело, нужно искать в высшем из миров. Такое преобразование начинается с преобразования дыхательного процесса, ибо атма значит "дыхание". Благодаря этому изменяются свойства крови, влияющие на физическое тело, и тогда осуществляется та работа, которая сказывается в высшем из миров.

Нужно различать две формы преобразования, а если хотят выразиться точно, говорят о неосознанном и сознательном преобразовании. В самом деле, всякий европеец бессознательно преобразует низшие начала своей природы, исходя из своего "я". Осознанно он преобразует их в своем теперешнем цикле развития только в отношении манаса, и он должен стать посвященным, чтобы учиться осознанно преобразовывать свое эфирное тело. Итак, мы имеем три изначальных принципа человеческой природы, которыми обладает любой человек, в т. ч. и самый примитивный, находящийся на первой ступени развития, - а в них находится человеческое "я". Теперь начинается преобразование. Долгое время оно шло неосознанно, теперь человечество начинает сознательно изменять астральное тело. Посвященные преобразуют теперь осознанно эфирное тело, а в будущем все люди будут сознательно преобразовывать эфирное и физическое тела.

Таким образом, есть три первичных члена человеческой природы: физическое тело, эфирное тело и астральное тело, а затем - четвертый принцип - "я". "Я" влияет преобразующе. Оно сначала преобразует эти три принципа - и для современного человека это уже в прошлом: неосознанно возникли благодаря нашему "я" зачатки ощущающей души, разумеющей души и самосознающей души. Три души различает розенкройцерская теософия. Только в самосознающей душе появляется осознанность преобразования - тут "я" начинает сознательно работать над преобразованием. Сначала в астральном теле развивается самодух. В элементе эфирного тела развивается - как соответствие телу жизни - жизнедух. Затем в физическом теле развивается собственно духочеловек, атма. Таким образом, в общей сложности мы имеем девять начал человеческой природы.
Для внешнего взгляда два слагаемых человеческой природы - ощущающая душа и душевное тело - соединены подобно тому, как меч находится в ножнах. Ощущающая душа находится в душевном теле, так что два эти принципа предстают как один. В таком же единстве предстают самодух и самосознающая душа, поэтому девять начал сводятся к семи. Эти семь начал следующие:

1. Физическое тело.
2. Эфирное тело, или жизненное тело.
3. Астральное тело, в котором находится ощущающая душа.
Затем:
4. "Я".
И высшие начала:
5. Самодух, или манас с самосознающей душой.
6. Жизнедух, или буддхи.
И наивысшее:
7. Духочеловек, или атма.

Таково внутреннее строение человеческой природы, которая на самом деле состоит из девяти членов, четыре из которых сводятся к двум.
Поэтому розенкройцерский метод различает трижды три - девять членов, которые путем соединения как бы сводятся к семи. Но в семи мы должны видеть девять, иначе останемся только на уровне теоретического понимания.

9. Духочеловек.
8. Жизнедух.
7. Самодух.
6. Самосознающая душа.
5. Разумеющая душа.
4. Ощущающая душа.
3. Астральное тело.
2. Жизненное (эфирное) тело.
1. Физическое тело.

"Я" вспыхивает в душе, а затем начинается работа над телами.
Но перейти от теории к жизни можно только в том случае, если всерьез рассмотреть природу вещей. То, что было сказано сегодня, поможет нам завтра, когда мы перейдем к рассмотрению человека - спящего, бодрствующего и мертвого.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад

Tags: Штайнер, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “розенкрейцеры” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment