Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 7-й доклад

Мюнхен, 31 мая 1907 г.

Чтобы нам лучше понять закон кармы, как он проявляется в человеческой жизни, я расскажу об одном явлении, которое имеет место непосредственно после смерти человека. Вспомните о полотне воспоминаний, которое появляется, когда человек освобождается от физического тела и короткое время живет только в облачении эфирного и астрального тел, прежде чем начать дальнейшее продвижение по стихийному миру. Для тонкого понимания действия кармы позвольте мне описать своеобразное чувство, которое возникает уже во время созерцания этого великого полотна. Это чувство роста, некоего "вырастания из себя самого". Оно становится все сильнее и сильнее, причем человек испытывает его и тогда, когда еще пребывает в своем эфирном теле. Человек оказывается в странном положении по отношению к этому полотну. Сначала он видит картины прошедшей жизни, словно на панораме. Затем наступает момент - он приходит вскоре после смерти и длится часами, а то и днями, в зависимости от индивидуальности, - когда человек чувствует: я сам - все эти картины. Он ощущает, как его жизненное тело растет, словно обнимает собою все, что окружает Землю - до самого Солнца.



Затем, когда человек покидает свое эфирное тело, появляется другое весьма примечательное чувство, которое даже трудно описать словами из физического мира. Это некое ощущение собственного растяжения в пространстве, но при этом кажется, что заполняешь собою не все места этого пространства. Это можно описать лишь приблизительно. Человек сознает себя так, будто одною частью своего существа он находится в Мюнхене, другою - в Майнце, третьей - в Базеле, а еще одной - далеко за пределами Земли, может быть, на Луне. Человек чувствует себя, так сказать, разъятым на куски, а лежащие между этими "кусками" пространства, значит, ему не принадлежат. Это своеобразный способ астрально ощущать себя. Человек как будто разостлан в пространстве, разнесен в разные места, но не заполняет собою промежутков между ними. И это ощущение длится все время камалоки, которое человек переживает в обратном порядке вплоть до своего рождения. Это есть переживание "кусков", которые принадлежат к нему. Затем эти части соединяются со всей остальной жизнью камалоки. Это важно знать, чтобы получить представление о том, как, собственно, действует закон кармы. Сначала человек чувствует себя внутри того человека, с которым он был связан перед смертью, а затем поочередно внутри всех людей и других существ, с которыми имел дело в течение жизни.

Если вы, к примеру, побили кого-то в Майнце, то после своей смерти в положенное время сами испытаете побои, испытаете боль, которую раньше причинили ему. Если этот человек еще находится в Майнце, то часть вашего астрального тела чувствует, что она в этом городе и переживает там это событие. Если же побитый вами человек уже умер, то вы чувствуете, что находитесь в том месте камалоки, где находится в это время он. Конечно, мы имеем дело не с одним этим человеком, а со многими другими, рассеянными по земле и в камалоке. Вы - повсюду, и позволяет вам это та прерывистая сущность, которая составляет телесность человека в камалоке. Благодаря ей вы можете переживать внутри других людей все то, что произошло между ними и вами, и создаете себе таким образом устойчивую связь со всеми теми, с кем соприкасались в земной жизни. С человеком, которого побили, вы связаны теперь благодаря тому, что жили с ним в камалоке. Позже вы отправляетесь наверх в Девахан, а оттуда возвращаетесь затем в камалоку. И ваше астральное тело, восстанавливаясь, находит то, что сводит вас с этим человеком, с которым вы соединились. А поскольку таких связей много, вы должны понимать, что все, с чем вы имеете дело, связано с вами некоей нитью.

Ясное объяснение даст вам случай, наблюдавшийся оккультистом, случай, о котором я уже говорил вам, когда пятеро судей приговорили человека к смерти и сами же его казнили. Этот последний был в своей предыдущей жизни неким вождем, который велел казнить тех пятерых; затем он умер и оказался в камалоке. В это время он был перенесен в то место, где были его жертвы, внутрь них, и должен был испытать то, что испытали они, когда их убивали. Это исходная точка тех сил притяжения, которые при новом появлении этих людей на земле сводят их, так что может осуществиться закон кармы. Вот техника того, как действует карма. Вы видите отсюда, что в мире есть некие виды бытия, некие связки, которые начинаются еще в астральном плане. В физическом плане существует непрерывность субстанции, в астральном же могут восприниматься сопряженные друг с другом, но разобщенные части телесности. Это все равно как если бы вы чувствовали свою голову, потом между головой и сердцем ничего не чувствовали, потом чувствовали бы сердце, потом - опять ничего, а потом - ступни. Одна ваша часть может находиться в Америке и при этом, будучи совершенно отделенной, принадлежать к вашей астральной телесности, другая может быть на Луне, третья - еще на какой-нибудь планете, и между этими членами может не быть никакой астрально видимой связи.

Если мы так подойдем к закону кармы, нам станет ясно, что происходящее в пределах одного жизненного цикла человека является следствием многих причин, находящихся в прошедших жизнях. Как же совмещается закон кармы с внешней наследственностью? Говорят, что между наследственностью и этим законом существует множество противоречий. Многие говорят о высокоморальном человеке, что он, должно быть, вышел из такой же семьи, что он унаследовал это от предков. Если же мы рассмотрим физические процессы с оккультной точки зрения, то поймем, что это не так. И все же в определенном смысле мы можем назвать эти процессы наследственностью. Поясним это на примерах. Если мы возьмем, к примеру, семью Бахов, то увидим, что в ней за двести пятьдесят лет родилось двадцать девять музыкантов, среди них - великий Бах. Дело в том, что у хорошего музыканта должны быть не только внутренние способности к музыке, но и физически хорошо сформированное ухо, причем определенная его форма. Профаны не могут разобраться в том, от чего все здесь зависит - необходимо всмотреться в это глубоко, с применением оккультных сил. Если даже различия невелики и незначительны, то все же определенная форма внутренних слуховых органов необходима, чтобы человек мог стать музыкантом, и такие формы передаются по наследству. Они бывают похожи на формы отца, деда и т. д., как передается и форма носа.

Предположим, что наверху, в астральном плане, некая индивидуальность готова воплотиться и ищет себе физическое тело. За столетия или тысячелетия до того она приобрела особые музыкальные способности. Если она не найдет тела с подходящими ушами, то не сможет заниматься музыкой. Поэтому она стремится к такой семье, которая даст ей музыкальное ухо. Без такового ее способности к музыке не смогли бы проявиться, ибо величайший виртуоз не сможет ничего сыграть, если ему не дать инструмент. Математический талант тоже требует чего-то совершенно определенного. Для того чтобы быть математиком, нужно не особое строение мозга, как полагают многие. Мышление, логика у математиков такая же, как и у других. Все зависит от трех так называемых полукружных каналов в ухе, которые расположены по отношению друг к другу так, что принимают направление трех пространственных измерений. Особое их развитие обусловливает математический талант. Здесь заложена склонность к математике. Это физический орган, который должен быть унаследован. Так мы видим, что в семье Бернулли воплотились восемь видных математиков.

Также и человек высокой морали, который хочет реализовать свой моральный дар, нуждается в такой паре родителей, которая передала бы ему по наследству подходящее физическое тело. И у него будут такие родители именно потому, что он является такой индивидуальностью, а не какой-то иной. Индивидуальность сама себе подбирает родителей, хотя при этом ею руководят высшие существа. Есть такие люди, которые не согласятся с этим фактом с позиций материнской любви. Они боятся, что потеряют что-то, если ребенок унаследует те или иные качества не от матери. Но правильное понимание углубляет само чувство материнской любви, показывая, что еще до рождения, даже до зачатия существовала любовь, которая привела ребенка к матери. Ребенок еще до рождения обращает к матери свою любовь, поэтому материнская любовь - это ответное чувство. Таким образом, с духовной точки зрения эта любовь оказывается продленной до времени, предшествующего рождению, и основывается на взаимности.

Часто думают, что человек подчиняется непреложному закону кармы, с которым ничего поделать нельзя. Для объяснения действия этого закона приведем сравнение из обыденной жизни. У купца в счетной книге есть графы для записи прихода и расхода. Когда он сравнивает то и другое, то в итоге выражается состояние его дел. Состояние дел подчиняется неумолимому закону счета прихода и расхода. Но если этот купец начинает новые операции, он может вписывать новые суммы, и он был бы идиотом, если бы решил больше не вести дел, раз уже подведен итог. Если сравнить это с законом кармы, то здесь в дебет записывается все то доброе, умное, правдивое, верное, что сделал человек, а в кредит - то, что он сотворил злого, безумного. В любой момент человек свободен внести новые записи в книгу кармы. И потому не следует ни в коем случае думать, что в жизни царит непременный закон судьбы. Свобода человека не ущемляется законом кармы. И, думая о законе кармы, надо всегда помнить не только о прошлом, но и о будущем. Мы храним в себе следствия наших прошлых дел, и мы рабы прошлого, но - хозяева будущего. Если мы желаем хорошо распорядиться своим будущим, нам нужно вносить в книгу жизни по возможности благоприятные позиции.

Велика сила этой мысли - знания того, что никакие наши поступки не напрасны, что все имеет свое влияние на будущее. Потому закон этот действует не подавляя, а наполняя нас прекраснейшей надеждой. Это лучший дар духовной науки. Закон кармы дарит нам радость, ибо благодаря ему мы можем смотреть в будущее. Он дает нам задание действовать в духе этого закона, в нем нет ничего такого, что может опечалить человека, ничего, что могло бы придать миру пессимистическую окраску. Он окрыляет нас в нашей работе над становлением Земли. Вот в какие чувства должно выливаться знание закона кармы. Когда человек страдает, часто говорят: он заслужил свои страдания, он должен терпеть свою карму; если я возьмусь помогать ему, то вторгнусь в чужую карму. Это глупость. Беда, нужда обусловлена предшествующей жизнью этого человека, но если я помогу ему, то моя помощь внесет новые записи в книгу его жизни. Я таким образом буду способствовать его движению вперед. Глупость ведь говорить купцу, которого можно спасти от краха, дав ему тысячу или десять тысяч марок: нет, я ничего не дам, это же изменит твой баланс. То, что выставляется причиной отказа, должно как раз побуждать нас помочь. Я помогаю человеку, потому что знаю: в кармической взаимосвязи ничто не остается втуне. Это должно быть для нас стимулом к практическому действию.

Многие оспаривают закон кармы с позиций христианства. Богословы говорят: христианство не может признавать закон кармы, ибо, если бы он был верен, то никогда не допустил бы принципа заместительной смерти. Но есть и теософы, которые говорят, что принцип искупления противоречит закону кармы. Они не желают признавать помощи, которую одно существо оказывает многим людям. И те, и другие не правы, и те, и другие неверно поняли закон кармы. Возьмем бедствующего человека. Вам повезло больше, вы можете ему помочь. Этой помощью вы внесете новую запись в книгу его жизни. Человек, обладающий большими возможностями, может помочь двоим людям и повлиять на карму этих двоих. Кто-то еще более могущественный в состоянии помочь десяти или ста людям, а самый могущественный может помочь бесчисленному множеству людей. Это вовсе не противоречит принципу кармических взаимосвязей. Именно благодаря надежности закона кармы мы знаем, что эта помощь действительно затрагивает судьбы людей.

Известно, что человечеству действительно необходима была помощь, когда индивидуальность Христа воплотилась в земном плане. Крестная смерть Спасителя, центрального существа, стала помощью, которая вторглась в карму бесчисленного множества людей. И нет никакого разлада между правильно понятой христианской эзотерикой и правильно понятой духовной наукой. Мы находим глубокое созвучие между законами их обеих, и ничто не вынуждает нас отказаться от принципа спасения. Еще глубже мы проникнем в закон кармы, если перейдем к развитию человечества и к развитию Земли. Мы привели ряд фактов, которые должны вести нас к пониманию закона кармы. Мы лучше поймем еще нечто, если перейдем к самой эволюции человечества, причем не только на Земле, но и на других планетах, являющихся иными воплощениями нашей Земли. Тут мы найдем некоторые дополнения к закону кармы, обратившись к самым давним временам и одновременно глядя в самое далекое будущее.

Сначала познакомимся еще с одним важным фактом. Сегодня мы уясним себе, что то, что мы видим физическим взором в человеке, его внешнее физическое тело, строится высшими началами человеческой природы, что его "я", его астральное и эфирное тела и так далее - вплоть до высшего начала, атма, - работают над нашим телом. Части этого тела в том виде, в каком они сейчас находятся в человеке, неравноценны, у них разная ценность в человеческой природе. Нужно сделать лишь одно достаточно тривиальное наблюдение, чтобы понять, что наше физическое тело есть, в сущности, самая полноценная часть нашей природы. Взять для примера часть бедренной кости - это не монолитная твердая кость, но искусно выстроенная часть тела, состоящая словно из перекрестных балок. Тот, кто рассмотрит эту часть не одним умом, но и ощущением, поразится той мудрости, которая творила эту часть, которая употребила не больше материала, чем необходимо для того, чтобы по принципу наименьшего применения силы нести верхнюю часть тела. Никакое инженерное искусство, применяемое при строительстве мостов, не идет в сравнение с той мудростью, которая творит подобные вещи в природе.

Если посмотреть на человеческое сердце не только взглядом анатома или физиолога, то в нем обнаружится выражение высокой премудрости. Не думайте, будто астральное тело человека в своем роде уже развито настолько же, насколько человеческое сердце. Сердце построено искусно и мудро. Астральное тело в своем вожделении принуждает человека десятилетиями вливать в себя сущий сердечный яд, но сердце десятилетиями выдерживает это. Лишь на некой будущей ступени развития астральное тело достигнет того, чего достигло тело физическое, причем тогда оно будет стоять гораздо, гораздо выше физического тела. Сегодня же наиболее совершенно именно физическое тело, менее совершенно эфирное, еще менее - астральное, а младенцем среди тел является "я". Физическое тело, такое, каким оно стоит перед нами, - это старейшее начало человеческой природы. Над ним работа велась дольше всего. Лишь когда в ходе развития была достигнута определенная ступень, физическое тело было пронизано эфирным. После того как эти два тела какой-то отрезок времени действовали вместе, к ним присоединилось астральное тело, и только в самом конце добавилось "я", но в будущем оно достигнет еще неведомых вершин развития.

Подобно тому как человек воплощается многократно, и Земля прошла через ряд воплощений и ей предстоит еще ряд новых. Реинкарнация происходит во всем космосе. Наша Земля в ее нынешнем виде является новым воплощением прежних планет, к трем из которых мы сейчас обратимся. Наша Земля - до того как она стала Землею - была тем, что в оккультизме (не в астрономии) называется Луной. Нынешняя Луна подобна отходам, шлакам, которые были выброшены как негодные. Если бы мы могли смешать Землю и Луну со всеми субстанциями и существами, то получили бы то, что мы называем предшественницей Земли - оккультной Луной, а то, что сейчас сохранилось в качестве Земли, есть оставшаяся после отброса шлаков часть Луны.

Точно так же, как наша Луна является выброшенным остатком старого лунного воплощения, и Солнце, которое мы видим на небе, есть нечто, что произошло из еще более раннего состояния Земли. До того как Земля стала Луною, она была, как говорим мы, оккультисты, Солнцем, и это Солнце состояло из всех субстанций и существ, которые сегодня образуют Солнце, Луну и Землю. Это Солнце избавилось от тех членов, которые в качестве высшего небесного тела не могло в себе сохранять, от тех субстанций и существ, которые сегодня образуют Землю и Луну, и благодаря этому оно стало неподвижной звездой. Оккультист не думает, что неподвижная звезда искони была таковой. Солнце стало неподвижной звездой, после того как оно было планетой. Солнце, которое мы видим сегодня, бывшее ранее соединенным с Землей, приняло в себя многих существ, стоявших выше, чем существа земные. Соответственно Луна, которую мы видим, получила худшие части и стала поэтому извергнутым шлаком. Луна - планета понизившаяся, Солнце - возвысившаяся.

Солнечному существованию предшествовало еще одно - сатурническое. Таким образом, мы имеем четыре следующих одно за другим воплощения Земли: Сатурн, Солнце, Луна и собственно Земля. Когда предок человека развивался на Сатурне, в нем был только принцип физического тела. На Солнце к этому добавилось эфирное тело, на Луне - астральное, и здесь на Земле - "я". Из доклада "Кровь есть совсем особый сок" можно узнать, что "я" теснейшим образом связано с кровью. Этой крови не было в человеческом теле до воплощения "я", поэтому наша красная человеческая кровь связана с развитием самой Земли. Она вообще не могла бы возникнуть, если бы Земля в процессе своего развития не встретилась с другой планетой - с Марсом. Раньше Земля не имела железа, железа не было в крови, и вообще не было такой крови, от которой сейчас зависит человек. В первой половине существования Земли в ее нынешнем воплощении определяющим для нее было влияние планеты Марс, во второй половине - таково влияние Меркурия. Марс дал Земле железо, а влияние Меркурия проявляется на Земле в том, что оно все более освобождает человеческую душу, что душа становится благодаря ему все более независимой. Оккультизм говорит о двух фазах теперешнего воплощения Земли - о половине Марса и половине Меркурия. Другие воплощения называются именем одной планеты, а это - "Марс-Меркурий". Слова "Марс" и "Меркурий" обозначают здесь не теперешние планеты, но именно то, что оказывает вышеназванные важные влияния в той и другой половине.

В будущем Земля воплотится в виде новой планеты - Юпитера. Тогда астральное тело больше не будет врагом физического, как это имеет место сейчас, но оно еще не будет стоять на высшей ступени развития. Эфирное тело достигнет той же степени развития, что и физическое. Оно будет иметь тогда позади три планетных стадии, как физическое тело сейчас.
Астральное тело достигнет уровня нынешнего физического тела в воплощении Венеры, когда у него позади будут воплощения Луны, Земли и Юпитера. В последней инкарнации - воплощении Вулкана - достигнет высшей стадии развития "я". Таким образом, будущими воплощениями Земли станут Юпитер, Венера и Вулкан.

Эти имена мы находим в названиях дней недели. Было время, когда имена окружающим нас предметам и явлениям давались посвященными. Сегодня в нас уже нет внутреннего ощущения единства имен и вещей. Названия дней недели должны были напоминать человеку о его становлении в процессе развития Земли. Начнем с субботы: это день Сатурна - английское Saturday. Затем воскресенье (Sonntag) - день Солнца. Понедельник (Montag) - день Луны. Затем - Марс и Меркурий, два состояния нашей Земли. День Марса - вторник (Dienstag), по-древнегермански - ziutag или dinstag, по-французски - mardi, по-итальянски - martedi. Среда - день Меркурия: по-итальянски - mercoledi, по-французски - mercredi. Меркурий - тот же бог, что и германский Вотан. Тацит говорит о "дне Вотана"; по-английски и сейчас - Wednesday. Затем - день Юпитера: Юпитер -по-германски Donar, отсюда немецкое Donnerstag; по-французски -jeudi, по-итальянски - giovedi. День Венеры - пятница: Венера - это германская Фрея, отсюда Freitag; французское vendredi и итальянское venerdi. Итак, в последовательности дней недели мы имеем воспоминание о становлении Земли в смене разных ее воплощений.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 6-й доклад


Tags: Штайнер, карма, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist сентябрь 16, 18:46 2
Buy for 100 tokens
Мой муж, Виталий Шкляров, гражданин США и Беларуси уже почти 7 недель находится в белорусской тюрьме как политзаключенный. Его обвиняют в том, что 29 мая он якобы организовал в городе Гродно несанкционированный митинг в поддержку арестованного лидера белорусской оппозиции Сергея Тихановского.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments