Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад

Мюнхен, 28 мая 1907 г.

В позавчерашнем докладе мы описали ту область и те миры, через которые должен пройти человек после своей смерти, после того, как в камалоке - или, как говорят в розенкройцерской теософии, в стихийном мире - сбрасывается все то, что еще связывает человека с физическим орудием земного мира. Далее мы описали так называемый рупадевахан, или область, которая зовется небесным или вдохновляющим миром. Мы видели, что эта область, эта страна духов является такой же четырехсоставной, как и наш мир. Здесь есть континентальная область, которая прорезана чем-то вроде океанической или речной области, но лучше будет сравнить ее с кровообращением в человеческом организме. Мы видели, что и в девахане в некоей воздушной оболочке - аналоге атмосферы нашей Земли - присутствуют все те радости, страдания, печали и беды, которые наполняют души живущих на земле существ, причем все это гораздо пространнее, ведь мир этот населен существами, которые здесь не воплощены в физические тела. Наконец, мы видели, что в четвертой области находится в виде образца все новое и оригинальное от самой мелкой идеи до высочайших творений, что создают изобретатель и художник. Там - те стимулы, которые заставляют земной мир двигаться вперед. Помимо этих составных частей духовного мира, мы находим, однако, еще и то, что связывает нашу Землю с еще более высокими мирами.



До сих пор мы рассматривали только то, что имеет отношение к нашему земному развитию, но еще не раскрывали того, что выходит за его пределы. Тот, кто получает посвящение, узнает, чем была раньше наша Земля и чем она будет, а также то, что связывает ее с другими мирами за пределами нашей системы. Прежде всего, в Девахане, этом так называемом мире ума, важно то, что мы привыкли называть "летопись в акаше". Эта летопись создается не в Девахане, а в еще более высокой области, но можно, поднявшись к Девахану, начинать созерцать то, что называют этим именем. Что же такое "летопись в акаше"? Мы лучше всего сможем понять это, если уясним себе, что все происходящее на нашей Земле и вообще в мире запечатлевается на неких тонких эссенциях, и эти непреходящие отпечатки становятся доступны людям, прошедшим посвящение. Это не обыкновенная хроника, ее можно назвать живой летописью. Предположим, человек жил в I в. по Рождестве Христовом. То, что он тогда думал, чувствовал, хотел, то, что перешло в его дела, не умерло, но сохранено этой тонкой эссенцией. Ясновидящий может это "увидеть". Не так, как если бы это было записано в исторической книге, но так, как это происходило. В этих духовных картинах можно видеть то, что человек делал, как он передвигался, как он, к примеру, путешествовал.

Можно видеть также и волевые импульсы, чувства, мысли. Но мы не должны представлять себе дело таким образом, что эти картины выглядят подобно отпечаткам физических личностей, - это неверно. Простое сравнение: если пошевелить рукой, то воля человека будет находиться во всех мельчайших частях руки, и эта волевая сила, которая скрывается здесь, становится видна. И то, что сейчас духовно действует в нас, заполнив физическую форму, там становится видно духовно. Возьмем для примера Цезаря. Мы можем проследить за всем, что он совершал. Но нужно понять, что мы можем видеть в этой "летописи мира" преимущественно мысли Цезаря. Если он вознамеривался что-то сделать, то мы увидим целую цепь волевых решений вплоть до той точки, когда поступок излился в жизнь. Нелегко проследить в летописи мира конкретное событие, нужно обращаться к помощи внешних фактов, известных из обыкновенных источников. Если ясновидящий хочет узнать нечто о Цезаре и представит себе как точку опоры некую историческую дату, он легко достигнет успеха. Исторические даты часто ненадежны, но в то же время они могут оказывать помощь. Если ясновидящий обращает взор назад, к Цезарю, он видит словно сам дух Цезаря, реально действующий, стоящий рядом и говорящий с ним. Но если человек, способный видеть нечто, недостаточно хорошо понимает эти высшие миры, то при обращении к прошлому с этим человеком может случиться всякое.

Хотя летопись в акаше находится в Девахане, она простирается и вниз, в астральный мир, так что в нем часто можно встретить картины из этой хроники, подобно тому, как видят мираж в пустыне. Но они часто бывают бессвязны и ненадежны, и это важно помнить, когда начинаешь исследовать прошлое. Опасность связанных с этим ошибок можно пояснить на одном примере. Если летопись в акаше поведет нас при исследовании развития Земли к тем временам, когда существовала Атлантида, когда ее еще не смыл великий потоп, то мы сможем проследить события, происходившие в этой древней Атлантиде. Но эти события повторились еще раз иначе. Задолго до христианской эры в Северной Германии, то есть в Центральной Европе, к востоку от Атлантиды повторялись атлантические события. Это было, когда сюда еще не пришло христианство, и только христианские влияния, придя сюда с юга, содействовали обретению самостоятельности жившего здесь народа. Вот пример того, как легко можно впасть в ошибку. Тот, кто следит за астральными картинами летописи в акаше, а не за картинами, которые находятся в Девахане, может не отличить повторения древних атлантических событий от самих этих событий.

Это относится к тем данным, которые приводит об Атлантиде Скотт-Эллиот: они вполне верны, если проверять их астральными картинами, но неверны, если сравнить их с реальной летописью в акаше, находящейся в Девахане. Об этом необходимо было сказать. В тот момент, когда понимаешь, где источник заблуждений, становится легко оценивать эти факты по достоинству. Другим источником заблуждений может быть обращение к данным медиумов. Люди, обладающие надлежащими медиумическими способностями, могут видеть летопись в акаше, но чаще видят только ее астральные отражения. И вот в этой летописи есть нечто необычное. Если мы обращаемся к какому-то человеку, он ведет себя как живое существо. Если мы обращаемся к Гете, он отвечает не только словами, которые говорил при жизни но может давать ответы в духе Гете. Может даже случиться, что он будет читать стихи в своем духе и стиле - стихи, которых он никогда не писал. Картина акаши настолько полна жизни, что продолжает действовать в духе данного человека.

Поэтому ее можно спутать с самим человеком. Медиумы думают, что имеют дело с покойником, продолжающим жить в духе, а на самом деле это только его астральный образ из летописи в акаше. Дух Цезаря мог уже вновь воплотиться на земле, но его образ из летописи в акаше может отвечать на сеансах. Это не индивидуальность Цезаря, а только нетленный отпечаток, который оставил образ Цезаря в летописи мира. На этом основано заблуждение, имеющее место во время многочисленных спиритических сеансов. Мы должны различать то, что остается от человека в его образе в акаше, и то, что продолжает свое развитие как индивидуальность. Это очень, очень важные вещи. Когда человек покидает камалоку, он отвыкает от всех тех отправлений, для которых ему нужно физическое орудие. Он вступает в ту область, которая только что была описана. Для него теперь начинается очень важное время. Мы должны уяснить себе, что происходит тогда с человеком. Все, что думал человек на протяжении своей земной жизни, все его чувства и страсти - все, что он пережил здесь, в Девахане выступает ему навстречу в образе вещей. Сначала человек видит свое собственное физическое тело в его прообразе.

Подобно тому, как мы ходим на земле по скалам, горам и камням, так же там человек идет по тем образам, которые есть здесь, в физическом мире, а значит, и по своему собственному физическому телу. Можно даже сказать, что после смерти определенным знаком служит человеку то, что его тело находится вне его самого. Это позволяет ему понять, что он поднялся из камалоки в Девахан. Здесь он говорит своему телу: "Это - я!" Там он видит свое тело и говорит: "Это - ты!" Философия веданты требует от учеников медитативного углубления в слова "ты еси То!", чтобы эти упражнения научили их сказать своему телу: "Это - ты!" Кроме того, вокруг себя в Девахане человек видит все, что было пережито им на земле. Если человек питает здесь дурные чувства - нелюбовь, жажду мести и т. д. - по отношению к другим людям, то эти дурные чувства выступают там словно туча, находящаяся вне его самого, и это - урок для человека. Он может научиться понимать, какое значение имеют они в мире и какое воздействие оказывают.

Мы должны понять, что в это время происходит с человеком. Рассмотрим физического человека здесь на земле. Отчего образовались его органы, к примеру, его глаза? Было время, когда глаза еще не существовало, он был образован светом. Свет создал глаза из физической организации. Свет - причина глаза. Так вещи, окружающие нас, создают органы физического мира. На земле они создают органы в физических телах и материях; в Девахане вещи, окружающие нас, работают над нашим душевным существом, так что все добрые и дурные чувства, которые усваивает себе человек здесь, там окружают этого человека, работают над его душой и создают таким образом душевные органы. Если человек был здесь добрым, в воздухе Девахана будут жить добрые качества. Они трудятся духовно, они создают органы. Эти органы становятся зодчими нового строения физического тела при новом рождении. Так то, что находится внутри человека, подготавливает новое рождение, ибо в Девахане этот внутренний мир станет внешним. Он готовит силы, которые вновь построят человеческое тело.

Но не нужно думать, что в Девахане человек ничего не должен делать, кроме как только заботиться о себе самом - кроме этого, ему приходится там трудиться над другими очень важными вещами. Мы сможем понять это, если рассмотрим развитие нашей Земли за небольшой промежуток времени. Обратим наш взор на пару тысяч лет назад! Если мы рассмотрим те местности, которые видим сейчас, то насколько же иначе они выглядели тогда! Иные растения, иные животные, даже климат был иной. Земная поверхность постоянно изменяется в том, что касается вещей, производимых природой. К примеру, в современной Греции не может вырасти то, что росло на земле древней Греции. И именно благодаря тому происходит развитие Земли, что облик Земли постоянно изменяется. Когда человек умирает, должно пройти очень долгое время, прежде чем он родится снова. Когда он вновь появляется на Земле, то не находит уже того, что там было. Человек должен пережить нечто новое, и он не приходит дважды на Землю, имеющую тот же облик, что и прежде. Пока земные области не обновятся, человек пребывает в духовных областях. Это имеет большой смысл, поскольку он узнает нечто совершенно новое и оттого развивается совершенно иначе. Посмотрим, для примера, на римского мальчика. Он живет не так, как школьник в наше время. И когда мы родимся вновь, мы найдем совершенно новые условия. Так это идет от одной инкарнации к другой. В то время как человек находится в только что описанных областях, облик Земли постоянно изменяется.

Кто тут действует, кто изменяет лик Земли? - задаемся мы вопросом. И одновременно мы подошли к ответу на вопрос: что делает человек между воплощениями? Сам человек из духовных миров трудится под руководством высших существ над преобразованием Земли. Сами люди между смертью и новым рождением совершают эту работу. Когда они вновь рождаются, то находят земной лик таким, каким они сами сделали его своим трудом. Все мы делали эту работу. Если спросить: где находится Девахан, где этот духовный мир? - я отвечу: он постоянно вокруг нас. И это действительно так. И те души людей, которые лишены тел, находятся вокруг нас. Они работают вокруг нас. Мы строим города, конструируем машины, а в это время из области духа ведут свою работу люди, которые находятся между смертью и новым рождением - и они вокруг нас.

Если мы обладаем ясновидением и воспринимаем свет не только чувственным путем, то когда мы обращаемся к этим людям, обнаруживаем, что внутри света находятся умершие люди. Свет, окружающий нас, образует тело мертвых, которые соткали тело из света. Свет, льющийся на землю, есть материал для существ, живущих в Девахане. Посмотрим на растение, которое питается солнечным светом: оно вбирает не только физический свет, но столь же реально и деятельность духовных существ, среди которых находятся и эти человеческие души. Эти души лучами света изливаются на растения, парят над ними в виде духов. Если мы посмотрим на растения духовным взором, то скажем: растение наслаждается воздействием умерших людей, парящих вокруг них и совершающих над ними в свете свой труд. И если мы проследим, как изменяется растительный покров земли, и спросим: кто это сделал? - ответ будет таков: в том свете, который омывает нашу землю, действуют умершие люди; это есть настоящий Девахан. В это царство света мы входим после времени, проведенного в камалоке. Это конкретная истина. Только тот знает Девахан в понимании розенкройцерской теософии, кто может показать, где на самом деле можно найти умерших людей.

Когда развивается взор ясновидящего, он делает странное наблюдение. Когда он становится на солнце, его тело задерживает свет. Оно отбрасывает тень, и если ясновидящий смотрит в эту тень - это часто бывает первым моментом, когда он видит феномен духа. Тело задерживает свет, но не дух, и в той тени, что отбрасывает тело, можно найти дух. Поэтому примитивные народы, которые всегда обладали ясновидением, называют тень также и душой. Они говорят "не имеющий тени" в смысле "не имеющий души". Адельберт Шамиссо неосознанно положил, эту идею в основу одной повести: человек, потерявший свою тень, потерял одновременно и свою душу и оттого так печален. Вот какова работа человека в Девахане между смертью и новым рождением. Это вовсе не праздный покой: эти люди трудятся из Девахана над становлением Земли, и мы пониманием теперь, каким образом развивается мир. Это не то, что утверждалось часто - что человек будет жить в блаженном покое, во сне. Нет, жизнь там столь же деятельна, как у нас здесь на земле.

Если человек уже достиг того, что преобразовал ту деятельность, которую он совершил в прошлой жизни, в духовные силы, если он во внешнем мире Девахана пережил все события, так что они оказали на него действие, тогда он достиг достаточной зрелости, чтобы спуститься из Девахана для новой физической жизни. И тогда он вновь втягивается в земной круг.
Первое, что встречает человек на пути из Девахана вниз, это астральная область, которая называется в розенкройцерской теософии стихийным миром. Этот мир дает человеку новое астральное тело. Если насыпать на бумагу железных опилок и передвигать под ней магнит, силы магнита будут создавать формы и линии. Точно так же астральная субстанция, распределенная неравномерно, притягивается и упорядочивается силами, которые находятся в душе, и соответствуют тому, что эта душа выработала в предыдущей жизни. Так человек сам себе составляет астральное тело. Этих формирующихся людей, у которых есть пока только астральное тело, ясновидящий созерцает в качестве существ, имеющих вид открывающегося вниз колокола. Они с огромной быстротой проносятся по астральному плану. С трудом можно представить себе ту скорость, с какою они пронизывают пространство.

Теперь эти формирующиеся люди должны получить эфирное и физическое тела. То, что происходило до сих пор, в том числе и сооружение астрального тела, зависело от самих людей, от тех сил, которые они развили в себе. Но то, как образуется эфирное тело, в теперешний период развития зависит не только от человека - человек становится здесь зависим от внешних существ. Поэтому человек всегда обладает подходящим ему астральным телом, но не всегда это астральное тело точно подходит к эфирному и физическому. Отсюда в жизни часто возникают дисгармония и неудовлетворенность. То, что формирующийся человек летает с такой быстротой, происходит оттого, что он ищет себе подходящую пару родителей, которая даст ему наилучшую возможность получить эфирную и физическую телесность, которая бы подходила к астральному существу. Относительно лучшей и подходящей парой будет та, что в состоянии дать такую телесность. При этих поисках действуют существа, которые присоединяют эфирное тело к астральному и которые подобны тому, что часто называется "народным духом". Это не та непонятная абстракция, в качестве которой обычно представляют себе народный дух; для духовного наблюдателя мира это есть нечто столь же реальное, как наша душа, воплощенная в теле. И у народа, который не имеет, правда, единого физического тела, есть единое астральное тело и начатки единого эфирного тела. Народ живет словно окруженный астральным облаком, и это облако является телом для духа народа. Эфирные образования человека управляются извне этой сущностью, и человек здесь больше не принадлежит самому себе.

Тут наступает очень важный момент, столь же важный, что и момент сразу после смерти, когда человек видит на полотне воспоминаний всю свою прошедшую жизнь. Когда человек погружается в свое эфирное тело, а физического тела еще нет - это длится какое-то мгновение, но оно весьма важно, - перед человеком предстает вся его будущая жизнь. Она видна тут не во всех деталях, это лишь общее обозрение всего того, что предстоит в новой жизни. В этот момент человек может сказать себе, счастливая жизнь ожидает его или несчастная - при воплощении он забудет это. И если у человека в прошлой жизни было много тяжелого, он может испытать шок и не пожелать войти в физическое тело. В результате может случиться, что он и не войдет в него полностью, и связь между разными телами не установится в полной мере. Так в данной инкарнации появляются идиоты. Это не единственная причина идиотизма, но частая. Душа словно сопротивляется тому, чтобы быть воплощенной физически. Такой человек не может должным образом пользоваться своим мозгом, потому что соединен с ним неправильно. Лишь в том случае, если человек правильно рождается, укладывается в свой физический инструмент, он может им правильно пользоваться впоследствии. Обычно эфирное тело лишь очень слабо выступает за пределы физического, у идиотов же части эфирного тела часто бывают видны над головой в виде сильно выступающего наружу эфирного света. Здесь мы имеем тот случай, когда необъяснимое при физическом рассмотрении становится понятным благодаря духовной науке.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад

Tags: Штайнер, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist октябрь 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments