Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 6-й доклад

Мюнхен, 30 мая 1907 г.

Сегодня мы переходим к опыту человека в нашем физическом мире, который определяется прежней жизнью человека. Сначала нужно подчеркнуть, что жизнь определяется не только прежними воплощениями, но, пусть лишь в небольшой части, - и нынешней жизнью. Здесь мы сталкиваемся с законом того, как соотносятся друг с другом прошлое, настоящее и будущее человека, - этот закон называется в духоведческой литературе законом кармы. Это настоящий закон человеческой судьбы. В действии закона кармы в каждой отдельной жизни мы имеем частный случай великого космического закона, ибо то, что мы зовем законом кармы, есть абсолютно всеобщий космический закон, и его действие в человеческой жизни есть только частный случай. Если мы вообще выясняем связь предшествующих событий и их следствий, мы уже мыслим в духе этого закона. Поэтому я хотел бы в подобающей форме объяснить роль закона кармы в космосе в его частном случае - на примере человеческой жизни.



Если перед нами стоят два сосуда с водой и мы бросим в один из них раскаленный железный шар, вода зашипит и нагреется. Вынем теперь железо и бросим его в другой сосуд, и вода уже не будет шипеть и нагреваться. Если бы мы сразу же бросили шар во второй сосуд, то и там бы вода зашипела, а шар остывал. Теперь же вода не будет шипеть, ибо шар больше не нагрет - он остыл в первом сосуде. Следствие действия шара в первом сосуде обусловливает его действие во втором сосуде. Так в физической жизни всегда связаны друг с другом причина и следствие. От того, что происходило с вещью ранее, зависит, как будет вести себя эта вещь впоследствии. Другой пример дают нам известные животные, у которых переселение в темные пещеры заставило зрительный орган зачахнуть. У них вещества, что до тех пор питали глаза, перешли в другие части тела, потому что глазу их уже не нужно смотреть ни на что. Их глаза, таким образом, деградировали, и во всех последующих поколениях будут рождаться животные с атрофированными глазами. Они сами обусловили обратное развитие этих органов своим переселением, и судьба следующих поколений у них была определена тем, что сделали эти существа в прошлом. Они сами уготовили себе свою дальнейшую судьбу.

Подобное постоянно происходит и в человеческой жизни. Человек определяет свое будущее своим прошлым, а так как своей глубочайшей сущностью он не заключен в одном воплощении, но проходит через многие, то причины обстоятельств одной жизни нужно искать в какой-то предшествующей. Мы рассмотрим сейчас цепочку, которую можно понять только в том случае, если хоть немного принять во внимание последовательность человеческих дел, мыслей и чувств. В жизни так часто приходится слышать: с мыслей взятки гладки! Под этим подразумевается, что можно думать все что угодно, это не стесняет никого во внешнем мире. Здесь важный пункт, отличающий того, кто действительно движим духовными импульсами, от материалистически мыслящего человека.

Материалист думает, что причиняет боль человеку, в которого кидает камень, но что исполненная ненависти мысль не может причинить ближнему вреда. Но тот, кто действительно знает мир, понимает, что из такой мысли исходят куда более сильные влияния, или следствия, нежели от какого-нибудь брошенного камня. Все, что думает и чувствует человек, имеет свои следствия в астральном мире, и ясновидец может очень четко проследить, как действует, к примеру, мысль, исполненная любви к другому человеку, и насколько иначе влияет мысль, полная ненависти. Если от вас исходит мысль любви, ясновидец наблюдает, как возникает световая форма в виде чашечки цветка, которая любовно овевает собою астральное и эфирное тело человека, и таким образом в них привносится нечто животворное, дарующее блаженство. Мысль ненависти, напротив, вонзается в астральное и эфирное тело подобно разящей стреле.

В этой области можно сделать самые различные наблюдения. В астральном мире существует огромное различие между высказыванием верной и ложной мыслей. Мысль относится к какой-то вещи и является истинной постольку, поскольку она согласуется с вещью. Допустим, где-то имеет место какой-то факт, и он вызывает следствие в высших мирах. Кто-нибудь пересказывает этот факт верно, и тогда от рассказчика излучается ввысь астральный образ, который соединяется с тем, который произошел от самого факта, и в результате оба они усиливают друг друга. Эти укрепленные формы служат тому, чтобы наш духовный мир становился все более упорядоченным и содержательным, что необходимо нам, если мы хотим, чтобы человечество двигалось вперед. Если же факт перевирается, так что рассказ о нем не соответствует случившемуся, вымышлен, тогда мыслительная форма, исходящая от рассказчика, сталкивается с формой, исходящей от факта, и происходит обоюдное разрушение.

Такие взрывные разрушения, вызываемые ложью, действуют подобно тому, как действует на тело язва, разрушающая организм. Так ложь убивает астральные образы, которые возникли и должны возникать и сдерживают или убивают таким образом часть прогрессивного развития. Действительно, всякий говорящий правду содействует развитию человечества, а всякий лжец препятствует ему. Отсюда оккультный закон: ложь с духовной точки зрения - это убийство. Она не только убивает астральный образ, она есть еще и самоубийство. Каждый, кто лжет, ставит препятствия на собственном пути. Подобные действия, или следствия, можно встретить в духовном мире повсюду. И ясновидец наблюдает, что все мысли и чувства людей имеют свои следствия в астральном плане.

Все склонности человека, его темперамент и постоянные свойства характера, все, что он думает не походя, постоянно излучается не только в астральный мир, но и выше, в мир Девахана. Человек с жизнерадостным темпераментом есть источник, средоточие определенных процессов в Девахане. Человек, который склонен вешать голову, действует таким образом, что из-за него увеличивается число эссенций и материй, связанных с унылой натурой. Так духовное знание показывает нам, что мы не являемся изолированными существами, но что наши мысли постоянно вызывают к жизни формы, которые оттеняют мир Девахана и наполняют его всякого рода субстанциями и эссенциями. Все четыре области мира Девахана - континентальная, океаническая, атмосферная и область оригинальных идей - всегда находятся под воздействием человеческих мыслей, чувств и ощущений. На высшие области, где уже отражается летопись в акаше, влияют человеческие поступки. Все происходящее внешне отражается в высших областях Девахана, которые мы называем миром ума.

Теперь мы можем понять, каким образом человек, нисходя для нового воплощения, составляет заново и присоединяет к себе свое астральное тело. Все, что он думал, чувствовал, ощущал, стало непреходящей частью астрального мира. От всего этого здесь осталось много следов. Если в том, что человек думал, было много истинного, эти следы составят ему хорошее астральное тело. Все, что он ввел в нижний мир Девахана своим темпераментом и т. д., составляет новое эфирное тело, а те дела, что он совершил, воздействуют из высших сфер девахана, где находится уже летопись в акаше, на приурочивание к месту, локализацию физического тела. Здесь находятся те силы, которые помещают человека в определенную местность. Если человек сделал кому-то зло, то это есть внешний факт, который поднимается до высших сфер Девахана. При новом вхождении в физическое тело этот факт оказывает влияние силами, оставленными самим человеком; это заставляет человека идти - разумеется, под водительством высших существ - туда, где он сможет изведать уже в физическом мире следствие своих поступков.

Все, что мы испытываем внешне и что нас при этом внутренне не затрагивает, при следующем воплощении действует на наше астральное тело и вызывает соответствующие особенности чувств, ощущений и мыслей. Если жизнь была использована хорошо, было многое увидено, были получены богатые познания, то следствием является то, что астральное тело в следующей жизни рождается с редкими дарованиями в тех же областях. Испытанное и пережитое запечатлеваются, таким образом, в следующем воплощении в астральном теле человека. Но то, что человек чувствует, ощущает, те радости и печали, которые составляют внутреннюю жизнь души, - все это в следующем воплощении воздействует на эфирное тело, вызывая в нем устойчивые склонности. Тот, кто испытал много радости, будет иметь темперамент, склонный к радости. Тот, кто старается совершить множество добрых дел, в следующей жизни будет благодаря чувствам, которые он испытывал при этом, обладать настоящим талантом творить добро. У него будет также хорошо развитая совесть, и он станет человеком высокой морали.

То, обладателем чего является в этой жизни эфирное тело - устойчивый характер, склонности и т. д., - это проявляется в следующем воплощении в физическом теле, причем так, что, к примеру, человек, развивавший в себе дурные наклонности и страсти, в новой жизни родится с недужным физическим телом. Напротив, человек хорошего здоровья, способный многое выдержать, развивал в себе в предыдущей жизни добрые качества. Тот, кто постоянно болеет, прививал себе дурные влечения. Таким образом, мы сами властны делать себя здоровыми или больными, насколько это способно обеспечить физическое тело. Нужно только вытравлять все дурные пристрастия, и тогда в следующей жизни тело будет здоровым.
Можно во всех подробностях наблюдать, как склонности, имевшие место в одной жизни, становятся в следующей свойствами физического тела. Жизнь, наделенная склонностью любить все вокруг, относиться с любовью к каждому существу, жизнь, излучающая любовь, в следующем воплощении обретет такое физическое тело, которое долго будет иметь юный и цветущий вид. Любовь ко всем существам, развитие в себе чувства симпатии создают физическое тело, которое способно долго оставаться молодым.

Жизнь, исполненная ненависти, полная антипатии к другим существам, которая все критикует, ко всему придирается и всего чурается, создает этими свойствами такое физическое тело, которое рано старится и покрывается морщинами. Так склонности и страсти одной жизни передаются в следующем воплощении процессам физического тела. Можно всмотреться в детали и увидеть, что сильная жажда наживы, направленная на то, чтобы накопить побольше, став склонностью человека, способствует тому, что в следующей жизни он будет иметь физическую предрасположенность к инфекционным болезням. Постоянно имеют место случаи, когда явная склонность к заражению восходит к развитому приобретательству, которое было присуще человеку в прошлом, причем носителем этой страсти было эфирное тело. Напротив, объективное стремление людей, которые не хотят ничего присваивать, умеют делать добро человечеству, работать для общества, - такая склонность эфирного тела создает в новой жизни выраженную сопротивляемость заразным болезням.

Таким образом, можно в значительной степени проникнуть в глубины становления мира, если знать соотношение между физическим и астральным миром. И вещи соотносятся друг с другом порою совершенно не так, как представляют себе это люди. Многие сетуют, к примеру, на боли и страдания. Но с высшей точки зрения совершенно неправильно пенять на них, ибо, когда они будут преодолены и человек окажется готовым к новому воплощению, боль и страдание станут источниками мудрости, благоразумия и широкого понимания вещей. Даже в одной новейшей книге, возникшей из материалистических воззрений нашего времени, мы находим такое выражение, что на лице всякого мыслителя можно найти некую кристаллизованную боль. То, что говорит здесь писатель-материалист, давно известно оккультистам, потому что высшая мудрость мира приобретается спокойным перенесением боли и страдания. Это создает мудрость в следующей инкарнации.

Никто, трусливо бегущий горя, не могущий его вынести, не создаст себе основы для мудрости. Если же мы будем вести рассмотрение дальше, то обнаружим, что и на болезни нельзя жаловаться. Если посмотреть на болезни в высоты, с точки зрения вечности, нужно будет отнестись к ним совершенно иначе. Перенесенные болезни часто возвращаются в следующей жизни в виде особенной телесной красоты, так что красота, которую мы встречаем у людей, добыта ими ценою болезней в предшествующей жизни. Такова связь между повреждением тела вследствие болезни, особенно вследствие внешних причин, - и красотой. Можно отнести к этой очень своеобразной связи слова французского писателя Фабр-д'Оливе: если посмотреть на человеческую жизнь, она часто бывает похожа на образование жемчуга в раковине - только из-за болезни раковины получается жемчуг. В самом деле, так обстоит дело и с жизнью человека: кармически красота связана с болезнями и является их результатом. Но когда я говорю: кто развивает в себе дурные наклонности, тот создает себе предрасположенность к болезням, - нужно твердо знать, что речь идет именно о внутренней предрасположенности. Бывает, что человек заболевает от того, что работает в зараженной атмосфере, но это другое дело - это тоже может быть причиной болезни, но не связано с предрасположенностью физического тела.

И вот все, что является фактом в физическом плане, все, что так или иначе совершено, все, что проявляется так, что имеет последствия в физическом мире - от шага и движения руки до самых сложных процессов, например, строительства дома, - все это возвращается к человеку в новом воплощении извне, в качестве действительного физического следствия. Вы видите, что мы живем "изнутри наружу": всякая радость и всякое горе, живущие в астральном теле, приходят к нам снова в теле эфирном, все укореняющееся в устойчивых влечениях и страстях эфирного тела, появляется в физическом теле в качестве предрасположенности. Напротив, то, что делается здесь с применением физического тела, проявляется в качестве внешней судьбы в следующем воплощении. Так то, что делает астральное тело, становится судьбою эфирного тела, эфирное тело становится судьбою тела физического, а то, что делает физическое тело, возвращается назад в следующей инкарнации в виде следствия, подступающего извне как физическая реальность.

Тут мы со всей определенностью устанавливаем точку, в которой внешняя судьба вмешивается в ход человеческой жизни. Это действие судьбы может иногда долго не проявляться, но рано или поздно оно должно подойти к человеку. Если проследить жизнь человека в разных воплощениях, то всегда будет видно, что его жизнь в следующем воплощении приготовляется существами, действующими при вступлении души в физическое тело: человек подводится к определенному месту, где его судьба настигает его. Вот пример из жизни. На одном средневековом тайном судилище (феме) собралось несколько судей, которые вынесли приговор и сами привели его в исполнение. Они казнили одного человека. Когда мы проследили предшествующие воплощения судей и казненного, то установили, что все эти люди прежде жили одновременно, причем казненный был вождем племени, который приказал однажды казнить всех тех, кто теперь стал судьями. Это событие предшествующей физической жизни создало связь между его участниками, оно создало силы, которые оказали влияние на летопись в акаше. И если человек рождается в новом воплощении, то эти силы воздействуют так, чтобы он родился в то же время и в том же месте, что и люди, с которыми он связан таким образом, и творят его судьбу. Летопись в акаше действительно является источником сил, в котором записано все, что один человек остался "должен" другому. Некоторые люди могут почувствовать эти процессы, но очень немногие сознают их.

К примеру, человек имеет профессию, которая, как кажется, позволяет ему быть довольным и счастливым. И вдруг по какой-то причине его увольняют, он не находит в том месте, где жил, другой работы, его забрасывает за много миль, в другую страну, и здесь ему приходится освоить новую профессию. Он встречает тут человека, с которым вступает в какие-то отношения. Что произошло? Эти два человека когда-то жили рядом друг с другом. И первый остался тогда что-то "должен" второму. Это внесено в летопись мира, и ее силы препроводили виновника туда, где он должен встретиться с тем, кому он "должен", и вернуть ему долг. Человек постоянно, всю жизнь между рождением и смертью, заключен в такую взаимосвязь сил, которые душевно опутывают его со всех сторон, становясь властителями его жизни. Вы должны понимать, что вы, собственно говоря, постоянно несете в себе следствия прошедших жизней, так что вам постоянно приходится испытывать действия прежних воплощений.

Итак, вы должны уяснить себе, что в своей жизни вы направляетесь силами, которых сами не знаете. На эфирное тело воздействуют те формы, которые вы сами раньше произвели в астральном плане, а вашу судьбу творят существа, силы в высших сферах Девахана, которые вы сами вписали в летопись в акаше. Эти силы, или существа, хорошо известны оккультистам, они входят в иерархию подобных сущностей. Вам нужно понять, что как в астральном, так и в эфирном и в физическом теле вы вообще ощущаете влияния иных существ. Все, что вы делаете непроизвольно, все, к чему вас толкает, происходит под влиянием иных существ. Это не получается из ничего. Различные начала человеческой природы постоянно проницаются и наполняются другими существами, и посвященный учитель велит делать значительную часть упражнений именно для того, чтобы изгнать их, чтобы человек становился все свободнее и свободнее.

Существа, которыми проникнуто астральное тело, которые делают это тело несвободным, называются демонами. Вы в вашем астральном теле постоянно бываете проникнуты этими демонами, и те существа, которых вы производите своими истинными и ложными мыслями, постепенно вырастают в демонов. Есть добрые демоны, исходящие от добрых мыслей. Но дурные мысли - и в первую очередь неправдивые, лживые мысли - порождают самых жутких и отвратительных демонов, которыми оказывается, если так можно выразиться, нашпиговано астральное тело. Точно так же эфирное тело пронизывают собою существа, от которых человек должен освобождаться, - призраки, или спектры. Наконец, есть и такие, которые проникают физическое тело - фантомы. Помимо этих трех видов, есть еще другие существа, которые гонят и понуждают человеческое "я", - это духи, как и само "я" есть дух. В самом деле именно человек вызывает к жизни таких существ, которые потом, когда он нисходит на землю, определяют его внутреннюю и внешнюю судьбу. Они оживляют течение вашей жизни, так что вы чувствуете всех этих демонов, призраков и фантомов, которых произвели ваши астральное, эфирное и физическое тела. Все они состоят с вами в родстве и устремляются к вам, когда вы вновь воплощаетесь.

Посмотрите, как выражают эти истины религиозные свидетельства. Если в Библии говорится об изгнании демонов - это не какая-то абстракция, нет, нужно понимать это в точном и буквальном смысле. Что делал Христос Иисус? Он исцелял одержимых бесами, изводил демонов из астрального тела. Это реальные процессы, и понимать это надо совершенно буквально. И Сократ, этот просветленный ум, говорит о своем демоне, который действовал в его астральном теле. Это был добрый демон - не нужно представлять себе демонов обязательно дурными существами. Но есть и ужасные, погибельные демоны. Все демоны лжи действуют таким образом, что как бы отбрасывают человека назад в его развитии. Поскольку в мировой истории ложь крупных личностей всегда создает таких демонов лжи, которые вырастают до размеров очень грозных существ, - говорят о духах помех, или препятствий. В этом смысле Фауст говорит Мефистофелю: "Во всем ты порождаешь затрудненье".

Отдельный человек, будучи частью всего человечества, влияет на остальной мир, говоря правду или ложь,ибо влияние будет совершенно разным в зависимости от того, произведет он демонов истины или демонов лжи. Представьте себе народ, состоящий из одних сплошных лжецов. Эти люди населили бы астральный план сплошными демонами лжи, а те могли бы в физическом плане превратиться в эпидемии. Ибо есть некая форма бацилл, переносящих инфекционные заболевания, которые происходят от человеческой лжи. Они суть не что иное, как физически воплотившиеся демоны лжи. Таким образом, вы понимаете, что ложь давних времен выступает в мировой карме в виде целого войска существ. Сколько правды в мифах и сказаниях, вы можете увидеть по одному месту в "Фаусте" . Здесь вы найдете связь между паразитами и ложью в том, какую роль играют мыши и крысы, связанные с духом лжи Мефистофелем. В сказаниях часто бывают видны удивительные связи между духовным и физическим миром.

Мы должны сказать еще кое о чем, чтобы понять закон кармы. Из одного тонкого познания закона кармы произошло само духоведческое движение. Вы видели, что вещи, находящиеся в эфирном теле, в следующей жизни .влияют на физическое тело. Так, наклонность человека к тому, чтобы думать, думать каким-то совершенно определенным образом, влияет на физическое тело, и для следующего воплощения небезразлично, мыслите вы духовно или материалистически. Человек, знающий нечто о высших мирах, - ему достаточно только верить в них - в следующей своей жизни будет обладать центрированным физическим телом, нервная система которого спокойна, телом, которое он умеет держать в руках - вплоть до нервов. Напротив, человек, желающий признавать действительным лишь то, что присутствует в чувственном мире, распространяет этот свой образ мыслей на собственное физическое тело, и в следующем воплощении оно будет у него предрасположено к нервным болезням, будет дерганым, не имеющим твердого волевого центра. Материалист рассыпается на частности, а дух соединяет, ибо он есть единство.

Такая предрасположенность проявляется у отдельного человека в силу судьбы в последующем воплощении, но, кроме того, она еще и проходит через поколения, так что дети и внуки тех людей, которые были настроены материалистически, должны искупать это слабостью своей нервной системы и нервными болезнями. Такая нервозная эпоха, как наша, является следствием материалистического умонастроения прошедшего столетия, и великие Учители человечества осознали необходимость противопоставить этому течению - течение духовного строя мыслей. Материализм оказал влияние и на саму религию. Разве те, кто верит в духовные миры, но не обладает волей к их познанию, не являются материалистами? Это материализм в религии захотел, чтобы тайна шести дней творения - то, как великая мировая эволюция происходит за шесть библейских дней творения, - разворачивалась перед человеческим взором; это материализм говорит о Христе Иисусе как об "исторической личности" и проходит мимо мистерии Голгофы.

Материализм в естествознании есть только следствие материализма в религии. Его бы не существовало, если бы религиозная жизнь не была проникнута материализмом. Это те, кому сегодня лень углубляться в религиозное начало, это они породили материализм в естествознании. И порожденная этим материализмом расшатанность нервов отражается на целых народах точно так же, как и на жизни отдельных людей. Если духовное течение не будет пользоваться влиянием, способным увлечь бездельников и лентяев, это кармическое следствие - нервозность - возымеет все большее действие на человечество, и, подобно тому как в средние века были эпидемии проказы, так в будущем явятся тяжелые нервные болезни и целые эпидемии безумия, вызванные материалистическим строем мыслей, и целые народы будут охвачены ими. И понимание этой сферы закона кармы должно вести к тому, чтобы духовная наука стала не предметом спора, а целительным средством для человечества. Чем больше в человеке духовного, тем больше вытравляется все, что связано с заболеваниями нервной системы и души.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад


Tags: Штайнер, карма, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist октябрь 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments