Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 8-й доклад

Мюнхен, 1 июня 1907 г.

Теперь рассмотрим по порядку разные воплощения нашей планеты. Мы должны при этом со всей определенностью сознавать, что это были воплощения нашей планеты Земля, то есть состояния Земли, когда она была Сатурном, Солнцем, Луной, и нужно понимать, что эти воплощения были необходимы для образования живых существ, особенно человека, что собственное развитие человека тесно связано с развитием Земли. Но мы правильно поймем, что тогда происходило, только в том случае, если представим себе, как изменялось в определенных своих свойствах то, что мы сейчас знаем как человека, как себя самих. Сначала рассмотрим те изменения, которые произошли с состоянием человеческого сознания. Все, все в мире развивалось, в том числе и наше сознание. Сознание, присущее ныне человеку, было у него не всегда. Лишь постепенно сложилось оно в том виде, в каком мы имеем его сегодня.



Наше теперешнее сознание мы называем предметным сознанием, или явью, бодрственным дневным сознанием. Вам оно известно как то, что свойственно вам с утра, когда вы просыпаетесь, до вечера, когда вы засыпаете. Нужно уяснить, в чем состоит это сознание. Оно состоит в том, что человек обращает свои чувства во внешний мир и воспринимает предметы, поэтому мы и называем его предметным сознанием. Человек глядит на то, что его окружает, и видит своими глазами в пространстве некие предметы, которые очерчены их цветами. Человек слушает ухом и чувствует им, что в пространстве находятся предметы, которые звучат, распространяют звук. Он ощущает предметы своим осязанием, находит их теплыми или холодными, нюхает их, пробует на вкус. И человек думает обо всем, что воспринимает своими чувствами. Он применяет свой разум для того, чтобы понимать эти разнообразные предметы, и из этих фактов чувственного восприятия и понимания его нашим рассудком составляется бодрственное дневное сознание в том виде, в каком человек обладает им сейчас. Такое сознание было у человека не всегда, оно развилось до этой стадии, и оно не всегда останется таким, но человек достигнет более высоких состояний сознания.

Средствами, которые дает нам оккультизм, мы можем пока рассмотреть семь состояний сознания, из которых наше является срединным. Мы можем увидеть три предшествующих состояния и три последующих. Кое-кто, быть может, удивится, что мы оказались точь-в-точь посередине. Это связано вот с чем: первому состоянию предшествуют другие, но они ускользают от наших взоров, и за седьмым следуют иные, но они также ускользают от нашего созерцания. Мы видим назад настолько же, насколько и вперед. Если бы мы стояли ступенью раньше, то видели бы назад несколько больше, а вперед - несколько меньше. Это точно так, как если вы выйдете в поле, то налево сможете видеть так же далеко, как и направо.

Эти семь состояний сознания следующие. Первое - очень темное, глубокое состояние, которое сегодня почти не знакомо людям. Только человек, имеющий особые медиумические задатки, может и сейчас переживать это состояние сознания, которым некогда обладали люди на Сатурне. Такие медиумы могут приходить в состояние, известное и современным психологам. Бодрственное дневное сознание и другие состояния сознания у них оказываются усыпленными - они словно умирают. Но когда, впоследствии, вспоминая об этом состоянии, а порой и во время его, они рисуют или описывают то, что там испытали, мы узнаем об очень своеобразном опыте, которого в окружающей жизни не можем иметь. Их рисунки гротескны и искаженны, но они соответствуют тому, что в духовной науке мы называем состояниями вселенной. Изображения на этих рисунках часто бывают совершенно неправильными, но в них есть нечто, позволяющее понять, что такие существа в этом сумеречном состоянии обладают тупым, но всеобщим сознанием. Они видят мировые тела и изображают их в своих рисунках.

Такое сознание, темное, но при этом представляющее собой всеведение в нашем космосе, человек имел некогда, в первом воплощении Земли. Это состояние именуют глубоким трансовым сознанием. Нас окружают существа, обладающее и сейчас таким сознанием, - это минералы. Если бы мы могли говорить с ними, то минералы сказали бы нам о том, что происходит на Сатурне. Однако сознание это очень темно. Второе состояние сознания, известное нам - или, точнее говоря, неизвестное, - это состояние, в котором мы находимся в обычном сне. Это состояние не такое всеобъемлющее, но, несмотря на всю его темноту, оно предстает уже светлым по сравнению с первым. В таком сознании сна все люди когда-то, когда Земля была Солнцем, находились постоянно. Тогда предок человека непрерывно спал. И сегодня существует такое состояние - им обладают растения. Они являются постоянно спящими существами, и если бы они могли говорить, то рассказали бы, что происходит на Солнце, ибо их сознание - солнечное.

Третье состояние, все еще сумеречное и темное по сравнению с нашим дневным сознанием, - это образное сознание. О нем у нас уже есть четкое представление, потому что во сне, исполненном сновидений, мы переживаем отзвук того, что было сознанием всех людей на Луне - правда, это лишь рудимент того сознания. Будет правильно исходить из человеческого сна, чтобы представить себе картину лунного сознания. В сновидениях мы находим, правда, некую путаницу, хаос, но при более пристальном наблюдении эта путаница все же открывает глубинные закономерности. В сновидениях заключен замечательный символизм. В моих докладах я уже неоднократно приводил следующие примеры - все они взяты из жизни. Вам снится, что вы гонитесь за лягушкой, хотите ее поймать; вы ощущаете ее мягкое гладкое тело. Вы просыпаетесь, держа в руке край простыни. Если бы вы применили свое бодрственное сознание, то увидели бы, что схватили рукой простыню. Сновидческое сознание дает вам символ внешнего действия, оно создает образ из того, что наше дневное сознание воспринимает как факт.

Другой пример. Студенту снится, будто он стоит у двери аудитории. В этот момент кто-то начинает его "задирать", как говорят на студенческом арго. Результат - вызов на дуэль. И студент переживает дальше во всех подробностях все время вплоть до того момента, когда он в сопровождении секунданта и врача идет на дуэль и раздается первый выстрел. В эту секунду он просыпается и видит, что опрокинул стул, стоявший около кровати. Наяву он просто услышал бы звук падения, сон же заключает это прозаическое событие в символику драмы дуэли. Вы видите также, что временные отношения совершенно иные, ибо вся эта драма произошла в голове студента за одно мгновение. Греза оттеснила время на задний план, она не подчиняется отношениям мира, она сама образует время.

Не только внешние события, но и процессы, происходящие внутри тела, могут выражаться в таких символах. Человеку снится, как будто он сидит в подвале и отвратительные пауки подползают к нему. Человек просыпается и чувствует головную боль. Черепная коробка во сне оказалась обозначенной символом подвала, а боль - символом гадких пауков.
Сновидения нынешнего человека символизируют события, происходящие внутри и снаружи. Но когда это третье состояние сознания было присуще человеку на Луне, дело обстояло не так. Тогда человек жил среди одних таких образов, какие присущи нынешним сновидениям, но они являлись выражением реальности. Они представляли собой реальность точно так же, как сейчас реальность представляет собой синий цвет. Только краски тогда свободно парили в пространстве, они не были связаны с предметами. При тогдашнем состоянии сознания человек не мог выйти на улицу, издали увидеть человека, посмотреть на него, приблизиться к нему, потому что такие формы существ, которые имели бы определенный цвет на своей внешней поверхности, человек тогда воспринимать не мог, не говоря уж о том, что человек тогда не мог ходить, как делает это сейчас. Но предположим, что один человек встретился бы с другим там, на Луне. Перед ним возник бы свободно парящий образ из форм и красок. Он мог быть некрасивым, тогда человек отошел бы в сторону, чтобы не встречаться с ним, или же прекрасным - тогда бы он приблизился к нему. Некрасивый образ показал бы человеку, что другой относится к нему с антипатией, а прекрасный - что тот его любит.

Допустим, что на Луне существовала бы соль. Когда сейчас соль стоит на столе, мы видим ее как предмет в пространстве, зернистую, имеющую определенный цвет. На Луне было бы не так. Вы не смогли бы там увидеть соль, но от того места, где она находится, поднимался бы некий образ из форм и красок, и этот образ показывал бы вам, что соль есть нечто полезное. И так все сознание было заполнено образами, парящими цветами и формами. В таком море форм и красок жил человек, но эти образы из форм и красок представляли то, что происходило вокруг человека - в первую очередь то, что относилось к душе и душевному, что было полезно или вредно для него. Таким образом человек мог правильно ориентироваться в вещах, его окружавших. Когда Луна перевоплотилась в Землю, это сознание превратилось в наше теперешнее сознание яви, и только остаток его сохранился в сновидениях нынешнего человека - рудимент, подобный рудиментам, оставшимся от других вещей. Вы знаете, что, к примеру, поблизости от уха есть мускулы, которые сейчас кажутся бесполезными. Раньше у них было свое назначение: они служили для произвольного шевеления ушами. Сейчас лишь немногие люди владеют этим умением.

Точно так же в человеке присутствуют состояния, которые являются последними остатками прежнего, некогда осмысленного устройства. И хотя сегодня эти образы ничего уже не значат, раньше они служили обозначениями внешнего мира. Но еще и ныне вы встретите такое сознание у тех животных - обратите внимание! - которые не могут издавать звуков изнутри себя. Дело в том, что в оккультизме существует гораздо более правильное подразделение животных, нежели во внешнем естествознании, а именно - на внутренне безгласных и таких, которые могут издавать звуки изнутри себя. Правда, вы обнаружите способность издавать звуки и у многих низших животных, но это происходит механическим путем - от трения и т. д., - а не изнутри. Даже лягушки производят свои звуки не изнутри себя. Лишь более высокоразвитые животные, возникшие тогда, когда человек уже мог выражать в звуке свои радость и горе, лишь они вместе с человеком получили возможность выражать звуками и криками свою боль и свою радость. И вот все животные, которые не могут издавать звуков изнутри себя, обладают таким образным сознанием. У этих низших животных нет той четкости границ, какая есть в нашем восприятии образов. Если какое-либо низшее животное, например рак, воспринимает образ, производящий определенное неприятное впечатление, он старается уклониться от встречи с ним. Рак не видит предметов, но в отталкивающем образе он видит, что грозит какой-то вред.

Четвертое состояние сознания - то, которое имеют все люди сейчас. Образы, которые человек раньше воспринимал как красочные образы, свободно парящие в пространстве, теперь словно облекают собою предметы. Можно сказать, что образы "надеты" на предметы. Они образуют границы вещей. Они являются на вещах, тогда как раньше являлись свободно парящими. Так они становятся выражением формы. То, что раньше человек имел внутри себя, теперь выступает наружу и соединяется с предметами. Это означает, что человек перешел к своему теперешнему бодрственному дневному сознанию.

Теперь поговорим о другом. Мы уже говорили, что на Сатурне подготавливалось физическое тело человека. На Солнце к нему добавилось эфирное тело, или тело жизни, которое проникло собою физическое тело и стало работать над ним. Оно вместило то, чем стало физическое тело, и работало над ним. На Луне к этому добавилось астральное тело, которое вновь изменило строение тела. На Сатурне это физическое тело было очень простым. На Солнце оно стало уже значительно сложнее, ибо теперь над ним работало эфирное тело, делавшее его совершеннее. На Луне добавилось астральное тело, а на Земле - "я", которое сделало физическое тело еще более совершенным. Когда физическое тело было на Сатурне, когда в него еще не вторглось эфирное тело, все те органы, которые сейчас находятся в нем, не были там - отсутствовали кровь, нервы, а также железы. Тогда человек обладал - причем в их зачаточном состоянии - только теми органами, которые теперь являются самыми совершенными и имели время достичь нынешнего своего совершенства - это чудесно сооруженные органы чувств.

Чудесное строение человеческого глаза, чудесный аппарат человеческого уха - все это только сейчас достигло своего совершенства, потому что было образовано из сатурнической массы и над ним работали эфирное тело, астральное тело и "я". То же относится и к гортани; она возникла еще на Сатурне, но говорить человек тогда еще не мог. На Луне он начал издавать нечленораздельные звуки и крики, но лишь описанная долгая работа сделала гортань тем совершенным аппаратом, каким мы имеем ее на Земле. На Солнце, где к физическому телу прибавилось эфирное, эти органы чувств стали формироваться дальше и возникли все те органы, которые являются органами секреции и органами жизни по преимуществу, служа питанию и росту. Они возникли первоначально во время солнечной фазы бытия. Затем астральное тело продолжило работу в лунной фазе, а "я" - в фазе собственно Земли. Так созревали до своего теперешнего совершенного состояния железы, органы роста и т. д. Когда на Луне в работу включилось астральное тело, впервые возникла нервная система. Это было, когда человек обладал образным сознанием. Но только то, что сделало человека способным развить предметное сознание и одновременно способным выражать звуками свои радость и горе, - только "я" - образовало в человеке кровь.

Итак, вся вселенная есть строитель органов чувств. Итак, все железы, все органы продолжения рода и питания образованы эфирным телом. Итак, астральное тело является создателем нервной системы, а "я" включило в развитие человека кровь. Есть такое явление, которое называют малокровием, или хлорозом. Кровь при этом приходит в такое состояние, что не может больше поддерживать бодрственное сознание. Люди, страдающие малокровием, часто погружаются в сумеречное состояние, подобное тому, которое имело место на Луне.

Теперь рассмотрим три состояния сознания, которые должны последовать. Можно задать вопрос: как это возможно - знать об этом что-либо уже сейчас? Это становится возможным благодаря посвящению. Посвященный может уже сегодня предвосхищать эти состояния. Следующим состоянием, известным посвященным, является так называемое психическое состояние сознания - такое, в котором совмещаются образное и бодрственное дневное сознание. При таком психическом сознании вы видите человека как наяву, в его границах и формах, но одновременно наблюдаете, как то, что живет в его душе, раскрывается в виде цветных облаков и образов - в том, что мы зовем аурой. При этом вы идете по миру не как грезящий лунный человек, но с полным самоотчетом, как нынешний человек, пребывающий в бодр-ственном дневном сознании. Все человечество будет иметь это психическое, или душевное, сознание на планете, которая сменит Землю, - это будет сознание Юпитера.

Есть еще шестое состояние сознания, и им также когда-то будет обладать человек. Тогда соединятся теперешнее бодрственное сознание, то, что посвященный знает как психическое сознание, и к тому же еще то, что сегодня человек "просыпает". Человек будет очень глубоко видеть природу существ, когда станет жить в этом сознании, сознании инспирации. Он будет воспринимать не только цветные образы и формы другого человека, но и звучание его существа. Всякая человеческая индивидуальность будет иметь определенный тон, и все эти тоны будут соединяться в симфонию. Таково будет сознание человека, когда наша планета перейдет в состояние Венеры. Там он ощутит гармонию сфер, которую Гете так описывает в своем прологе к "Фаусту":

Звучит, как древле, пред тобою
Светило дня в строю планет
И предначертанной стезею,
Гремя, свершает свой полет!*
Перевод Ф. Тютчева.

Когда Земля была Солнцем, человек сумеречно воспринимал эти звуки, а на Венере они услышит их вновь, "как древле". И в этих словах Гете сохраняет образ. Седьмое состояние сознания - это спиритуальное сознание, наивысшее сознание; человек обладает тут вселенским сознанием и может видеть не только то, что происходит на его планете, но и везде вокруг в космосе. То сознание, которое имел человек на Сатурне, было совершенно темным, но при этом - некоторым видом вселенского сознания. И оно добавится ко всем другим состояниям сознания, когда человек окажется на планете Вулкан.

Вот семь состояний человеческого сознания, которые должны быть пройдены на пути человека через космос, и каждое воплощение Земли дает те условия, которые делают возможными такие состояния сознания. Лишь благодаря тому, что на Луне возникла нервная система, развившаяся в сегодняшний мозг, стало возможным наше дневное сознание. Должны быть созданы такие органы, с помощью которых мргут и физически выявиться в жизни более высокие состояния сознания, которые уже сейчас может духовно испытывать посвященный.

То, что человек может пройти через эти семь планетных состояний, и составляет смысл развития. Всякое планетное воплощение связано с развитием одного из семи состояний человеческого сознания, и благодаря тому, что происходит на каждой планете, формируются физические органы для такого состояния сознания. На Юпитере у людей появится более высоко развитый, психический, орган. На Венере появится такой орган, который позволит человеку физически развивать сознание нынешнего посвященного, пребывающего в плане дева-хана. На Вулкане же будет то спиритуальное сознание, какое сегодня имеет посвященный, находящийся в высшей сфере Девахана, в мире ума.

Завтра мы поговорим об этих планетах по отдельности, ибо, как наша Земля раньше, в атлантическую или лемурийскую эпоху, выглядела по-другому, а позже вновь будет выглядеть иначе, так же были разные состояния у Луны, Солнца и Сатурна, и будут разные состояния у Юпитера и Венеры. Сегодня мы познакомились с большими, всеобъемлющими кругооборотами планет завтра же займемся изменениями, которые происходили с этими планетами, когда они были полем деятельности человека.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 1-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 2-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 3-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 4-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 5-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 6-й доклад
- Рудольф Штайнер. Теософия розенкрейцеров. 7-й доклад


Tags: Штайнер, розенкрейцеры, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments