Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад

Мюнхен, 29 мая 1907 г.

Мы дошли в нашем рассмотрении до того момента, когда человек, спускаясь из духовных миров, чувствует себя одетым эфирным телом и благодаря этому на мгновение способен увидеть заранее всю ту жизнь, которая ждет его на земле. Мы видели, какие состояния и какие аномалии это может вызывать у человека. Прежде чем двинуться дальше, ответим на один вопрос, который может показаться важным кому-либо, обращающему свой умственный взор ввысь, к Девахану: как обстоит дело с совместной жизнью людей между смертью и новым рождением? Мы должны ясно сознавать, что совместная жизнь людей существует не только здесь, на физической земле, но и там, в высших мирах. И подобно тому как работа людей в духовной сфере достигает физического мира, точно так же все отношения между одним человеком и другим, все их связи друг с другом, которые имеют место здесь внизу, простираются и в область духовной страны. Представим себе это наглядно на конкретном примере. Возьмем отношения между матерью и сыном. Может возникнуть вопрос: существует ли между ними какая-то связь, которая не разорвется после земной жизни? Да, такая связь есть. И она много теснее, много прочнее, чем всякая связь, какая может существовать на земле!



Материнская любовь носит поначалу животный характер, она есть нечто вроде природного инстинкта. По мере того как ребенок подрастает, эта связь становится моральной, этической, духовной. Когда мать и ребенок учатся думать сообща, испытывать общие ощущения, природный инстинкт постепенно отступает - он лишь дал повод к тому, чтобы их связали прекрасные узы, охватывающие материнскую любовь и любовь ребенка в высшем смысле. То взаимопонимание, та задушевная любовь, какие при этом развиваются здесь, имеют продолжение также и в духовных областях, хотя на какое-то время двое оказываются мниморазлученными смертью одного из них. После того, как пройдет этот отрезок времени, связь, образовавшаяся в этой жизни, остается такой же живой и глубокой. Двое находятся вместе, только все животные, чисто природные инстинкты должны быть сначала сброшены. Те душевные чувства, душевные мысли, нити которых здесь прядутся от одного существа к другому, в высшем мире не скованы теми границами, какие имеют место на земле. Девахан даже приобретает определенный вид, определенное строение благодаря тем отношениям между людьми, которые завязались в земной жизни.

Возьмем другой пример. В этом мире создаются дружеские связи, которые рождаются из душевного родства, они тянутся и вверх, в Девахан. Здесь коренятся общественные отношения, которые раскроются в следующей жизни. И мы, заключая на земле душевные союзы, работаем над формой, которую примет Девахан. Все, все мы так работали, соединяя узами любви человека с человеком. Таким образом мы создаем нечто такое, что не только важно на земле, но и образует связи в Девахане. Можно было бы сказать: то, что происходит здесь через любовь, дружбу, искреннее понимание друг друга, - это все камни, возводящие наверху, в духовной области, храмы, и для человека, который проникается этой уверенностью, должно быть окрыляющим чувством сознание того, что, если уже здесь узы соединяют человеческие души, то это является основой вечного становления.
Предположим, на какой-то другой физической планете есть такие существа, которые несимпатичны друг другу, которые могут соединяться друг с другом лишь очень немногими узами любви. У них был бы убогий девахан. Богатый, содержательный Девахан имеет только та планетная область, где такие узы любви соединяют людей. Тот, кто уже находится там, в Девахане, и поначалу не может быть увиден простым человеком, имеет-в зависимости от своего развития - более или менее отчетливое сознание связанности с теми существами, которые остались здесь. Есть даже средства усилить эти душевные связи. Если мы посылаем нашим умершим мысль любви, но не эгоистической любви, то таким образом мы укрепляем чувство связанности с ними.

Ошибочно думать, что человеческое сознание в дева-хане сумеречно, тенеподобно. Это не так. Мы должны подчеркнуть, что та степень сознания, которой достиг человек, уже не может быть утрачена, хотя при некоторых переходных процессах возможны понижения его уровня. Таким образом, в Девахане человек своими духовными органами четко сознает, что происходит здесь, на земле. Оккультная наука показывает, что живущий в духовном мире человек всецело сопереживает то, что происходит на земле. Итак, мы видим, что жизнь в Девахане, если рассмотреть ее в истинном свете, теряет всякую непривлекательность, так что даже человек, рассматривающий ее не со своей эгоистической земной точки зрения, может счесть эту жизнь чем-то таким, что дает великое блаженство. И это не говоря уже о том, что сама свобода от физического тела, от низменных принципов дает невероятное счастье человеку. Чувство счастья должно вызывать уже одно то, что пали эти преграды, что человек более не связан этими путами. Таким образом, Девахан есть время свободного жизненного самопроявления человека во всех направлениях, и это волеизъявление столь широко, богато, нестесненно, что на земле человек не может ощутить такого.

Мы видели, что человека при его схождении вниз для нового рождения одевают в новое эфирное тело, и делают это духовные существа, подобные по чину духам народов . Это эфирное тело иногда не совсем подходит человеку, но еще менее подходит ему то, что он получает в качестве физической оболочки. Сейчас мы в общих чертах разъясним, как происходит включение человека в состав физического мира. Коечто из этого в определенном отношении не подлежит открытому обсуждению. Мы знаем, что человек облачается в астральное тело с помощью тех свойств, которыми он обладает. То, что присутствует в этом астральном теле, вызывает силу притяжения по отношению к определенным существам на земле. Эфирным телом человек привлекается к народу и к той семье в широком смысле, в которой он должен родиться на этот раз. Тем, как человек организует свое астральное тело, он притягивается к своей матери. Эссенция, субстанция, членение астрального тела влекут человека к его матери. "Я" человека влечет его к отцу. Ибо "я" присутствовало в древние времена при том, как душа впервые низошла из лона Божества в земное тело. Это "я" развивалось, проходя через множество инкарнаций. "Я" одного человека отличается от "я" другого, и своею теперешней сущностью образует особую силу притяжения к отцу. Эфирное тело тянется к народу и к семье, астральное - прежде всего к матери, а "я" - к отцу. С этим сообразуется вся человеческая структура, желающая низойти к новому воплощению.

Может случиться так, что астральное тело притягивается к матери, но "я" не хочет идти к соответствующему отцу. В этом случае "я" продолжает свое странствие, пока не находит подходящую пару родителей. В нынешнем цикле развития "я" представляет собой элемент хотения, импульсов ощущения, а в астральном теле заключены качества фантазии, качества мышления. Поэтому первое, как говорят, наследуется человеком от отца, а второе - от матери. И таким образом, мы видим, что индивидуальность, желающая воплотиться, ищет своими неосознанными силами пару родителей, которая должна дать ей физическое тело. Описанный процесс завершается примерно к третьей неделе после зачатия. Хотя человек, состоящий из "я", астрального тела и эфирного тела, находится с самого момента зачатия вблизи матери, имеющей в себе оплодотворенную яйцеклетку, но действует он извне. В это время, примерно с третьей недели, астральное и эфирное тела словно бы подхватывают зародыш и начинают работать над человеком. До тех пор развитие физического человека происходит без влияния астрального и эфирного тел, с этого же времени они начинают оказывать влияние на развитие ребенка и обусловливают сами дальнейшее формирование плода. Итак, мы видим, что в отношении физического тела еще в большей мере верно сказанное о теле эфирном: здесь еще труднее достичь согласования. Этот важный факт проливает свет на многое происходящее в мире.

До сих пор мы описывали обыкновенного современного человека в его нормальном развитии. Для человека, который начал в одном из прежних воплощений оккультное развитие, все это будет уже не совсем верно. Чем выше этот человек поднялся, тем раньше наступает тот момент, когда он начинает работать над своим физическим телом, дабы сделать его более приспособленным к той миссии, которую ему предстоит выполнить здесь, на земле. Чем позже человек начнет соединяться с физическим плодом, тем в меньшей степени будет он хозяином своего физического тела. У самых высокоразвитых человеческих индивидуальностей , которые являются руководителями и вождями духовной части нашего мира, такое соединение происходит уже в момент зачатия. У них ничего не совершается без их участия. Они управляют своим физическим телом до самой смерти и начинают обрабатывать новое тело, как только к тому дан первый толчок. Материи, составляющие физическое тело, постоянно изменяются. Приблизительно через семь лет обновляется каждая его частичка. Материя заменяется, но форма остается. Между рождением и смертью мы должны постоянно заново рождать материю, она является переменной составляющей. То, что развивается между рождением и смертью и суть чего находится по ту сторону смерти, сохраняется и образует новый организм.

То, что обычный человек делает между рождением и смертью неосознанно, посвященный совершает сознательно от смерти до нового рождения - он сознательно формирует свое новое физическое тело. Поэтому для него рождение есть только переломное событие. Он заменяет вещества лишь раз, но коренным образом. Потому таким индивидуальностям присуще столь большое внешнее сходство одного их воплощения с другим, в то время как у прочих между разными воплощениями нет ничего сходного. Чем выше в своем развитии человек, тем большее сходство имеют две следующих одна за другой инкарнации. Ясновидец может прекрасно видеть это. Есть совершенно определенное название для того состояния, в котором оказывается человек на высшей ступени развития. Говорят, что он вообще не рождается в другом теле, точно так же, как про обыкновенного человека не говорят, что он рождается каждые семь лет заново. Об Учителе говорят: он родился в том же самом теле. Он использует его столетиями, даже тысячелетиями. Так это происходит у большинства наставников человечества. Исключение составляют те Учители, которые имеют совершенно особую миссию. У них физическое тело сохраняется так, что смерть для них не наступает вообще. Это Учители, на которых лежит попечение о переходе от одной расы к другой.

Теперь мы должны задаться еще двумя вопросами. Один вопрос: как долго длится пребывание в иных мирах? Другой: связан ли пол человека в каждом отдельном его воплощении с последовательностью этих воплощений? Оккультные исследования показывают, что человек в среднем появляется на земле через промежутки в 1000 - 1300 лет. Смысл этого в том, что человек находит при своем возвращении облик Земли изменившимся и благодаря этому может переживать все по-новому. То, что изменяется на нашей Земле, находится в тесной связи с определенными констелляциями - это очень важный факт. В начале весны солнце восходит в каком-то определенном знаке зодиака. За 800 лет до Р. X. оно впервые взошло в созвездии Овна, еще раньше - в соседнем созвездии Тельца. Примерно 2160 лет нужно солнцу, чтобы пройти одно созвездие. Время, за которое солнце проходит все двенадцать знаков зодиака, в оккультизме называется мировым годом.

Древние народы всегда глубоко чувствовали то, что связано с этим прохождением зодиака. Их души благоговейно ощущали вот что: солнце поднимается весною выше, обновляется природа, спавшая зимой, весенний божественный солнечный луч пробуждает ее от глубокого сна. Эта юная весенняя сила соединялась с тем созвездием, из которого светило солнце. Люди говорили об этом созвездии: это тот, кто посылает'вниз солнце, собравшееся вновь с силами, и вновь созидающую божественную силу. И потому людям той эпохи, что длится вот уже два тысячелетия, Овен, или Агнец, представлялся благодетелем человечества. Все легенды об агнце создаются в это время. Понятия о божествах соединяются с этим символом. Самого Спасителя, Христа Иисуса в первые столетия символизирует крест, а под крестом изображается агнец. Только в VI веке Спаситель начинает изображаться висящим на кресте. Известный миф о Ясоне и о плавании за золотым руном, то есть золотой бараньей шкурой, также берет здесь свое начало.

До 800 года перед Р. X. солнце всходило в созвездии Тельца, и в эту эпоху мы сталкиваемся с культом быка-Аписа в Египте и быка-Митры в Персии. Еще раньше солнце проходило через созвездие Близнецов. И действительно, в индийских и германских мифах мы находим указания на двух близнецов. Последними реликтами этого являются козлы-близнецы повозки бога, Донара. Наконец, мы возвращаемся к эпохе Рака, следующей за временем древнего атлантического потопа. Погибала старая культура, рождалась новая. Это обозначается определенным оккультным знаком - вихрем, который одновременно является символом Рака и который можно найти в любом календаре.

Итак, народы всегда четко сознавали, что происходит на небесах параллельно с переменами внизу, на земле. Когда солнце пройдет очередное созвездие, то и земля настолько изменит свой облик, что для человека становится ценным прожить жизнь заново. Поэтому время нового воплощения зависит от передвижения точки весеннего равноденствия. Примерно то время, которое нужно солнцу, чтобы пройти один такой знак зодиака, нужно человеку для того, чтобы воплотиться дважды, один раз в мужском обличье, другой раз - в женском. Ибо опыт и события, которые человек может пережить в мужском и в женском организме, настолько различны в духовном отношении, что воплощение происходит дважды при одинаковом облике Земли - один раз человек рождается мужчиной, другой раз - женщиной. Этим и определяется время, которое проходит между двумя инкарнациями - в среднем, от 1000 до 1300 лет.

Одновременно дан, таким образом, и ответ на вопрос, как связан феномен пола с воплощениями человека: как правило, пол чередуется. Это правило часто нарушается, так что друг за другом могут следовать три или пять одинаковых (что касается пола) воплощений, но их никогда не может быть больше семи. Если говорят, что семь одинаковых инкарнаций подряд - это правило, то такое заявление противоречит всякому оккультному опыту. Прежде чем мы обратимся теперь к карме отдельно взятого человека, нужно принять во внимание один основополагающий факт. Существует общественная карма, такая карма, которая не определяется отдельным человеком, хотя она и уравновешивается в последовательности его воплощений. Я приведу конкретный пример.

Когда в средние века из Азии в европейские страны нахлынули гунны, которые нарушали мир в Европе, - это имело и духовное значение. Гунны - последние остатки древних атлантических народов. Они пребывают в глубоком упадке, что находит свое выражение в некоем процессе разложения их астрального и эфирного тел. Эти продукты разложения нашли благодатную почву в том ужасе, который гунны вызывали у всех народов. Эти народы прививали себе таким образом продукты разложения, и это переносилось в позднейших поколениях на физическое тело. Кожа впитывала воспринятый астральный компонент, а следствием была болезнь средневековья - проказа. Врач, который смотрит на дело с физической точки зрения, конечно, назовет физические причины этого недуга. И я не буду спорить с тем, что скажет врач, но у него имеет место умозаключение такого типа: какой-то человек ранит другого в драке ножом, а у него было давнее желание отомстить этому человеку. Один скажет тут, что ранение было вызвано жаждой мести, а другой - что причиной был нож. Оба правы. Нож был последней, физической причиной, но за ним стоит духовное основание. Кто ищет духовных причин, не станет оспаривать физических оснований. Мы видим тут, как исторические события оказывают значительное влияние на целые поколения, и сознаем, какое благотворное и длительное влияние мы можем оказывать, затрагивая даже условия, предопределяющие здоровье людей.

В последние столетия среди населения Европы благодаря техническому прогрессу произошло развитие заводского пролетариата, а с ним образовалась огромная масса классовой и сословной ненависти. Эта ненависть находится в астральном теле человека и действует физически в виде туберкулеза легких. Понимание этого является результатом оккультных изысканий. Часто мы не можем помочь отдельному человеку, на которого влияет эта совокупная карма. С тяжелым сердцем вынуждены мы часто смотреть на то, как страдает данный человек, мы не можем его вылечить или сделать веселым, потому что он связан с общественной кармой. Только улучшая саму эту карму, можно помочь отдельным людям. Мы должны стремиться не возвысить отдельное эгоистическое "я", но действовать так, чтобы помогать всему человечеству.

Вот другой пример, который касается непосредственно событий последнего времени. Оккультные изыскания показали, что среди астральных существ, принимавших участие в некоторых сражениях русско-японской войны, находились умершие русские, которые действовали против своего народа. Это вызвано тем, что в последний период русской истории многие благородные идеалисты приняли смерть в тюрьмах и на плахе. Это были люди высоких идеалов, но не настолько развитые, чтобы научиться прощать. Они умерли с сильным чувством мести по отношению к тем, кто стал причиной их смерти. Это чувство должно было проявиться в период камалоки, поскольку только там и освобождаются такие чувства. После своей смерти они, действуя из астрального плана, наполняли души японских воинов ненавистью и жаждой мести против народа, к которому сами принадлежали. Если бы они находились уже в Девахане, они бы сказали: я прощаю моим врагам! Ибо в Девахане они увидели бы по выступающим им навстречу тучам ненависти и мести, сколь ужасны и недостойны такие чувства. Так оккультное исследование показывает нам, как целые народы могут находиться под влиянием своих предков.

Идеальные устремления нашего времени не могут прийти к своим идеалам, потому что желают действовать только физическими средствами и только в физическом плане. К примеру, так поступает Пацифистское общество, желающее добиваться мира только физическими средствами. Лишь тогда, когда мы научимся влиять и на астральный план, мы узнаем, какие средства верны. Только тогда мы сможем действовать так, чтобы человек, когда он вновь родится в мир, нашел его пригодным для плодотворной работы в нем.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад


Tags: Штайнер, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments